Презентация "Отражение мироустройства в сказках разных народов"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Томилова Наталия Николаевна

Презентация для старших дошкольников о мироусройстве через скази народов мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2fileminimizer.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отражение мироустройства в сказках разных народов Автор-составитель: старший воспитатель Томилова Н.Н. МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»

Слайд 2

У всех народов одинаковые виды сказок Сказки всех народов мира можно разделить на бытовые (В их основе лежат события каждодневной жизни, здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои) , волшебные (в них перед слушателем возникает таинственный мир, там действуют необыкновенные фантастические герои. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями) и сказки о животных (мир животных в них воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту) .

Слайд 3

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией Российская Федерация - многонациональная страна. На её территории проживает более 150 народов. У каждой нации своя культура, свой характер, свои обычаи и традиции. У каждого народа есть произведения устного народного творчества, в которых отражены древнейшие представления о мире, о моральных нормах, о бытовых особенностях. У каждого народа есть сказки. К сказкам всегда было особое отношение и предназначались они не только для детей, но и для взрослых. О чем сказки народов России ? О людях, об их жизни, о добре и зле, о подвигах и приключениях. У каждого народа выделяются бытовые, волшебные сказки, сказки о животных.

Слайд 4

Древние люди, боясь непонятного, необъяснимого, пугающего мира, пытались его объяснить, создавая мифы. Для древних миф становился такой же реальностью, как все, что их окружало. Миф – часть реальности древних. Они воспринимали мир через миф, он был для них самой настоящей действительностью. Миф – отпечаток сознания древних, У многих народов мифы сохранились в письменных источниках, хотя бы во фрагментах. Это дает возможность хотя бы приблизительно реконструировать миф, отделив первоначальное содержание от позднейших наслоений.

Слайд 5

Мифы о сотворении мира у народов мира Конечно, древних интересовало, как была создана наша вселенная. И они объясняли зарождение жизни очень сходным образом. Сравним древнеиндийский, древнекитайский и карельский мифы. Насколько же они схожи! Вот что думали древние индийцы: Вначале ничего не было, кроме первозданного Хаоса, покоившегося без движения, но таившего в себе великие силы. Из тьмы первозданного Хаоса прежде иных творений возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Поскольку не было ни солнца, ни луны, ни звезд, нечем и некому было отмерять время, не было года; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане. Через год плавания из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Брахма разбил яйцо: верхняя половина Яйца стала Небом, нижняя - Землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, создал страны света и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Слайд 6

А китайцы думали так: Во времена первозданного хаоса Вселенная по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем и зародился первопредок Паньгу.18 тысяч лет он спал в этом яйце, а проснувшись, решил выбраться наружу. Топором Паньгу ударил во мрак перед собой, яйцо раскололось. Светлое и легкое начало, образованное духом Ян, поднялось вверх и стало небом, а тяжелое и темное, образованное духом инь ,- вниз и стало землей. Отделив небо от земли, Паньгу уперся ногами в землю и головой подпер небо, чтобы не позволить им вновь обратиться в хаос. От его вдохов поднимались ветры, от выдохов гремел гром; когда великан открывал глаза, наступал день, закрывал - ночь спускалась на землю. Карельский миф: Солнце еще не освещало небо, а Земля была дикой и пустынной. Лишь в воздушной пустыне обитала в одиночестве дочь воздуха Илматар . Однажды спустилась она на море, она стала плакать, взывая к богу Неба, грома и молнии. Прилетела вдруг красивая уточка и устроилась на выставленном колене, как на болотной кочке, и снесла яички: Через три дня Илматар , почувствовав сильный жар в коленке, стряхнула все яички в болотную воду, где те тут же разбились

Слайд 7

Итак, сначала был хаос. Хаос – это страшная бездна, наполненная туманом и мраком. Но еще и дающая жизнь, творящая! Из хаоса возникли неба и земля. Причем не сами по себе возникли, их создал великий Бог . И очень важна роль яйца ( ведь древние могли не раз наблюдать .как из внешне неживого яйца рождается живое существо). Потом создаются младшие боги, и только потом богами создается человек. Он слаб, беспомощен и должен служить богам. Очень безрадостно описывается человек в мифах. В древнеисландском мифе: Сыновья Бога оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. Поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Судьбу им дали норны – богини судьбы. В греческом: Ночью и днем, не переставая, губили людей печали и изнурительный труд. Боги посылали им беды и заботы. Очень уж тяжелой была жизнь людей, и совсем ничтожными чувствовали они себя перед ликом Великих Богов, это и отражено в древнейших мифах.

