Проект по экспериментальной деятельности "Удивительный песок: Песочная сказка" в группе раннего возраста
проект по окружающему миру

Черткова-Сыдеева Дарима Владимировна

В настоящее время пользуется большой популярностью среди психологов и педагогов, а также и родителей специально организованная деятельность с детьми с использованием песочницы.  И это не случайно,  ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка и его спонтанной "самотерапии" известна с древних времён. По своей природе уже в дошкольном  возрасте дети  исследователи. Поэтому, организация элементарной опытно-исследовательской деятельности поможет нам пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего, приобщить их к красоте природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 "Школа 1015" г. Москвы

Дошкольное отделение №2

Проект по экспериментальной деятельности

"Удивительный песок: Песочная сказка"

(ранний возраст)

C:\Users\OEM\Downloads\20210419_111256.jpg 

   

Составили: Черткова-Сыдеева Д.В

Шамурханова И.М.

Москва, 2021г.

Содержание

Актуальность................................................................................................ 3

Паспорт проекта........................................................................................... 4

Этапы проекта..............................................................................................  5

Содержание проекта.....................................................................................5

Литература.....................................................................................................8

Приложения...................................................................................................9

«Самая лучшая игрушка для детей- куча песка»

К. Д. Ушинский

Актуальность

        В настоящее время пользуется большой популярностью среди психологов и педагогов, а также и родителей специально организованная деятельность с детьми с использованием песочницы.  И это не случайно,  ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка и его спонтанной "самотерапии" известна с древних времён. По своей природе уже в дошкольном  возрасте дети  исследователи. Поэтому, организация элементарной опытно-исследовательской деятельности поможет нам пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего, приобщить их к красоте природы.

        Использование простого речного песка для исследовательской деятельности и игр детей является преимущественным, так как это природный и гипоаллергенный материал.  

        В тоже время,  наряду с изучением свойств речного песка, проект даёт возможность познакомиться и со свойствами  «кинетического» («космического» или «живого») песка, который имеет вид обычного мокрого речного песка, но не сохнет, легко сохраняет форму и легко собирается в комок с пола, стола и других гладких поверхностей.  

         А если учесть, что любой песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе исследований и экспериментов происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

        Исследование и игра – это то, что позволяет развиваться ребёнку гармонично как физически, так и эмоционально. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Паспорт проекта

Название проекта

"Удивительный песок: Песочная сказка"

Вид проекта

Краткосрочный, познавательно-исследовательский, игровой

Разработчики проекта

Воспитатели: Черткова- Сыдеева Дарима Владимировна

Шамурханова Индира Мирзеагаевна

Цель:

- познакомить детей со свойствами песка, расширить игровой опыт с песком.                                                                                                                                                                                      

Задачи:

-развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук;

-формирование познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);

- формирование представлений об окружающем мире;

- воспитание любознательности, стремления наблюдать, экспериментировать.

Сроки и этапы реализации проекта

Проект краткосрочный  5 дней

Участники проекта

Дети ясельной группы, воспитатели, родители

Ожидаемый результат

 -овладение знаниями о свойствах песка (действия с сухим и влажным песком);

 -развитие познавательной активности;

-эмоциональный комфорт ребёнка;

-обогащение родительского опыта  приёмами практического  взаимодействия с ребенком в семье.

Этапы проекта

Этапы

Дата

Вид деятельности

Примечание

1 этап- Подгото-

вительный

1 день

  • Подборка методической и художественной литературы по теме;
  • Изготовление буклета «Кинетический песок: особенности и преимущества»;
  • Информирование родителей о теме предстоящей работы;
  • Оформление предметно-развивающей среды для занятий;
  • Беседа о безопасности  во время игры с песком

-Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста» 

(Приложение №1);

-Информационный буклет о кинетическом песке (Приложение №2);

-Сборник стихов, загадок  (Приложение № 3);

- Правила игры с песком (Приложение №4);

-Индивидуальная песочница, фартуки, мелкие игрушки, формочки, лопатки(привлечение родителей).

2 этап-Основной

2 день

  • Опытно – экспериментальная деятельность: 

Занятие-экспериментирование:

Тема«ПесокСвойства песка

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Задачи:

1.Познакомить детей со способами исследования песка, включать детей в исследовательскую работу;

2.Учить делать несложные предметы из песка по образцу взрослого;

3. Воспитывать любознательность, умение

работать сообща.

  • Проблемная ситуация: «Поможем кукле Кате. Ей попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

 Конспект занятия (Приложение №5)

3 день

  • Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
  • Проведение исследований и экспериментов  с речным песком и водой в групповой песочнице: «Печем куличики», «Наполни формочку», «Чьи это следы?»,   «Удержи песок в ладошках», «Наполни баночку», «Выложи узор из камешков», «Дорожка из песка», «Пересыпание сухого песка через воронку», «Ручеек течет», «Дождик моросит», «Песочный ветер», «Узоры на песке», «Отпечатки наших рук»,  «Украсим горку из песка».
  • «Песочные фантазии»

(Приложение №4)

(Приложение №6)

Мастер- класс для родителей

(Приложение №7)

4 день

  • Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
  • Исследовательская деятельность. Занятие с кинетическим песком: "Знакомимся с песком".

