Проект экологической направленности На тему: «Уроки Царицы воды» Для подготовительной компенсирующей направленности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мария Юрьевна Лановая

Аннотация

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект «Уроки Царицы воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта были использованы ИКТ – технологии, которые позволили детям узнавать о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

В заключительном этапе, закрепление проекта, была использована интерактивная игра – викторина «по волнам к берегу знаний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskoy_napravlennosti.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Дружба»

Проект экологической направленности

На тему: «Уроки Царицы воды»

Для подготовительной коррекционной группы

Подготовила и провела

 Воспитатель высшей категории:

Лановая Мария Юрьевна

2023

Аннотация

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект «Уроки Царицы воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта были использованы ИКТ – технологии, которые позволили детям узнавать о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

В заключительном этапе, закрепление проекта, была использована интерактивная игра – викторина «по волнам к берегу знаний».


Проект экологической направленности

«Уроки Царицы воды» (6-7 лет)

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств.

Актуальным методом познавательного развития в этом возрасте является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в природе, в частности, научить детей бережно относиться к природным ресурсам. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность разработки и внедрение проекта.

Выбирая темы для проекта, мы опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода.

Вода главный компонент жизни и не все дошкольники осознают значение воды. Она необходима для жизни человека, животных и растений. Вода - уникальное по своим свойствам вещество, которое существует в природе во всех трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом и газообразном (вода, лед и водяной пар).  Поэтому, необходимо ее изучение. А так как, вода играет огромную роль в нашей жизни, очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.

По результатам бесед с детьми мы выяснили, что детям интересно узнать о том, какие свойства имеет вода, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.

Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о том, что вода имеет большую ценность для всех живых организмов

Тип проекта: познавательный, исследовательски – творческий

Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности (2 недели)  20.03.2023-31.03.2023

Участники проекта: дети подготовительной коррекционной группы, воспитатели, родители.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле, осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов;
  • Формировать бережное отношение к использованию воды;
  • Познакомить со свойствами воды, дать представление о превращении воды в пар, о переходе воды из жидкого состояния в лед, снег;
  • Создать условия для внедрения ИКТ в образовательном процессе;
  • Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников;
  • Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ;
  • Способствовать развитию памяти, воображения, творчества.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные способности, воображение;
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать ход эксперимента, продумывать ход деятельности, чтобы получить желаемый результат, делать выводы на основе опыта;
  •  Развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять признаки живой и неживой природы, ее явлений, определять свойства, состояния воды.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию;
  • Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Предполагаемый результат:

Для детей

  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Представление о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
  • Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах.

Для педагогов

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников;
  • Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями;
  • Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);
  • Создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию детей.

Для родителей

  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  • Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Методы и приёмы:

  Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.

  Наглядный – показ демонстрационного материала, просмотр видео фильмов.

 Практический – проведение экспериментов по теме проекта, опытов, рисование

Краткое содержание проекта:

Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы. При помощи применений ИКТ и изготовления интерактивной игры – викторины «по волнам к берегам знаний»  поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека.

Педагоги смогут грамотно провести интеллектуальную игру викторину.

Этапы осуществления проекта:

  • Подготовительный этап.
  •  Основной этап.
  •  Заключительный этап.

Подготовительный этап.

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подготовка материалов и оборудования (загадки, пальчиковые игры, физминутки по данной тематике, иллюстрационный материал);
  •  подбор художественного материала;
  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
  •  беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
  • Подготовка к интерактивной игре – викторине «По волнам к берегу знаний»

II этап- Содержательный

  • Просмотр и обсуждение презентации «Вода вокруг нас», «Круговорот воды»
  • Просмотр мультфильмов «Капелька – круговорот воды»
  • Проведение занятий:

Познавательное развитие: 

«Роль воды в жизни человека»,

«Свойства воды»,

«Круговорот воды в природе»,

«Измерение жидких веществ» (ФЭМП).

Художественно – эстетическое развитие: 

Рисование: запрещающий знак «купаться запрещено!»

 «На дне морском» (лепка на плоской основе);

«Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»

Речевое развитие: 

«Наша помощница-Вода»

  • Совместная деятельность с детьми:

Чтение художественной литературы:

Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала»;

Экологическая сказка Анатолия Образцова «История одной капли»

Беседы с детьми:

«Что такое ледоход»,

«Жить нельзя нам без воды»,

«Чистая вода – богатство страны»,

«Вода, вода, кругом вода.»,

«Растения и обитатели пресных водоемов»

Дидактические игры:

«Плавает-не плавает?»; «Воздух, земля, вода»; «Помоги Незнайке»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний»

Подвижные игры:

«Рыбы», «Море волнуется»; «Ручеек»; «На болоте»

Сюжетно – ролевые игры:

«Морское путешествие», «Бассейн», «Семья» (сюжет: купание кукол).

Опытно – экспериментальная деятельность:

Опыт №1 «Как окрасить воду»

Опыт №2 «Растения дышат легче, если почву полить и взрыхлить»

Опыт №3 «Превращение воды в лед и обратно»

Опыт № 4 «Тонет, не тонет»

Опыт №5 «Окрашивание снега»

Опыт №6 «откуда берется пар» Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Опыт №7 «Откуда берутся капли на кружке»

Опыт 8 «Растительное масло и вода»

III этап – заключительный

Фото – выставка – как нужно беречь воду

«Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»

Проведение открытого занятия для педагогов: интерактивная игра – викторина с детьми подготовительной группы  Царица вода «По волнам к берегу знаний»


Список используемой литературы

  1. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  5. Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  7. Н. Ф. Виноградова «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка»

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка» воспитателя МБДОУ д/с-о/в №19 Плешаковой М....

Проект на тему "Моя семья" в средней группе компенсирующей направленности

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий шко...

Педагогический проект экологической направленности «Мы с природой дружим-мусор нам не нужен!» в подготовительной к школе группе

Цель проекта: формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.Задачи проекта: Углубление и расширение знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.Расширение у детей элементарны...

Сценарий "Лесной сказки" по экологическому воспитанию для детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности

Представленный материал интересен воспитателям, занимающимся театрализованными постановками с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Космос».

Проект учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности  по теме «Космос».Тип проекта: информационный, игровой.Продолжительность проекта:...