Слайд 8

Каким был миф о сотворении мира у славян Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. Первый путь выбирал, направлял; два других - за ним следовали. Один, что летел за правым крылом Первого Сокола, сжимал к клюве сноп колосьев, полных зерен, и смотрел вверх, в Небо. Другой, что летел за левым крылом, сжимал к клюве ком сухой земли и смотрел вниз, в пучину Окиян-Моря . Первый был сам Род Вседержитель, второй - Белобог , а третий - Чернобог , соколиный образ принявшие. Долго ли, коротко ли они летели, но выронил Чернобог из клюва ком земли, и упал он в Окиян-Море бездонное, и сомкнулись над ним волны. Тогда Чернобог , по Воле Рода Вседержителя, обернулся Серым Селезнем

Слайд 9

-и нырнул Чернобог на дно Моря-Окияна - - Ком земли взмыл над волной Островом Буяном. - Серым Селезнем поднял Ком -Он с дна Морского; -Род Великий плоть сваял -Острова святого... -И встала, по Воле Рода Вседержителя, посреди того Острова белая Мер-Гора , и вырос на ее вершине сырой раскидистый Дуб: - А на Острове - Гора -До Небес взметнулась; -Вокруг - Солнце и Луна - Кругом обернулись. - Первый день, первая ночь - - Первый круг священный; - День и ночь - Небесный Плуг - Разделяет время...

Слайд 10

- После этого воссел Род-Сокол на вершине Дуба. И пришла пора действовать Белобогу , Обернувшись Сизым Орлом, он... - взмыл под Небеса, - В Небо бросил зерна; - Звездами его глаза - В мир смотрели зорко. - Зерна пали в чернозем, - Полны ярой силой; - Пестуемы день за днем - Батюшкой Ярилой ... После этого повелел Род Вседержитель Белобогу и Чернобогу наделить все сущее в мире душами - частицами Самого Рода, как и Он Сам - бессмертные. Дал он им волшебный молот и повелел бить им по Камню Алатырю, что лежал на вершине Мер-Горы у подножья Дуба, Обратились они в могучих великанов и стали бить по Камню Алатырю. - Ударил чудесным молотом Белобог : - Бил чудесным молотам - - Разлетались золотом - Искорки живые... - Ударил чудесным молотом Чернобог : -А другой ударил - - Вороны взлетали, - Змеи расползались...

Слайд 11

И с тех пор у живущих на стезе Прави (правая сторона), души похожи на золотые искры, а у ходящих стезями Кривды (левая сторона), души - суть вороны черные да змеи ползучие. Славянский миф о сотворении мира и похож на уже известные вам, и отличается. Этот миф рассказывает не только о сотворении мира и людей, но и о том, как появились люди хорошие и плохие, он говорит о добре и зле в человеческой душе.

Слайд 12

Древнеславянские божества Анализируя информацию разных источников, я выяснила, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. Главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. В народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого направлено против злых духов. Также древние славяне поклонялись богу Солнца (Ярило) или Даждьбог , а бог Велес считался покровителем скота, который в летописи назван «скотьим» богом. При раскопках славянских поселений находят каменных и деревянных идолов – фигуры богов. Наиболее примечательным памятником славянского язычества является четырехглавый Збручский идол, найденный в 19 веке на реке Збруч, притоке Днестра. Изваяние представляет собой трехметровый четырехгранный столб. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо - мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитали которой держат на себе землю.

Слайд 13

В волшебных сказках В сказках не редко встречается множество волшебных-мистических персонажей — то ужасных и грозных, то загадочных и непонятных, то добрых и миролюбивых. В наше время эти сказки кажутся причудливым вымыслом. Однако древние славяне свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Я выяснила, что тотемизм нашел отражение и в волшебных сказках. В них животные (тотемы) помогают человеку, служат ему верой и правдой. Например, в сказке «Сивка-Бурка» герою сказки служит конь. В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Я считаю, что здесь также отразилась память о родовых тотемах: убивать и принимать в пищу предков-животных было нельзя.