Цель: развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей.

  • Игры с кинетическим песком в индивидуальных песочницах:«Спрячь игрушку», «Найди игрушку», «Спрячем ручки», «Игрушки катаются с горки»,  «Наполни формочку», «Посади овощи», «Угадай, что спрятано в песке», «Постройка домика для куклы»,  «Волшебные рисунки», «Рисование палочкой»,  «Колобки».

(Приложение №4)

Конспект занятия с кинетическим песком. (Приложение№8)

(Приложение №9)

3 этап-

Заключи

тельный

5 день

  • Итоговая фотовыставка: «Удивительный  песок. Мы- исследователи!»;
  • Презентация проекта «Удивительный песок. Песочная сказка» родителям, педагогам ДОУ.                                  

Монтаж видеоролика

Публикация в соцсетях

Ресурсное обеспечение

Песочница размером 100x140x8 см. для групповой работы с сухим и влажным песком, ёмкость с речным песком, детская лейка с водой, лопатки и формочки для песка, разноцветные крышки от пластиковых бутылок (камешки, ракушки, мелкие игрушки  и другие природные материалы), пластиковые бутылочки с крышками, воронка, кинетический песок, песочницы размером 50x70x8 см. для индивидуальной работы, влажные салфетки для рук.

Список  литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».

5. Варыгина В. В., Горбач Т. В.Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера.- Курск., 2010.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.

7. Научный форум: вопросы гуманитарных наук: научно- методический сборник/гл.ред. Романова И.В.- Чебоксары: ЦДИП "INet",2015.

Приложение №1

Консультация

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

        Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.        Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в
ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

        Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического
состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов.

        Песочная терапия один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная  проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

        Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.
        Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были

съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх

Приложение №2

Информационный буклет о кинетическом песке

  • нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста;
  • силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;
  • не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства;
  • просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
  • в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;
  • он рыхлый, но растягивается;
  • из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен;
  • он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде;
  • не требуется специальной песочницы, специальных условий хранения;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»;
  • в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  • совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Приложение №3

Сборник литературы для чтения

Загадки о песке

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

****

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!  (песок)

*******
Мелкие зёрна огромной горы.

Вниз не текут, как вода или сок.

Тоненькой струйкой  с горы до поры

Сыпется с тихим журчаньем  (песок).

Чтение стихотворения 

Мы  в  песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка, 
Увлеклись,  не  замечаем,  
Что  носки  полны  песка.   
Принесли  воды  в  ведёрке, 
Чтобы  не  сломался  дом,   
Красовался  на  пригорке,           
Мы  его  водой  польём.               К. Балдина

*****

Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!            И. Финк   

Беседа по сюжетной картинке «Дети играют в песочнице».

Приложение №4

Правилами игры с песком

        Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр, чтобы они стараться не высыпать песок из песочницы (воду стараться не выливать). Для этого можно  продумать образ "Песочной принцессы".

И ей станет грустно, если подружки песчинки потеряются и не смогут вернуться домой в песочницу.

"Песочная принцесса" просит ребят:

  • Береги малыш песчинки- не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался- покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают в других детей. Нельзя брать песок в рот.
  • "Песочная принцесса" очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой- вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок-

Ты всем нам подрасти помог!

Приложение №5

Конспект занятия-экспериментирования в ясельной группе

«Песок. Свойства песка»

Тема«ПесокСвойства песка

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Задачи:

1. Познакомить детей со способами исследования песка, включать детей в деятельность экспериментирования;

2. Учить делать несложные предметы из песка по образцу взрослого;

3. Воспитывать любознательность, умение работать сообща.

Форма проведения: подгрупповая.

Оборудование: групповая песочница, речной песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, игрушка зайка, воронки, магнитофон, картинки с изображением детей (ребенок обсыпается песком, ребенок ест песок, ребенок трёт глаза, фартуки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам пришёл в гости зайчик Стёпа. Поздороваемся с ним (из-за спины появляется зайка с формочкой в лапах, дети здороваются с зайкой.

Доброе утро, глазки (сделать вокруг глаз руки, как будто смотрим в бинокль).

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки (сделать ушки, как у слона).

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки (хлопки руками).

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки (потопать ногами).

Вы проснулись?

Доброе утро, дети.

Вы проснулись?

Доброе утро, Стёпа!

II. Основная часть. 1.Воспитатель: Ребята Стёпа пришёл к нам с непустыми руками. Посмотрите что он принес? (У него в лапах формочки). Что хочет сделать Степа? (Стёпа хочет сделать песочные пирожки).

А из чего еще можно сделать пирожки? (правильно, из песка)

У нас есть песок, и мы поможем зайчику сделать пирожки, но "Песочная принцесса"рассказывала вам, как правильно работать с песком:

Во время занятия:

не брать песок в рот;

не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками (Показ картинок с детьми).

Воспитатель: оденем фартуки, чтобы не испачкаться.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит песочница, что в ней? (песок).

Воспитатель: Да, здесь насыпан песок. Потрогайте его руками. Какой песок? (Песок сухой (дети повторяют)песок тёплый (дети повторяют)песок легко сыпется, он сыпучий (дети повторяют). Проводится индивидуальная работа.

Воспитатель: скажем вместе песок: сухой, тёплый, сыпучий.

2. Подвижная игра "Зайчики"(повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем со Степой. Выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в зайчиков превратитесь. О-о какие красивые зайчики у нас. Присели все на корточки. (Звучит мелодия. Дети прыгают как зайки. Мелодия останавливается и зайки присели на корточки). (2- 3 раза)

3. Выполнение 1-й части эксперимента.

Воспитатель: Теперь вернёмся к нашему столу.

-Посмотрите я беру воронку. Какого цвета воронка? (ответы детей).

-Возьмите воронки и насыпьте в них песокпесок легко сыпется, почему? (потому что он сухой).

Воспитатель: Теперь возьмите формочки, посмотрите какого они цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Насыпьте в формочки песок и попробуйте сделать пирожки. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки(Дети выполняют задание.)

- Получились пирожки? (Ответы детей). Пирожки не получились. Почему? потому что песок сухой(Песок сухой.)

Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка пирожки нельзя сделать.

4. Выполнение 2-й части эксперимента.

Воспитатель: А вот из такого песка можно(воспитатель ставит песочницу с мокрым песком)

Воспитатель: потрогайте песок руками и скажите какой он сухой или мокрый (мокрый)

Воспитатель: Тёплый песок или холодный(холодный)

Воспитатель: Повторим вместе песок мокрый и холодный.

Воспитатель: Ребят песок мокрый потому что я его полила водой, запомни Стёпа, если в песок налить воду он станет мокрым и холодным.

Воспитатель: Ребята возьмите воронки насыпьте в них песок(дети выполняют задание).

Воспитатель: Скажите мокрый песок сыпется(нет не сыпется).

Воспитатель: Мокрый песок не сыпется, из мокрого песка можно сделать пирожки. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок(дети выполняют задание).Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Пирожки.)

- Вот какие красивые пирожки мы с вами сделали, молодцы.

Из мокрого, сырого песка можно делать пирожки

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, напомним Стёпе всё, что мы узнали о песке.

- Мы узнали, что песок сухой (тёплый, сыпучий, из него нельзя делать пирожки).

Песок мокрый(холодный, из него можно лепить пирожки).

Ребята Стёпе очень понравилось у нас в гостях, но ему пора возвращаться домой, попрощаемся с ним, скажем ему «До свидания!».

Приложение №6

Игры с речным песком

        Эти  несложные, совсем незамысловатые, простые игры способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.

        У детей значительно снижается уровень раздражительности. Даже непродолжительная разминка рук с  песком помогает отдохнуть, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Цель игр: познакомить детей со свойствами песка.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;

-обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.

Игра "Накормить птичек"

Для этой игры потребуются пуговицы. Их нужно закопать в песок. Дети с большим удовольствием «добывают корм» для птиц. 

Игра "Песочные прятки"

Для этой игры потребуются игрушки от шоколадного яйца «Киндер». Дети с большим удовольствием ищут маленькие игрушки.

«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.

Игра «Я пеку-пеку-пеку деткам всем по пирожку,

а для милой мамочки испеку два пряничка»

В эту игру предпочитают играть девочки.

Пирожки можно лепить руками, а если  предложить ложечки от посуды для кукол, пирожки получаются ровные, аккуратные. 

Игра «Отпечатки»

Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции должен сделать такие же. Такие игры очень хорошо развивают воображение.    

Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»

Цель: - формировать знания о свойствах песка (сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить, влажный песок сохраняет форму предмета);

- развивать умение узнавать и называть основные цвета;

- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;

- развивать творческие способности.

Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, два небольших контейнера с сухим и мокрым песком, воронки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить бутылочки песком. Дети попытались насыпать песок руками. Получается не очень хорошо. Тогда воспитатель предлагает детям воспользоваться воронками. Получается? (да) Почему? (потому что сухой песок сыпется легко).

- А теперь давайте насыпать мокрый песок в бутылочку через воронку. Получается? (нет) Почему? (мокрый песок не сыпется). Педагог предлагает детям оставить отпечатки крышек и дна бутылочек на мокром песке.

- Посмотрите, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Да и следы получаются разные!

Игра - эксперимент «Отпечатки наших рук»

Цель: - закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета;

- научиться создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка;

- развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

- формируем инициативность, самостоятельность;

- развиваем воображение и речь.

Игровой материал: неглубокий контейнер или поднос с сухим песком, лейка с водой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям оставить отпечатки своих ладошек на сухом песке.

- Ребята, хорошо ли видны отпечатки? (нет)

- Почему? (потому что сухой песок рассыпается)

- А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его водой)

Педагог поливает песок водой с лейки, перемешивает его, ровняет, предлагает детям снова оставить отпечатки своих ладошек на мокром песке.

