Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Эти обыкновенные необыкновенные камни".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_obyknovennye_i_neobyknovennye_kamni.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  №12  г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Эти обыкновенные необыкновенные камни».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Цели: Познакомить детей с различными видами камней и их свойствами.

Задачи:

1. Научить различать виды камней по их внешним признакам.

2. Развивать исследовательские навыки, познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение.

Содействовать формированию интереса к неживой природе.

3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней; конверт с фотографией профессора; записка от профессора;

коллекция камней, которые можно найти на дороге и морских камей; маркеры; индивидуальные коврики.

Оборудование: два круглых стола; грамзапись с записями "Звуки моря";мольберт.

Инструментарии к экспериментированию: халаты и шапки.

Для исследовательской лаборатории: одноразовая тарелка на каждого ребенка; камни двух видов; лупа; схемы, обозначающие свойства камней ;по два мелких камня на каждого ребенка;

Для экспериментальной лаборатории: деревянные кубики и по два камня на каждого ребенка; кусочек дерева; гвозди; молоток; две ёмкости с водой; салфетки.

Ход занятия.

1. Коммуникативная игра: "Здравствуй, дружок! "

-Здравствуй, дружочек! - Здравствуй, дружок! (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой). - Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки, идут по кругу). - Дружно по кругу с тобою пойдём, - Здороваться вместе начнем! - Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперёд, то правую, то левую руки). – Хлоп-хлоп! (Хлопают). - Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую). -Топ топ! (Топают). - Здравствуйте, круглые щечки! (Гладят щеки). - Пух, пух! Надувают щёки и ударяют по ним ладошками. -Здравствуйте, ноготочки! (Сжимают и разжимают пальцы рук). - Стук, стук! (Стучат ноготочками друг о друга). - Здравствуй, весёлый мой носик! (Прикасаются пальцами к носу). - Шмыг, шмыг! (Тянут за нос). - Здравствуйте, наши колени! (Хлопают по коленям). Прыг, прыг! (Прыжки). - Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (Качают головой). - Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперёд). (Улыбаются). - Солнцу, привет! Небу, привет! (Поднимают руки вверх). «Здравствуйте! »- слышим в ответ. Протягивают руки вперёд.

2. Мотивационный момент.

-Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне передали посылку. На ней написано: "Куда: «улица Строителей. Детский сад № 12. Кому: группе логопедической подготовительной.

-Кому адресована эта посылка?

-А узнать, что лежит в этой посылке, нам помогут органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?

Дети: «Уши, нос, руки, глаза».

-А как нам руки могут помочь?

Дети: «Подержать, потрогать"»

-Этот предмет тяжелый или лёгкий?

-А теперь приготовьте правую руку, засуньте её в этот рукав и ощупайте предмет, который находится в этой посылке.

-Этот предмет твёрдый или мягкий? Холодный или тёплый? Гладкий или шершавый?

-Как нам уши могут помочь?

Дети: «Послушать».

-Я потрясу посылку, а вы попробуйте угадать, что может так греметь, шуметь, стучать или шуршать?

-Что вы услышали? Что же это может быть?

Дети: «Камни».

-Давайте посмотрим, что же там на самом деле. Что нам в этом поможет?

Дети: «Глаза».

-Дети вы молодцы, а как вы догадались, что это камни?

-Вот только странно, зачем нам камни?

-Ребята, посмотрите, на дне посылки что-то лежит.

(Дети достают и видят, что это конверт, в котором лежит портрет профессора) .

-Всё ясно, эти камни нам прислал профессор, и он приглашает нас в свою лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

-Но перед тем, как мы отправимся в лабораторию, давайте отдохнём и наберёмся сил.

3. Релаксация.

-Расстелите, пожалуйста, коврики и ложитесь на них. Сейчас я включу музыку. Закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую вам подскажет музыка.

-Что вы услышали? Какие картины пронеслись перед вашими глазами?

-Ребята, а кто из вас был на море? А какой там был берег: покрытый песком или камнями?

-А как можно назвать берег, который покрыт песком?

Дети: «Песчаный».

-А камнями?

Дети: «Каменистый».

-А если берег покрыт и песком и камнями?

Дети: «Песчано-каменистый».

-Ребята, сегодня мы рассмотрим разные камни, и думаю, узнаем о них кое-что интересное. Ну а теперь давайте отправимся в лабораторию.

(Дети змейкой идут за воспитателем).

4. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

-Ребята, может быт здесь его лаборатория? А как вы догадались? Давайте постучим.

-Здравствуйте, профессор! Странно, почему никто не отвечает? Почему его нет? Вот его халат. Да здесь записка какая-то.

«Здравствуйте, ребята! Извините, я не могу вместе с вами провести опыты. Меня срочно позвали в главную лабораторию, но у меня остались срочные дела, которые нужно сделать именно сегодня. Может быть вы сможете мне помочь? Желаю успехов!

(Профессор Нимнул).

-Ну, что? Вы готовы помочь? Тогда вам надо надеть халаты и шапки.

