Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_glina_-_nashi_pomoshchniki.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Песок и глина – наши помощники».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Цели:

1. Дать представление о свойствах песка и глины.

2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

3. Воспитывать любознательность.

4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Материал: песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, иллюстрация " пустыня"

Ход занятия:

Воспитатель: мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы. (Раздается грустный голос).

Лесовичок: А про меня - то вы забыли? А я спешил к вам.

Воспитатель: Ребята, кто это может быть? (ответы детей).

Лесовичок: Да это я, старичок - лесовичок. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель: Ребята, поможем старичку - лесовичку? Давай, лесовичок, свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Садись, лесовичок, с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.

Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)

Давайте проверим, так ли это?

ОПЫТ №1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он? (он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче делать? (насыпать песок)

Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками).

Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)

что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую)

А в этих часах песок пересыпается за 5 минут.

Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

Давайте сделаем вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

Лесовичок, ты запомнил эти свойства песка и глины.

Лесовичок: Как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 2

Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

А теперь тоже  сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно) Давайте выполним модель песка и глины. (Дети встают. 1 группа детей- песок встают с расстоянием между друг другом; 2 группа -глина, дети встают плотно друг к другу)

Сделаем вывод: повторим его для старичка - лесовичка. Запомнил. Смотри внимательно и слушай.

ОПЫТ №3

А теперь возьмем бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпайте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так .(показ воспитателя)

Как вы думаете, что произойдет с бумажной трубочкой, если мы вытащим карандаш (ответы детей)

А ты, лесовичок, как думаешь?

Давайте проверим, кто же прав. Она помялась? Почему не помялась. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.

(Показ иллюстрации "Пустыня")

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, они выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему?

А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Лесовичок: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Смочить водой).

ОПЫТ №5

Проверяем проходимость воды через глину и песок.

ВЫВОД: глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится.

Давайте выстроим модель песка и глины в сыром состоянии. (Обе группы детей встают плотно друг к другу)

ИТОГ. Давайте повторим все свойства песка и глины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир глины".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....