- А теперь получается? (да)

- Посмотрите, виден каждый ваш пальчик! На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»

Материал: ёмкость с песком, лопатки, лейки, разноцветные крышки из пластиковых бутылок (можно использовать камешки, ракушки и т. п.).

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям горку из песка с помощью лопаток.

- Что-то у нас с вами ничего не получается. Как вы думаете, почему? (песок рассыпается) А почему он рассыпается? (потому что он сухой) А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его из леечки водой)

Дети поливают песок водой, затем строят горку.

- Какая у нас с вами получилась большая горка! А давайте теперь с вами ее украсим!

Воспитатель раздаёт детям крышки от пластиковых бутылок и предлагает ими украсить горку.

Приложение №7

Мастер- класс для родителей "Песочные фантазии"

        Здравствуйте, наши дорогие родители! Я хочу показать вам сегодня, как можно рисовать со своими маленькими детьми на песке.

        Песок- это дар природы, каждая песчинка содержит лучик солнца, доступен каждому кто хотел бы с ним работать. Ребёнок не боится его, потому что с пелёнок, когда ребёнок научился ходить он играет в основном на улице в большой песочнице, а я хочу вам показать, как можно играть в малой песочнице.  Вот  её размеры 50*70 и её глубина 8 см.  Бортики песочницы выкрашены в голубой цвет и донышко песочницы тоже выкрашено в голубой цвет. Ведь голубой цвет ассоциируется в водой, воздухом и небом.

        Поверхность, на которой мы учим рисовать детей, должна быть ровная, для этого нам подойдёт обычная линейка и просто проведите линейкой по поверхности. Поверхность готова к рисованию.

А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. 

При игре с песком  можно выполнять такие упражнения:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

-создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

-поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

        Мы с вами будем учиться рисовать прямые и волнистые линии. Для этого раскладываем на песок вот такие кораблики (их можно сделать из бумаги) и я вам предлагаю провести волнистые линии, т.е. кораблик плывёт по волнам. Вы можете нарисовать волны пальчиком, а может всеми пальчиками, много волн, но на самом деле вы выполняете волнистую линию.

        Сгладили поверхность, взяли игрушку и для этой игрушки нарисуйте дорожку (широкую), например, и по этой дорожке идёт уточка кря-кря!

        Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасны для детей.

        Можно ребёнку самому предложить сгладить поверхность, он понимает, что это легко.

        Давайте с вами нарисуем лесенку для игрушки. И игрушка у нас шагает по ступенькам (одна ступенька, вторая, выше, выше). На самом деле нарисовали дорожку из прямых линий.

        Итак, мы научились рисовать дорожки, ступеньки, волны. Теперь мы с вами будем учиться рисовать предметы, состоящие из округлых форм.  Можно нарисовать много шариков на песке и вы упражняетесь и кисть руки у вас смело проходит по кругу.

Перечень игр:

«Художник» взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что – нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.

«Одновременно» предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга,2 квадрата,2 треугольника.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.» нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.

«Вылечи букву» напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

 «Песчаные замки» нарисуйте вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на соль, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

«Буква из камушков» по заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.

        Также можно нарисовать какой-нибудь эпизод из сказки, например, колобок. Рисуем дорожку и круглого колобка с глазами, носиком, а на другом конце дорожки можно нарисовать зайчика (длинные уши, лапки, хвостик). Вспомните какой это эпизод из сказки и расскажите его.

        Я сегодня вам объяснила, как можно учить рисовать детей на песочной поверхности, это- предметы, картинки (маленькие сюжеты) и различные узоры.

        В заключении хотелось бы, чтобы вы по желанию нарисовали своё настроение на песке. Понравилось ли вам рисовать на песке? Надеюсь, информация была полезной.

        Спасибо за внимание!

        

Приложение №8

Конспект НОД с кинетическим песком для детей

ясельной группы «Знакомимся с кинетическим песком»

Цель: развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей.
Задачи:
Образовательные:
-побуждать детей к самостоятельной деятельности;
-расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями.
Развивающие:
-развивать любознательность;
-развивать творческие способности, активность и самостоятельность в изобразительной деятельности;
Воспитательные:
-способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим взрослым;
-формировать такие качества личности как коммуникативность, инициативность;
-способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости .

Материал: кинетический песок, игрушка «Зайчик»
Образовательная область: Познавательное развитие
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Как вы думаете, кто это?
Дети: зайчик (если затрудняются, то помочь ответить)
Воспитатель: Правильно ребята, это зайчик. Давайте поздороваемся с зайчиком.
(дети здороваются с зайчиком)
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я зайка – побегайка, прыгаю ловко, люблю я морковку.
Воспитатель: Ребята посмотрите, зайчик пришёл к нам непросто так, он что-то принёс. Как вы думаете, что это?
Дети: ведёрко (если затрудняются, то помочь ответить)
Воспитатель: Правильно ведёрко. А давайте посмотрим, что лежит в ведёрке.
Воспитатель в месте, с детьми рассматривают, что находится в ведёрке.
Воспитатель: Ребята посмотрите, да это же песок.
Воспитатель: Давайте поблагодарим зайчика за его подарок и немножко поиграем, вставайте в кружок и ты зайчик вставай вместе с нами.