Слайд 14

Животные – покровители рода помогали человеку. Так, и в сказке спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея. В сказке « Хаврошечка » тотемным животным выступает корова, помогающая падчерице. Падчерица не ест мяса коровы и с почетом ее хоронит. В данном случае отношение к корове определяется представлением, что тотем может спасти человека, предупредить его об опасности; причинение вреда тотему наносит вред и связанному с ним человеку.

Слайд 15

Магическая сила амулетов, оберегов и магия Древние славяне жили в единстве с природой. А в древности всему, что происходит вокруг, приписывалось мистическое происхождение. У язычников всегда на первом месте был страх перед могучими и непостижимыми природными силами. Поэтому необходимо было придумать и способ защиты от, так называемых, «проделок судьбы», «злого рока» и «темных сил». Таким образом, славянские обереги, подвески-амулеты использовались везде: в предметах быта, в украшениях, в одежде. Как выяснилось, оберегидревних славян помогали защитить человека от болезней и злых духов. Кроме того, благодаря таким оберегам человек мог общаться с природой и с высшими силами, которые всегда служили помощниками для него. В древних курганах было найдено множество подвесок-амулетов, оберегов, которые носили на груди, подвешенными на цепочках.

Слайд 16

Как, например, бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение. Также найдены подвески в виде фантастического зверя, в изображении которого сочетаются черты животного и птицы. Обереги древних славян защищали и жилища. Чаще всего охранные символы размещали во дворе дома, перед входом в дом, в самых уязвимых и мало защищенных местах жилища. Они изображали солнце, «громовые знаки», фигуры с изображением конской головы на крыше строений, подковы. Эта традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Резные украшения на избах или наличниках окон - это не только произведения искусных мастеров. Их истинным предназначением считалась защита жилища от злых духов и дурного глаза.

Слайд 17

Потусторонний мир в волшебных сказках По-своему наши предки представляли, что такое смерть. Они считали, что это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира. Сопоставив с верованиями древних славян, я выяснила, как это убеждение отразилось в сказках? Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Дворец Кощея находится в царстве мертвых, и сам он похож на мертвеца.

Слайд 18

Описание Бабы-Яги тоже похоже на описание мертвеца, например, в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» говорится: «… на печи, на десятом кирпичи, лежит Баба-Яга – костяная нога, зубы – на потолке, а нос в потолок врос». Избушка у нее тесная, потому что это не просто дом, а гроб ( гроб в народе называют домовиной, то есть дом для покойника). Таким образом, в сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Слайд 19

Заключение Мне очень понравилось читать и анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. В результате, мною была проанализирована информация по верованию древних славян и художественных особенностей русских народных сказок со сказками разных народов. Народные сказки, хороводы и песни, былины, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по деpевy – всё это может быть исторически осмысленно нами только с учетом знаний о наших древних предках.

Слайд 20

Источники информации Энциклопедия для детей. История России, т. 5, ч. 1. М.: « Аванта+ », 1995. Энциклопедия для детей. Русская литература, т. 9, М.: « Аванта+ », 2001. Прот В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1966. Русские народные сказки. Ростов-на-Дону: « Владис », 2001. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. М.: «Просвещение», 1995. Фольклор народов России, т.1, М.: «Дрофа», 2002. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным . М., совместное советско-канадское предприятие «КНИГА ПРИНТШОП», 1989. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие/сост. В.П. Аникина. М.,: Высш . Шк ., 2006. Русская устная проза. Учеб. пособие/сост. В.Г. Смолицкий . М., Просвещение, 1985.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческийПродолжительнос...

Физкультурный досуг в старшей группе «СКАЗКА» «Дружба разных народов»

Физкультурный досуг  в старшей группе  «СКАЗКА» «Дружба разных народов»...

Конспект НОД по чтению художественной литературы "Сказки разных народов"

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с народными сказками разных народов на примере татарской сказки "Три сестры" и нанайской - "Айога". ...

Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов

Исследовательский проект, выполненный ребенком подготовительной группы под руководством музыкального руководителя....