Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «В мире профессий»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение - удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.).

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка - дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsiya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №11»

ПРИНЯТО:                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете                                                     Заведующий МБДОУ «Д/с № 11»

протокол № 2 от 08.12.2021 г.                                                                                   Полевая Т.В                                                                                                                                                         Приказ №  152/2  от 09.12.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 социально – гуманитарной направленности

«В мире профессий»

г. Коркино

2022 г.

Содержание

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи

5

1.3.

Ожидаемые результаты

5

II.

Содержательный раздел

2.1.

Описание содержания Программы

7

2.2.

Учебный план

9

2.3.

Календарный учебный график

9

III.

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое оснащение программы

10

3.2.

Методическое обеспечение программы

11

        

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа «В мире профессий» имеет социально-гуманитарную направленность и реализуется на занятиях кружка. Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на раннюю общетрудовую подготовку, расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий у детей, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Учитывая особенности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) и начальный этап профориентации, Программа в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей.

Данная программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей. Она обеспечивает создание оптимальных условий для решения задач и достижения цели программы. Программа предполагает создание условий, обеспечивающих развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.  В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Одной из важнейших задач становится повышение престижа тех профессий, которых сейчас так не хватает на региональном рынке труда. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей, так как это один из центральных моментов становления личности.

ДОУ является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города. Данное положение обусловлено следующими факторами:

 Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

 Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

 способности и склонности самого ребенка;

 привычка к разным видам труда;

 позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;

 интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Так, знакомство с профессиями дает возможность, используя межпредметные связи, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

  1. Цель и задачи.

Основная  цель Программы: развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.

Задачи:

 формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

развитие интереса к различным профессиям;

 знакомство детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

  1. Планируемые результаты.

 Планируемые результаты развития ребенка.

Направление

Показатели

Установка ребенка

Сфера интересов

 Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.

 С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).

 С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.

 С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.

 Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Мне это интересно

Сфера представлений

Способен рассказать:

 о профессии и месте работы родителей;

 о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;

 о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);

 об общественной значимости труда;

 о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;

 об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.

Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок

- Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.

 Гордится профессией своих родителей.

Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).

 Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений. Сформирован:

 опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);

 опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;

 опыт конструирования, изготовления макетов, моделей

 опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;

 опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;

 опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;

 опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;

 опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;

 опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

- Я пробовал и привык трудиться и создавать

- Мои

родители меня поддержат

II Содержательный раздел

2.1. Описание содержания Программы.

Образовательная совместная деятельность по Программе направлена на:

 развитие познавательного интереса, развитие общих способностей детей;

 формирование начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях;

 формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;

 удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно - исследовательской деятельности;

 формирование системы отношений и нравственных установок к труду (положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда);

 предоставление возможности использования своих сил детей дошкольного возраста в доступных видах деятельности.

 популяризацию профессионализма в любой сфере труда 

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия) и профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий) детей дошкольного возраста.

Модель организации совместной деятельности с детьми в образовательном процессе

этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

целевой

Чтение стихотворений, пословиц, потешек о труде взрослых. Отгадывание загадок об атрибутах к профессиям людей. Решение проблемных ситуаций. Постановка целей. Нахождение путей решения.

Читает стихотворение, задаёт вопросы. Предлагает проблемные ситуации. Помогает поставить цели. Направляет деятельность детей.

Слушают, отвечают на вопросы. Сосредотачивают внимание. Решают проблемы. Ставят цели. Находят решения

Дети настроены на работу

организационный

Закрепление норм и правил поведения. Демонстрация игрового оборудования и атрибутов к разным профессиям. Объяснение правил игры. Выполнение заданий. Игровая деятельность в игровых зонах (Магазин, Ателье, Парикмахерская, Школа, Детский сад и др.).

Вовлекает в совместную деятельность, объясняет. Создаёт проблемную ситуацию; Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Самостоятельно выбирают себе партнёров, договариваются друг с другом, помогают друг другу

Определены участники.

содержательный

Практическая продуктивная деятельность по достижению целей.

Направляет, стимулирует интерес. Интересуется ходом игры. Согласовывает с детьми действия, последовательно сть. Поддерживает познавательный интерес детей.