"На лесной лужайке разыгрались зайки:             показываем "ушки зайчика"

Лапками хлопали, ножками топали,                    хлопки, топают ногами

Ушками махали,                                        делаем "ушки зайчика" и машем

Выше всех скакали.                                        прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                                руки к глазам"хлопаем глазками"

Песенку пропели: Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ах, какие  весёлые зайки!"                                  болтаем руками

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим, что за чудо песок принёс нам зайка. Усаживайтесь за стол (где заранее была расстелена клеёнка), раздаёт песок каждому ребёнку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на песок, как вы думайте какого он цвета? (если дети затрудняются ответить, то помочь им) жёлтый, а теперь давайте потрогаем руками песок? Посмотрите, какой он мягкий на ощупь. Нравится?

Воспитатель: Ну что ребята, теперь давайте поиграем с зайчиком и спрячем наши ручки в песке. А зайчик будет искать. Молодцы ребята! А теперь давайте помнём песочек руками, как будто мы месим тесто. Молодцы ребята! Ну что вам понравилось играть с песком. Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята давайте поблагодарим зайчика за его подарок и пригласим его ещё к нам в гости поиграть с нами. (дети прощаются с зайчиком)

Зайчик: До свидания, ребята.

Воспитатель: Ребята, что за гость к нам приходил? А что зайчик нам принёс? Ребята, а какого цвета песок? Какой песок на ощупь мягкий или твёрдый? Молодцы, ребята, мы славно сегодня поиграли с вами.

Приложение № 9

Игры с кинетическим песком

        Игры с кинетическим песком схожи с играми с речным песком. С той разницей, что кинетический не сыпется, его не нужно увлажнять, а  постройки будут крепче.

Игра «Знакомство»

Взрослый позволяет ребёнку опустить руки в песок и размять его. Песок мягкий, прохладный на ощупь. Пусть ребёнок сжимает, «разламывает» песок, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки с помощью взрослого. Пусть ребёнок почувствует разницу температур.

Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.

Игра "Следы на песке"

Взрослый предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.

«Идут медвежата»-ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»-ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.

Игра "Куличики"

Любимая игра детей (особенно в зимнее время).  

Особенно дети любят когда куличики с «сюрпризом» – когда в форму прячут игрушку от киндера, а затем разламывая фигуры находят тех или иных героев.

Игра «Песочные прятки»

Для этой игры потребуются игрушки от шоколадного яйца «Киндер». Дети с большим удовольствием ищут маленькие игрушки.

«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.

Игра «Отпечатки»

Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции должен сделать такие же. Такие игры очень хорошо развивают воображение.    

https://nsportal.ru/chertkova-sydeeva-darima-vladimirovna



Предварительный просмотр:

Кинетический песок — материал для лепки, который позволяет создавать ребёнку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и другие. Основной компонент материала — натуральный песок, дополнительные элементы — безопасные полимеры, которые придают песку пластичность.C:\Users\OEM\Downloads\nabor-peska-dlya-detskogo-tvorchestva-zamok-iz-peska-kinetic-sand_cut-photo.ru.jpg

  • нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста;
  • силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;

C:\Users\OEM\Downloads\IMG-20210126-WA0010[1]_cut-photo.ru.jpg

  • не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства;
  • просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно; https://images.by.prom.st/83483637_w640_h640_kineticheskij-pesok-smes.jpg
  • в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;
  • он рыхлый, но растягивается;

C:\Users\OEM\Desktop\работа\проект песок\img5 (1).jpg

  • из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен;
  • он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде; не требуется специальных условий хранения;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»;

https://media2.24aul.ru/imgs/591d347473fce82104424656/pesok-dlya-pesochnitsy-2m3-s-dostavkoy-1-9789212.jpg

  • в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;https://st2.depositphotos.com/1063437/5586/i/950/depositphotos_55867567-stock-photo-plastic-children-toys-on-the.jpg

C:\Users\OEM\Downloads\nabor_stroim_bashni-2-800x800_cut-photo.ru.jpg

  • совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Спасибо за внимание!

Данный буклет изготовлен в целях ознакомления родителей  с особенностями кинетик-песка, используемого в проектной деятельности в ДО №2  гр. "Светлячки"

(с 12.04.21г. по 16.04.21г.).

Задачи проекта "Удивительный песок: Песочная сказка": -развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук;

-формирование познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);

-формирование представлений об окружающем мире;

-воспитание любознательности, стремления наблюдать, экспериментировать.

Подробнее: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/10/proekt-po-eksperimentalnoy-deyatelnosti-udivitelnyy-pesok

ГБОУ  "Школа № 1015" г.Москвы  

ДО №2

C:\Users\OEM\Downloads\19623831_cut-photo.ru.jpg

ЗНАКОМЬТЕСЬ,C:\Users\OEM\Desktop\работа\проект песок\29f19671cc19890dd36e8f59c521e471.jpg

Особенности и преимущества

Информационный буклет

для родителей



Предварительный просмотр:

Консультация родителей о значении игр с песком

C:\Users\OEM\Desktop\работа\проект песок\91rKq+a6bxL._AC_SL1500_.jpg

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

        Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.        Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в
ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

        Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

C:\Users\OEM\Desktop\работа\проект песок\maxresdefault.jpg

        Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического
состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов.