-Для того, чтобы приступить к работе, вы должны поделить камни на две группы, в соответствии с карточкой на дне тарелки.

(Девочки выбирают морские камни, а мальчики -камни, которые можно найти на дороге) .

-А теперь вернитесь за столы и присаживайтесь. Что вы видите на столах? А для чего нужны лупы?

Дети: «Рассматривать, изучать, исследовать».

-Это исследовательская лаборатории - и мы - ученые - исследователи.

-Возьмите камни, которые лежат перед вами, возьмите лупу и рассмотрите их. Что вы видите?

Дети: «Трещины, узоры, точки».

-Сейчас вы должны описать камни, которые лежат перед вами при помощи схем.

(Мальчики составляют схему камней, которые можно найти на дороге или в горах; девочки - морских камней).

-Ваши камни какие: легкие или тяжелые?

-Выберите карточку, которой можно обозначить, что камень тяжелый.

-А камни холодные или теплые? Какой они формы? Какие у них края? Какая у них поверхность? Какого они цвета?

-Мальчики, расскажите о камнях, которые вы исследовали, пользуясь этими схемами.

-Как вы думаете, где можно найти эти камни?

Дети: «На улице, на дороге, в горах».

-Девочки, расскажите о камнях, которые исследовали вы.

-Где можно найти такие камни?

-Ребята, чем похожи камни? А чем они отличаются?

-Как вы думаете, почему морские камни гладкие, круглые, без острых, углов?

(Прослушивание записи : «Звуки моря»).

-Возьмите ещё один камень и потрясите их. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место. Такими их сделали морские волны. Камни в морской воде стучат, бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими - без единого уголка.

-Чем же морские камни отличаются от камней, которые можно найти на дороге?

5. Ознакомление со свойствами камней.

-А теперь давайте пройдём в экспериментальную лабораторию профессора.

(Дети подходят к ней и встают во круг стола).

-Теперь мы ученые-экспериментаторы и будем проводить различные опыты с камнями.

-Возьмите камень в руку и сожмите его крепко - крепко. Ну, что, изменил он форму?

Дети: «Нет, потому что он твердый».

-Как вы думаете, он твёрже дерева? Давайте проверим. Хотите попробовать вбить гвоздь в дерево. Мальчики, вы будущие мужчины и должны уметь забивать гвозди, попробуйте вы.

(Мальчики забивают, воспитатель - контролирует).

-Что получилось?

Дети: «Гвоздь вошёл в дерево».

-А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Что-то не получается. Может быть вы попробуете, и у вас получится?

-Ну что получилось? Что произошло с гвоздём, а с камнем?

-Какой можно сделать вывод?

Дети: «Камень твёрже дерева».

-Ребята, а давайте посмотрим, как камень и дерево будут вести себя в воде?

-Перед вами ёмкости с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте его опустить в воду. Что с ним произошло?

-Дети: «Дерево плавает».

-А теперь возьмите камень и осторожно опустите его в другую ёмкость с водой. Что с ним произошло?

Дети: «Камень тонет».

-Почему?

Дети: «Камень тяжелее воды».

-Достаньте его, каким он стал?

Дети: «Мокрый».

-Сравните его с сухим камнем. Чем они отличаются?

Дети: «Цветом. Мокрый камень темнее».

-Какой можно сделать вывод?

6. Игра «Верно – неверно».

-Чтобы узнать, как вы запомнили свойства камней, поиграем в игру: «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

-Камень тонет в воде.

-Камень прозрачный как стекло.

-Гвоздь нельзя забить в камень.

-Камень лёгкий, как вата.

-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

-Камень легко разбить, как стекло.

-Камень можно растянуть, как резину.

-Из камня можно лепить, как из пластилина.

-Камень не плавает в воде, как дерево.

-Камень можно порвать, как бумагу.

-Очень хорошо, вы запомнили свойства камней.

7. Сюрпризный момент.

-Ребята, вы были молодцы и поэтому, профессор приготовил для вас сюрприз - это разрисованные камни, но т. к. он очень спешил в главную лабораторию, то не успел их до конца разрисовать, давайте попробуем сами. Внимательно рассмотрите ваши камни, на что они похожи? Подумайте, что не успел дорисовать профессор?

-А теперь возьмите маркеры и дорисуйте ваши камни так, чтобы они стали похожими на предмет. (Дети рисуют на камнях) .

-Во что превратились ваши камни?

8. Итог.

-А теперь давайте вернёмся в исследовательскую лабораторию.

-Ребята, как вы думаете, смогли мы все вместе помочь профессору? Когда вы вместе у вас всё получится. Что мы для этого сделали?

-А теперь давайте встанем в круг. Сейчас вы можете подойти  друг к другу и подарить свои камни, сказав при этом добрые слова.

-Эти камни помогли вам сказать много доброго и хорошего друг о друге. Давайте же ещё с большей любовью и вниманием относиться друг к другу. А в будущем я предлагаю создать новую коллекцию - разрисованных камней.

-Сегодня вы были молодцы! Профессор будет вами доволен!

-А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....