Опыты в мини-лаборатории с ВОДОЙ
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Цель: Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты-свойства вода-эксперименты408.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ В МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ

Ребята из дежурной группы на этой недели (май 2020г.) побывали в мини-лаборатории. Вместе с воспитателем Е.С. Донченко провели опыты. Ребята узнали, какую форму может иметь вода, какие виды она принимает. Детям было интересно «испытать», на что способна жидкость.

Выводы, которые смогли сделать дети из этих научных опытов: у воды нет запаха; у жидкости нет определённой формы; вода бывает теплой/ холодной; в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются; масло и вода не смешиваются (даже если попытаемся налить в ёмкость половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой), пищевой краситель смешивается только с водой, он не окрашивает масло, а вот воду можно окрасить

 

Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь. 

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая?. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: А кто из вас ребята был с родителями на море?

Дети: ( ответы детей)

Воспитатель : Кто знает какого вкуса морская вода?

Дети: соленая

Воспитатель: правильно соленая, А можно ли пить такую воду?

Дети: нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.

Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?

Дети: (ответы детей) пресную

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: ( ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы,не загрязнять реки и озера.

Воспитатель:  А  ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи  с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) показ фильма «Круговорот воды в природе»

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

        - Приступим к нашему исследованию.

                Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

         Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

         Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

       

 Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

        Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

        - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

      

  Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5.  Тонет не тонет - свойства воды.

Воспитатель : перед вами на столах стоят 2 банки с водой,  возьмите в руки яйцо и опустите в банки с водой. Что случилось с яйцами? (ответы детей).  Почему это произошло? ( яйцо потонуло в банке с пресной водой, потому что оно тяжелее воды, а в банке где яйцо всплыло соленая вода, потому что оно легче соленой воды) потому что соленая вода тяжелее  пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в речке.

Заключительная часть:

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили??

- какие свойства есть у воды??

- спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.

Давайте скажем до свидание нашим гостям!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Муз...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВ Инструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лаборатории.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВИнструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лабора...

Наша мини- лаборатория воды на участке.

Описание и фото лаборатории воды на прогулочном участке....