        

        Песочная терапия один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная  проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».


        
C:\Users\OEM\Downloads\depositphotos_227701964-stock-photo-hands-child-playing-kinetic-sand_cut-photo.ru (1).jpg

        Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

        Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

C:\Users\OEM\Downloads\y_60569c46_cut-photo.ru.jpg

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.


        
https://images.kz.prom.st/69264274_w640_h640_kineticheskij-pesok.jpg

        Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были

съемные крышки.

C:\Users\OEM\Desktop\работа\проект песок\5lcmB4XnVO4BIPmOT2tluA.jpg

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/10/proekt-po-eksperimentalnoy-deyatelnosti-udivitelnyy-pesok



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Песочная терапия»

Уважаемые родители!

Подчеркните или обведите нужную цифру и впишите ответ на приведенные ниже вопросы.

1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?

-да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?

- часто;

- редко (по желанию);

- не проявляет интерес к песку.

3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?

- ребенок играет самостоятельно?

- играем совместно с ребенком?

- не играем в игры с песком.

4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

5. Как вы считаете, оказывает ли положительно влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.).

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Благодарю Вас за участие в нашем анкетировании.

Анкета для родителей «Песочная терапия»

Уважаемые родители!

Подчеркните или обведите нужную цифру и впишите ответ на приведенные ниже вопросы.

1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?

-да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?

- часто;

- редко (по желанию);

- не проявляет интерес к песку.

3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?

- ребенок играет самостоятельно?

- играем совместно с ребенком?

- не играем в игры с песком.

4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка.

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

5. Как вы считаете, оказывает ли положительно влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.).

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Благодарю Вас за участие в нашем анкетировании.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему:

 «Игры с песком в раннем возрасте»

Черткова-Сыдеева Дарима Владимировна, воспитатель

ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2 г.Москва

Игры с песком для детей дошкольного возраста это уникальная возможность, позволяющая проявлять детскую выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.

В психолого- педагогической практике считается что, игры с песком обладают замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.

Выбирая  игры с песком необходимо учитывать характер влияния данных игр на ребенка в соответствии с возрастом. Так для детей в возрасте до 3-х лет песочная игра носит познавательный характер. Играя малыш формирует первые представления об окружающем мире. Для детей старше 3-х лет игры с песком уже носят коррекционно-развивающий характер.

Таким образом, игры с песком в раннем возрасте позволяют решать педагогические задачи:

  • успешность процесса адаптации, развитие коммуникативных навыков;
  • снижение психофизического напряжения, расслабление;
  • ознакомление с окружающим миром; развитие познавательных способностей детей;
  • развитие тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, наглядно- действенного мышления;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Для целенаправленной и систематической работы по развитию детей занятия с песком должны продолжаться круглый год: в песочнице на улице в теплое время года и в группе, в специально организованных уголках в холодное время года.  

Педагог определяет форму проведения и методические приемы в соответствии с педагогической задачей, направленной на развитие, профилактику или коррекцию определенных качеств или свойств личности ребенка. Необходимо отметить, что игры с песком могут быть одним из ресурсов предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.

Методы и приемы:

Формы:

  • формирования сознания  (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.);
  • формирования поведения (упражнение, тренировка и др.);
  • формирования чувств (одобрение, похвала и др.).

-игры-забавы («Найди предмет», «Я пеку, пеку» и т.д.);

-дидактические игры и упражнения;

-сюжетно игры (построим дом, забор, норки);

-конструирование (строительство домов, башен, с использованием камней, кубиков и т.д.)

-опыты и эксперименты, практическая работа по выявление свойств песка (предполагает использование разнообразного раздаточного материала: это совочки, формочки, кисточки, трубочки, лейки и т.д.);

Методические особенности организации игр с песком

  1. Создание условий

        При организации игр с песком необходимо учитывать некоторые рекомендации, которые помогут создать благоприятную атмосферу для реализации поставленных задач. Вначале необходимо выделить специальное место, где будет стоять песочница, контейнеры с песком и остальные атрибуты для игр. Не стоит помещать лоток с песком в угол помещения, так как к нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Для организации процесса песочной игры потребуются:

- песочница (ящик для песка);

- небольшие поддоны или подносы с бортиками для индивидуальной работы;

- песок;

- вода;

- коллекция миниатюрных фигурок;

- коллекция предметов: трубочки, совки, формочки, палочки, камни и т.д. предметы данной коллекции могут быть разнообразны и предложены самими детьми.

Песочница.

Размер: для игр с песком используют поднос или поддон, традиционно его размер в сантиметрах: 50х70х5 (где 50х70 — размер поля, а 5 сантиметров — глубина). Этот размер предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х8см. В условиях детского сада для игр с песком можно использовать и пластиковые контейнеры, и деревянные ящики, надувные песочницы из наборов для домашних игр с песком.

