Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по Волге»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать нравственно- патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, закреплять знания детей о городах Нижний Новгород, Городец, Семенов и народных промыслах Нижегородского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_volge.docx | 22.79 КБ |
puteshestvie_po_volge.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей подготовительной к школе группы
«Путешествие по Волге»
Задачи:
- Формировать нравственно-патриотические чувства, простейшие географические представления о стране.
- Закрепить знания о городах Нижний Новгород, Городец, Семенов, о городецкой и семеновской росписи.
- Расширять представления родной реке Волге, о рыбах, живущих в реке.
- Активизировать речевое общение детей.
- Воспитывать любознательность, стремление изучать и сохранять природу.
Материал: презентация с видами Волги, города Нижнего Новгорода, Городца, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», игрушка Незнайка, песня Н. Соловьева «Моя Родина», сказка С.Я. Маршака «Волга и Вуза», рассказы С. Викулова «Три клада природы», И.А. Бунина «Родник», Н. Халикова «Волга», карточки с птицами.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций с городами Нижний Новгород, Городец. Рассматривание книг: «Городецкая роспись», «Семеновская роспись». Беседы на тему «Для чего нужна вода», «Какие рыбы живут в реке Волге», разучивание поговорок о воде.
Словарная работа: Волжане, Поволжье, устье, Каспийское море.
Ход занятия.
(презентация Слайд 1) Звучит музыка Н. Соловьева «Моя Россия»
Воспитатель: Ребята, вы прослушали песню Н. Соловьева «Моя Россия». О чем поется в этой песне? (ответы детей).
Воспитатель: Мы раньше с вами знакомились с нашей страной, говорили какая она большая, могучая – наша страна Россия. Как много в ней рек, озер, лесов, полей и степей.
(презентация Слайд 2)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим с вами? (ответы детей). Предлагаю вам послушать стихотворение И.А. Бунина «Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит».
Воспитатель: Правильно! О реке – одной из крупнейших на Земле и самой длинной в Европе – о реке Волге.
(презентация Слайд 3)
Воспитатель: Начало река Волга берет на Валдайской возвышенности. Маленький ручеек вытекает из болотца.
(презентация Слайд 4)
Воспитатель: Послушайте, как в сказке С.Я. Маршака говорится о начале Волги:
«Меж болот из мелкого колодца
Ручеек не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в реку.
………
Перед нею путь большой и долгий,
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!»
(презентация Слайд 5)
Воспитатель: Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. На Волге обитает 70 видов рыб. Это – лещ, судак, сазан, вобла, сом, щука, осетр, стерлядь, красноперка. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови рыбу, которая живет в реке Волга и передай мяч другому».
(презентация Слайд 6)
Воспитатель: А еще её так называют, потому что по реке плывут баржи, теплоходы – они перевозят грузы между городами.
(презентация Слайд 7)
Воспитатель: Это сейчас так перевозят, а в старину люди тащили баржи по реке на ремнях. Посмотрите на картину И. Репина «Бурлаки на Волге» - и послушайте стихотворение:
Самая большая российская река,
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут её матушкой, а в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья учесть не легка,
Тащили баржи с грузами
Огромными арбузами,
Специями и тканями…
Стук в дверь. Приходит в гости Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня разговариваете о реке Волге и хочу вам задать вопрос. Для чего нужна река? (ответы детей). Для чего нужна вода? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, Незнайка, еще знают поговорки о воде.
Дети: «Водя и лес – краса природы», «В реке много водорослей – много рыбы!», «Без воды нет рыбы, без леса – зверя»
Незнайка: Молодцы! Я тоже хочу узнать что-то новое.
Воспитатель: Мы тебе предлагаем остаться с нами, послушать и отгадать загадку.
«Два братца в воду глядятся, век не сойдутся!» (Берега).
(презентация Слайд 8)
Воспитатель: У каждой реки есть свои берега. И Волга течет много лет по одному и тому же руслу (месту) и впадает куда? (ответы детей).
(презентация Слайд 9)
Воспитатель: Правильно. Она впадает в Каспийское море.
Физкультминутка – русская-народная игра «Ручеек».
(презентация Слайд 10)
Воспитатель: Волга течет по России много километров, через родные города, народы. Все народы живут дружно на родных берегах. Раньше в старину они общались и обменивались товарами с одного берега на другой на паромах, а сейчас построены большие мосты.
(презентация Слайд 11)
Воспитатель: Наш город Нижний Новгород был основан в далеком 1221 году на месте слияния двух рек. Каких? (ответы детей).
Река Волга могучая река и у неё есть младшая сестра – река Ока. Вот на этом слиянии двух рек и появился наш город.
Там, где с Волгой сходится Ока,
Где гуляет ветер по просторам
Незабываемою славою в века,
Расцветает мой любимый город.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать людей, которые живут на берегах Волги? (ответы детей).
Воспитатель: Волжане.
(презентация Слайд 12)
Воспитатель: Вот, что говорил про это поэт С. Викулов:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три основы.
Какая бы ни грянула беда,
Целы они – все возродится снова.
Воспитатель: Какая красивая наша природа. А как называется место, где река впадает в море? (устье).
(презентация Слайд 13)
Воспитатель: Правильно. В устье реки Волги теплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно. Предлагаю поиграть в игру «Покажи и назови птиц, которые живут на Волге» (игра с карточками).
(презентация Слайд 14)
Воспитатель: Есть на Волге очень красивый цветок, который отличается от всех других цветов. Это – Лотос.
В городе Астрахань на Волге есть долина лотосов. В высоту цветок – около 2 метров. Утром он открывается, а когда садится солнце – бутоны постепенно закрываются. Цветет он летом – с июля по август. Долина образовалась с помощью птиц, принесших семена этих цветов на Волгу.
(презентация Слайд 15, 16)
Воспитатель: Знаменита Волга народными промыслами. В городе Городец, который расположен на берегу реки Волга, - живут мастера, которые расписывают по дереву. Как называется эта роспись? (ответы детей). Правильно – городецкая роспись. А еще есть семеновская роспись.
(презентация Слайд 17)
Незнайка: Как интересно, как много нового я узнал у вас. А я тоже знаю стихотворение о Волге.
Реки Волги красота, -
Словно юности мечта.
Словно, солнце на заре,
Словно, неба высота.
Я люблю поля, озера,
Люблю небо и леса.
Но как бальзам для ран душевных
Твоя дивна красота.
Крутой берег порос лесом,
Плещет серебром вода.
Волга – матушка, река, ты разгульна и вольна.
К морю воду ты несешь, поишь села, города.
Песни звонкие твои в моем сердце навсегда.
Незнайка: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы о Волге. А у меня есть для вас красивые фотографии с видами реки и города Нижнего Новгорода. Я их вам дарю для создания альбома.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по России».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по России». ...
Конспект нод по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
конспект по патриотическому воспитанию , рассказывание про государственные символы страны России...
Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Россия – родина моя»
Тема занятия: «Россия - родина моя»Возрастная группа: подготовительнаяВедущая образовательная область: «социально-коммуникативное»Цель: развитие патриотических чувств у детей с...