Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по Волге»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Савинова Ольга Владимировна

Формировать нравственно- патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, закреплять знания детей  о городах Нижний Новгород, Городец, Семенов и народных промыслах Нижегородского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_volge.docx22.79 КБ
Файл puteshestvie_po_volge.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей подготовительной к школе группы

«Путешествие по Волге»

Задачи:

  1. Формировать нравственно-патриотические чувства, простейшие географические представления о стране.
  2. Закрепить знания о городах Нижний Новгород, Городец, Семенов, о городецкой и семеновской  росписи.
  3. Расширять представления родной реке Волге, о рыбах, живущих в реке.
  4. Активизировать речевое общение детей.
  5. Воспитывать любознательность, стремление изучать и сохранять природу.

Материал: презентация с видами Волги, города Нижнего Новгорода, Городца, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», игрушка Незнайка, песня Н. Соловьева «Моя Родина», сказка С.Я. Маршака «Волга и Вуза», рассказы С. Викулова «Три клада природы», И.А. Бунина «Родник», Н. Халикова «Волга», карточки с птицами.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций с городами Нижний Новгород, Городец. Рассматривание книг: «Городецкая роспись», «Семеновская роспись». Беседы на тему «Для чего нужна вода», «Какие рыбы живут в реке Волге», разучивание поговорок о воде.

Словарная работа: Волжане, Поволжье, устье, Каспийское море.

Ход занятия.

(презентация Слайд 1) Звучит музыка Н. Соловьева «Моя Россия»

Воспитатель: Ребята, вы прослушали песню Н. Соловьева «Моя Россия». О чем поется в этой песне? (ответы детей).

Воспитатель: Мы раньше с вами знакомились с нашей страной, говорили какая она большая, могучая – наша страна Россия. Как много в ней рек, озер, лесов, полей и степей.

(презентация Слайд 2)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим с вами? (ответы детей). Предлагаю вам послушать стихотворение И.А. Бунина «Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит».

Воспитатель: Правильно! О реке – одной из крупнейших на Земле и самой длинной в Европе – о реке Волге.

(презентация Слайд 3)

Воспитатель: Начало река Волга берет на Валдайской возвышенности. Маленький ручеек вытекает из болотца.

(презентация Слайд 4)

Воспитатель: Послушайте, как в сказке С.Я. Маршака говорится о начале Волги:

«Меж болот из мелкого колодца

Ручеек не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в реку.

               ………

Перед нею путь большой и долгий,

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой –

Матушкой, кормилицей родной!»

(презентация Слайд 5)

Воспитатель: Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. На Волге обитает 70 видов рыб. Это –  лещ, судак, сазан, вобла, сом, щука, осетр, стерлядь, красноперка. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови рыбу, которая живет в реке Волга и передай мяч другому».

(презентация Слайд 6)

Воспитатель: А еще её так называют, потому что по реке плывут баржи, теплоходы – они перевозят грузы между городами.

(презентация Слайд 7)

Воспитатель: Это сейчас так перевозят, а в старину люди тащили баржи по реке на ремнях. Посмотрите на картину И. Репина «Бурлаки на Волге» - и послушайте стихотворение:

Самая большая российская река,

Не Енисей, не Кама и даже не Ока.

Зовут её матушкой, а в прошлые века

Там бурлаки-ребятушки,

Чья учесть не легка,

Тащили баржи с грузами

Огромными арбузами,

Специями и тканями…

Стук в дверь. Приходит в гости Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня разговариваете о реке Волге и хочу вам задать вопрос. Для чего нужна река? (ответы детей). Для чего нужна вода? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Незнайка, еще знают поговорки о воде.

Дети: «Водя и лес – краса природы», «В реке много водорослей – много рыбы!», «Без воды нет рыбы, без леса – зверя»

Незнайка: Молодцы! Я тоже хочу узнать что-то новое.

Воспитатель: Мы тебе предлагаем остаться с нами, послушать и отгадать загадку.

«Два братца в воду глядятся, век не сойдутся!» (Берега).

(презентация Слайд 8)

Воспитатель:  У каждой реки есть свои берега. И Волга течет много лет по одному и тому же руслу (месту) и впадает куда? (ответы детей).

(презентация Слайд 9)

Воспитатель: Правильно. Она впадает в Каспийское море.

Физкультминутка – русская-народная игра «Ручеек».

(презентация Слайд 10)

Воспитатель: Волга течет по России много километров, через родные города, народы. Все народы живут дружно на родных берегах. Раньше в старину они общались и обменивались товарами с одного берега на другой на паромах, а сейчас построены большие мосты.

(презентация Слайд 11)

Воспитатель: Наш город Нижний Новгород был основан в далеком 1221 году на месте слияния двух рек. Каких? (ответы детей). 

Река Волга могучая река и у неё есть младшая сестра – река Ока. Вот на этом слиянии двух рек и появился наш город.

Там, где с Волгой сходится Ока,

Где гуляет ветер по просторам

Незабываемою славою в века,

Расцветает мой любимый город.

Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать людей, которые живут на берегах Волги? (ответы детей).

Воспитатель: Волжане.

(презентация Слайд 12)

Воспитатель: Вот, что говорил про это поэт С. Викулов:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три основы.

Какая бы ни грянула беда,

Целы они – все возродится снова.

Воспитатель: Какая красивая наша природа. А как называется место, где река впадает в море? (устье).

(презентация Слайд 13)

Воспитатель: Правильно. В устье реки Волги теплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно. Предлагаю поиграть в игру «Покажи и назови птиц, которые живут на Волге» (игра с карточками).

(презентация Слайд 14)

Воспитатель: Есть на Волге очень красивый цветок, который отличается от всех других цветов. Это – Лотос.

В городе Астрахань на Волге есть долина лотосов. В высоту цветок – около 2 метров. Утром он открывается, а когда садится солнце – бутоны постепенно закрываются. Цветет он летом – с июля по август. Долина образовалась с помощью птиц, принесших семена этих цветов на Волгу.

(презентация Слайд 15, 16)

Воспитатель: Знаменита Волга народными промыслами. В городе Городец, который расположен на берегу реки Волга, - живут мастера, которые расписывают по дереву. Как называется эта роспись? (ответы детей). Правильно – городецкая роспись. А еще есть семеновская роспись.

(презентация Слайд 17)

Незнайка: Как интересно, как много нового я узнал у вас. А я тоже знаю стихотворение о Волге.

Реки Волги красота, -

Словно юности мечта.

Словно, солнце на заре,

Словно, неба высота.

Я люблю поля, озера,

Люблю небо и леса.

Но как бальзам для ран душевных

Твоя дивна красота.

Крутой берег порос лесом,

Плещет серебром вода.

Волга – матушка, река, ты разгульна и вольна.

К морю воду ты несешь, поишь села, города.

Песни звонкие твои в моем сердце навсегда.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы о Волге. А у меня есть для вас красивые фотографии с видами реки и города Нижнего Новгорода. Я их вам дарю для создания альбома.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.  Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по России».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по России». ...

Конспект нод по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

конспект по патриотическому воспитанию , рассказывание про государственные символы страны России...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Россия – родина моя»

Тема занятия: «Россия - родина моя»Возрастная группа: подготовительнаяВедущая образовательная область: «социально-коммуникативное»Цель: развитие патриотических чувств у детей с...