Цвет: традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно борта окрашивают в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо.

Песок должен быть чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу. Песок время от времени необходимо менять или очищать (не реже одного раза в месяц).

Коллекция миниатюрных фигурок может состоят из таких как:

  • Человеческие персонажи — разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий.
  • Животные — наземные, летающие, водные обитатели как дикие, так и домашние.
  • Транспортные средства — наземные, водные, воздушные.
  • Дома, мебель, мосты, лестница.
  • Растения, деревья, кусты, цветы.
  • Природный материал — камешки, плоды деревьев, ракушки.
  • Различные геометрические фигуры.
  • Другие предметы, предложенные детьми или взрослыми. Главные условия для их отбора – безопасность, эстетичность, практическая целесообразность (возможность использования в играх с песком).
  1. Техника безопасности

        Главное и единственное правило, которое должен соблюдать педагог- это всегда находится рядом с детьми, которые играют с песком, чтобы предупредить нарушение правил детьми. Можно продумать персонажа, например Песочная принцесса, которая будет рассказывать о песчинках- подружках, которые не любят, когда дети:

- обсыпают песком друг друга,  подбрасывают песок вверх;

- кидаются песком в глаза;

- берут  песок в рот;

- после игры с песком нужно вымыть руки,

- не сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли), не нюхать песок;

- не сыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

Еще важным моментом соблюдения безопасности является то, что все используемые при игре с песком предметы можно было легко помыть или обработать иным способом.

  1.  Общие рекомендации по организации игр с песком

        Планируя игры и упражнения с песком в первую очередь необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Игры с песком, в раннем возрасте, как уже говорилось ранее, носят познавательно- исследовательский характер. Играя малыш формирует первые представления об окружающем мире.

        При организации песочных игр должны соблюдаться три правила:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3.У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

        В случае, если ребенок отказывается играть с песком по каким-либо причинам, педагогу не стоит  настаивать, нужно дать время присмотреться и включиться в общий процесс по мере появления интереса.

         Организация работы с песком включает пять шагов по обеспечению игрового процесса:

- демонстрация песочницы;

- демонстрация коллекции фигурок;

- знакомства с правилами игр на песке;

-формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;

- завершение занятия.

         Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм. Также для игр с песком можно использовать «волшебный песок» (кинетический песок), который не требует специальных условий в содержании.  Он обладает следующими свойствами:

  • нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста;
  • силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;
  • не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства;
  • просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
  • в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;
  • он рыхлый, но растягивается;
  • из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен;
  • он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде;
  • не требуется специальной песочницы, специальных условий хранения;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»;
  • в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  • совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

                        По результатам совместной деятельности можно определить, что дети раннего возраста способны самостоятельно собрать кинетический песок в ёмкость для хранения.

        По педагогическому назначению и применению игр и упражнений с песком  с детьми раннего возраста можно разделить на группы:

  1. Игры и упражнения, направленные на установление психологического комфорта и положительных установок, положительного эмоционального состояния, снижение психофизического и эмоционального напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности,  регуляцию мышечного напряжения:
  • развитие мелкой моторки и координации движений;
  • формирование умения согласовывать движения пальцев рук со словами.
  1. Игры и упражнения, направленные на познавательное, интеллектуальное, речевое развитие детей:
  • развитие и расширение кругозора, представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы (например, формировать знания о свойствах песка) о рукотворном мире человека.
  • формирование умения понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть обобщающие слова (например, овощи – в соответствии с формочками и реальными овощами).

                Нужно отметить, что эта классификация весьма условна, так как в большинстве случаев одна игра решает комплекс педагогических задач познавательного и коррекционно-развивающего характера.

        Таким образом, через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи эмоционального развития детей раннего возраста:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстрее осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

        Данные методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных организаций, внедряющих современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.

Литература

1. Варыгина В. В., Горбач Т. В.Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера.- Курск., 2010.

2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

5. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru

6. Научный форум: вопросы гуманитарных наук: научно- методический сборник/гл.ред. Романова И.В.- Чебоксары: ЦДИП "INet",2015.

7.  Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

8. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.

9.  Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008.

11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

https://nsportal.ru/chertkova-sydeeva-darima-vladimirovna


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Школа № 1015» ДО №2 г. Москва Проект по экспериментальной деятельности "Удивительный песок: Песочная сказка" (ранний возраст) гр. «Светлячки» Воспитатель: Д.В.Черткова-Сыдеева Апрель, 2021г.

Слайд 2

Проект «Удивительный песок. Песочная сказка» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Проект содержит материал по образовательной области «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных областей:«Социально- коммуникативное», «Развитие речи». Данный проект адресован педагогам дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми раннего возраста, родителям.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» К. Д. Ушинский Каждый ребёнок играя исследует и познаёт окружающий мир. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Взаимодействие с песком очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Слайд 4

СРОК :12.04.2021г.-16.04.2021г., УЧАСТНИКИ : воспитатели, дети ясельной группы, родители ВИД ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский, игровой ЦЕЛЬ: Ознакомление детей со свойствами песка, развитие интереса к познанию и исследованию песка, формирование игрового опыта с песком. ЗАДАЧИ: -сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить кругозор; -обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, действий с ними; -развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук; -формировать познавательные процессы (внимание, память, мышление); -воспитать любознательность, стремления наблюдать, экспериментировать.

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -овладение знаниями о свойствах песка (действия с сухим и влажным песком); -развитие познавательной активности; -эмоциональный комфорт ребёнка; -обогащение родительского опыта приёмами практического взаимодействия с ребенком в семье.

Слайд 6

1ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Подборка методической и художественной литературы по теме (сборник стихов, загадок и т.д.) ; Изготовление буклета «Кинетический песок: особенности и преимущества»; Информирование родителей о теме предстоящей работы (анкетирование, консультирование); Оформление предметно-развивающей среды для занятий; Индивидуальная песочница, мелкие игрушки, формочки, лопатки(привлечение родителей); Выявление первоначальных знаний детей о песке, беседа о безопасности во время игры с песком.

Слайд 7

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 1. да-56% (9 чел.); нет- 13% (2 чел.); затрудняюсь ответить- 31% (5чел.) 2. да-69% (11 чел.); нет- 25% (4 чел.); не проявляет интерес- 6% (1чел.) 3. играет самостоятельно-37% (6 чел.); играем вместе- 37% (6 чел.); не играем с песком- 26% (4чел.) 4. да-81% (13 чел.); нет- 0% (0 чел.); затрудняюсь ответить- 19% (3чел.) 5. да-56% (9 чел.); нет- 0% (0 чел.); затрудняюсь ответить- 44% (7чел.) 6. да-87% (14 чел.); нет- 0% (0 чел.); затрудняюсь ответить- 13% (2чел.)

Слайд 8

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятие-экспериментирование Тема : «Песок. Свойства песка» Цель : Ознакомление детей со свойствами песка. Задачи : 1. Познакомить детей со способами исследования песка, включать детей в исследовательскую работу; 2. Способствовать выполнению несложных действий из песка по образцу взрослого; 3. Способствовать развитию речи детей; 4. Воспитывать любознательность, умение работать сообща. Проблемная ситуация: «Поможем кукле Кате. Ей попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

Слайд 12

«Печем куличики», «Наполни формочку», «Чьи это следы?», «Удержи песок в ладошках», «Наполни баночку», «Найди игрушку», «Дорожка из песка».

Слайд 14

«Пересыпание сухого песка через сито или воронку», «Ручеек течет», «Дождик моросит», «Песочный ветер», «Узоры на песке», «Отпечатки наших рук».

Слайд 15

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ» Цель : Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Задачи : -Познакомить родителей с методами расслабления -создать интерес к играм и упражнениям с песком -развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук -познакомить со способами развития речевой активности у детей. Оборудование : Песочница, геометрические фигуры, мелкие фигурки, камешки.

Слайд 16

Игры родителей с детьми: «Волны», «Рельсы, шпалы», «Пианино», «Художник», «Буква из камушков», «Что спрятано?» и т.д.

Слайд 19

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятие с кинетическим песком Тема: «Волшебный песок" Цель: Формирование навыков игры с кинетическим песком, обогащение кругозора детей. Задачи: -познакомить детей со свойствами кинетического песка; -развивать познавательные процессы, мелкой моторики рук, активность и самостоятельность в исследовательской деятельности; -способствовать эмоциональному настрою, усидчивости.

Слайд 20

Свойства и особенности кинетического песка: приятный на ощупь; безопасен для детей; воздушный и рассыпчатый; отлично лепится; никогда не засыхает; не оставляет пятен; не прилипает к рукам; развивает творческое воображение; не боится воды.

Слайд 21

ОБОРУДОВАНИЕ для игр с кинетическим песком

Слайд 23

Игры с кинетическим песком в индивидуальных песочницах: «Спрячь игрушку», «Найди игрушку», «Спрячем ручки», «Игрушки катаются с горки», «Наполни формочку», «Я пеку, пеку», «Куличики»

Слайд 27

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Итоговая фотовыставка: «Удивительный песок. Мы- исследователи!» Презентация проекта «Удивительный песок. Песочная сказка» родителям, педагогам ДОУ.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В гостях у сказки" (группа раннего возраста)

Цель: развивать активную речь ребенка, опираясь на театрализованную деятельность. Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим;Формировать интерес к театрально-и...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе раннего возраста. Тема: « Буль, буль, буль журчит водичка…».

Цели:-познакомить детей со  свойствами воды;-развивать умение анализировать  происходящие  явления  в  неживой природе;-развивать желание исследовать окружающий мир, поз...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудеса со снегом» (группа раннего возраста).

Развивать познавательный интерес детей, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, и...

Проект " От сказке к сказке " группа раннего возраста

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошк...

Проект «В гостях у сказки» (группа раннего возраста)

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромн...

Проект по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Актуальность Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. Огромной любовью ...