Сосредотачивают внимание. Выполняют правила в соответствии с содержанием деятельности. Демонстрируют познавательную активность. Решают проблемную ситуацию. Осуществляют взаимоконтроль. Осваивают последовательность действий. Проявляют заботу друг о друге.

Участие детей в практической деятельности в соответствии с правилами. Установление сотрудничества друг с другом

рефлексия

Обсуждение совместной деятельности

Задаёт вопросы, поощряет детей к высказыванию.

Делятся впечатлениями, выражают эмоции, отвечают на вопросы.

Положительное эмоциональное состояние. Познавательн ый интерес и перспективы детей

2.2. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы,

Формы организации занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

октябрь

 Профессии “Больница” (врач, медсестра, социальный работник)

 - Беседа

 - Виртуальная экскурсия в поликлинику

- Аппликация « В гостях у доктора Айболита».  

- Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Фронтальная

Индивидуаль-ная

4

1

2

ноябрь

Профессии “МЧС” (пожарник , врач, психолог)

 - Беседа на тему «МЧС»

 - Беседа о пожаре: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»

 - Экскурсия в пажарную часть

 - физическое развитие «Я в пожарники пойду, пусть меня научат!»

 - С/ролевая игра « Пожарная часть».

Фронтальная

Индивидуальная

4

1

3

декабрь

Профессия « Кондитер»

 - Беседа « Сладкая профессия»

 - Вертуальная экскурсия на кондитерскую фабрику

 - Лепка « Кондитерские изделия»

 - Мастер класс

Фронтальная

Индивидуальная

4

2

2

январь

Мир профессий «Библиотекарь»

 - Экскурсия в библиотеку

 - Изготовление книжек -

Самоделок

 - Сюжетно-ролевая игра

«Библиотека»

Фронтальная

Индивидуальная

3

1

2

февраль

Почта (Оператор связи, сортировщик почтовых отправлений, почтальон)

 - Беседа «Как появилась почта»

 - Экскурсия на почту, беседа

 - Конструирование «Почтовый ящик»

 - С/р игра «Почта»

Фронтальная

Индивидуальная

4

2

2

март

Знакомство с профессиями Журналист, редактор, дизайнер

- Беседа « Как появилась газета»

-Экскурсия в редакцию газеты « Горнятская правда»

-С/р игра « Журналист»

-Аппликация «Газета «Дошколята»

- С/р игра «Почта»

5

2

3

апрель

Профессия « Археолог»

 - Беседа «Чем занимается археолог»(2)

 - Вертуальная экскурсия на раскопки

 - С/р игра ««Наши находки»

4

Всего

28

7

10

2.3. Календарный учебный график

Возраст воспитанников

6-7 лет

Начало учебного года

01.09.2022

Окончание учебного года

30.04.2023

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

20

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

28

Продолжительность занятий

30 минут

Сроки проведения педагогической диагностики

С 03.10.2022 по 10.10.2022

С 24.04 по 30.04.2023

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

III.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение программы.

Занятия кружка проходят на базе подготовительной к школе группы  «Капитошки» для детей с ТНР. Оснащение процесса обучения согласно Программе обеспечивается библиотечным фондом, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим оборудованием. Оформление группы соответствует содержанию программы, постоянно пополняется наглядными пособиями.

Материально-техническая база:

- детский стол 6 шт.

- детский стул 18 шт.

Методический материал:

- учебно-наглядные пособия;

- дидактические игры.

Технические средства обучения:

 мультимедийный проектор;

 компьютер;         

 магнитно-меловая доска.

3.2. Методическое обеспечение программы.

1. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с. (электронный)

2. «Кем быть?» Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищева – Спб.: Детствопресс, 2005.

3. Азбука профессий. Южный Урал:учебное наглядное пособие/сост. Н.Андреева, Е Селиванова.- Челябинск: Администрация Губернатора Челябинской области: Форт Диалог-Исеть, 2014.

4. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программнометодическому комплексу Наш дом-Южный Урал: - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.

5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"

Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,так как труд всегда был основой жизни.А.С. МакаренкоАктуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди восп...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»

Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия "В мире профессий"

Программа позволяет дать основные представления дошкольникам старшего дошкольного возраста способствовать развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательн...