Проект Удивительная соль
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnaya_sol.docx30.45 КБ
Файл udivitelnaya_sol.pptx85.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района «Тевризский детский сад № 4»

Проектная деятельность в старшей группе «Развитие познавательно -исследовательской деятельности»

«Удивительная соль»

        Подготовила: воспитатель Назырова Гульсия Закировна

Р.п. Тевриз – 2021 г.

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Идея проекта: Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Цель проекта: Расширение представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: 

  • Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
  • Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
  • Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
  • Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
  • Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом. 
  • Развивать умения делать выводы.
  • Формировать умение соблюдать меры безопасного поведения при работе с солью.

Сроки проведения проекта: 2 неделя.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Ожидаемые результаты: 

1. Дети расширят представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.

2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогащается опыт детей при проведении опытно – экспериментальной деятельности.

4.Сформируется навык устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Этапы работы.

Этапы

Сроки проведения

этап

С 15.03.2021 по 17.03.2021

этап

С 18.03.2021 по 24.03.2021

этап

С 25.03.2021 по 26.03.2021

1 этап – подготовительный.

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  • Подбор познавательной, художественной, научной и методической  литературы.

Мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.

2 этап - основной.

  • Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
  • Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями.
  • Опытно – экспериментальная деятельность.
  • ООД  «Удивительная соль».

В процессе организованной познавательной деятельности по темам «Удивительная соль» - дети знакомились со свойствами соли, использовании ее в жизни человека. Проводили беседу с детьми «Что мы знаем про соль?» - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Проводили ООД «Удивительная соль». Просматривали презентации про соль. Проводили опытно-экспериментальную деятельность «Кристаллизация соли», «Незамерзающая соль», «Лавовая лампа» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

3 этап - заключительный.

  • Оформление мини – выставки «Обыкновенная чудо – соль».
  • Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний.
  • Обобщение опытом работы на Ассоциации воспитателей.

Ну, и конечно самым замечательным мероприятием, вызвавшем много радостных эмоций как у детей выставки поделок.

Был составлен лэпбук «Удивительная соль» где мы с ребятами собрали информацию о соли  и многое другое.

Была создана картотека опытов «Удивительная соль» - обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.

Приложение.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.
  • Хлеб-соль не бранится.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлеб да соль, ем да свой.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Чтоб потом положить по щепотке
  • В миски, платки, горшки, сковородки.
  • Рис и рыба, фасоль и салат
  • Сразу стали вкусней во сто крат!
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб соль кушал, а не послушал.
  • Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
  • Присоля  хлебнешь. Посоля все съешь.
  • Щи капустою пригожи, а солью вкусно.
  • Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

  • Меня не едят — и без меня мало едят. 
  • В воде родится, а воды боится. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
  • Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
  • В воде родится, а воды боится.
  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
  • Что в избе за белая Марья? (соль).
  • Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль).

Опыты с солью:

1.Имеет ли соль запах;

2.Какая соль на вкус.

3.Растворяется ли соль в воде;

4.Эффект «мёртвого моря».

Конспект открытого занятия на тему «Эта удивительная соль»

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.

Задачи:

- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- Уточнить знания детей о свойствах соли ; продолжать знакомить с ее видами;

- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Формировать представления о соли и её свойствах;

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;

Методы и приёмы работы с детьми:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации; «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.

- словесные: беседы, загадки, объяснения, обсуждение, анализ работы.

Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой водой, 2 большие ёмкости ( одна с пресной водой, другая с солёной водой), сырые куриные яйца , гуашь, клей.

Ход занятия:

Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку и в ней письмо. Наверное это для Вас. Может быть прочитаем письмо и узнаем что в посылке?. Присаживайтесь.

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!!!

Хозяйка медной горы («владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов) высокого мастерства»

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

В: Ребята, а вы догадались о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу, для полоскания больного горла и чтобы ей посыпать ледяные дорожки, потому что соль растворяет лёд.

В: А зачем солить пищу?

Д:Пище без соли не имеет вкуса.

Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?

А еще ребята, есть морская соль!

Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.

(подходим к столам)

Пальчиковая гимнастика.

Мышка в норку пробегает, мышка норку запирает. Мышка в дырочку глядит. На заборе кот сидит.

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

Попробуйте соль на вкус?  Какая она на вкус? (соленая).

Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

А еще проводим опыт с яйцами. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.

Вывод: соленая вода держит предметы на плаву и не дает утонуть.

Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Который мы отправим хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.

Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, , ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем ложечку с солью и высыпаем в стаканчик, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в стаканчик, затем начинаем мешать соль с гуашью пока соль не подкрасится. Соль подкрасилась,.. Ребята а на сейчас на  занятии мы с вами сделаем поделку из цветного песка для хозяйки медной горы.

Физминутка.

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

Итог. Что мы узнали о соли. (Дети отвечают и делают выводы)

Вывод: 

1. Дети получили представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, использовали разные методы для получения информации.

2. У детей появился интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогатился опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.

4. У родителей повысилась компетентность в вопросах детского экспериментирования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Тевризский детский сад № 4» Проект «Удивительная соль» Тевриз - 2021

Слайд 2

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем. Идея проекта: Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Слайд 3

Цель проекта: Расширение представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи. Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей. Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности. Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом. Развивать умения делать выводы. Формировать умение соблюдать меры безопасного поведения при работе с солью.

Слайд 4

Сроки проведения проекта: 2 недели. Тип проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: 1. Дети расширят представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации. 2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира. 3. Обогащается опыт детей при проведении опытно – экспериментальной деятельности. 4.Сформируется навык устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Слайд 6

Этапы Сроки проведения I этап С 15.03.2021 по 17.03.2021 II этап С 18.03.2021 по 24.03.2021 III этап С 25.03.2021 по 26.03.2021 Этапы работы.

Слайд 7

1 этап – подготовительный. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.

Слайд 8

2 этап - основной. Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы. Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями. Опытно – экспериментальная деятельность. ООД «Удивительная соль».

Слайд 9

3 этап - заключительный. Оформление мини – выставки «Обыкновенная чудо – соль». Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний. Обобщение опытом работы на Ассоциации воспитателей.

Слайд 10

Мы узнали: Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве. Соль - помощница в хозяйстве. Соль - пища и приправа, консервант. Соль необходима для жизни и здоровья человека. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Исследовательский проект«Удивительная соль»

  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...

Проект "Удивительная соль"

Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....

Исследовательский проект "Удивительная соль"

      Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи...

Исследовательский проект «Удивительная соль»

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...

Проект "Удивительная соль"

Проект «Эта удивительная соль»Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Выяснить: что такое соль...

Исследовательский проект "Удивительная соль"

Проведение с детьми "Опыты с солью"...