Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Викторова Наталья Александровна

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_mlad.v.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Месяц

неделя

Тема

Оборудование

Источник

Сентябрь

Вода

1 неделя

Тонет - не тонет (игра «Угадай – ка» со знакомыми игрушками из разных материалов).

Стол для игр с водой и песком, сачок.

Игрушками из разных материалов.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 14

2 неделя

Какого цвета вода? Свойства воды – прозрачность, окрашивание воды красками. Смешивание цветной воды из разных пробирок.

Емкость для воды, комплект пробирок

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 6-7

Октябрь

Вода

1 неделя

1.     Наполнение пробирок переливанием воды из маленьких пробирок в большую.

2.     Наполнение пробирок на подставке через воронку.

3.     Набирание воды в маленькую пробирку пипеткой.

Набор из 5-ти пробирок на подставке, ложка, пипетка, h=10 см), воронка, пробирка «Гигант» на подставке

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

2 неделя

Чем отличается вода? (вода холодная, теплая и горячая)

Во время прогулки понаблюдать

за качающимися деревьями во время ветра,за кружащейся на ветру листвой. При сильном ветре можно поднимать колечко для надувания мыльных пузырей, чтобы их надувал ветер. С детьми выполняют имитационные движения «Ветерок», разучивают потешки о ветре.

Мерные стаканчики (3 шт.)

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Ноябрь

Древесина, ее качества и свойства

1 неделя

Качества древесины: твердость, структура поверхности.

Деревянные предметы, алгоритм описания свойства материала

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 16

2 неделя

Свойства древесины: режется, горит, не бьется, не тонет в воде

Небольшие дощечки и бруски, емкости с водой, презентация свойств – горит, режется, алгоритм описания свойства материала

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 16-17

3 неделя

Декабрь

Теплота

1 неделя

«Чудесный мешочек»

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 12

2 неделя

  1. Изготовление цветных льдинок

Что происходит со льдом в тепле?

      2.   Что происходит со снегом в тепле? (применение талой воды для полива комнатных растений)

Краска, формочки, мерные стаканчики, палочки для размешивания

Емкости для воды, снега, леечка

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 5

Январь

Воздух

1 неделя

Детям предлагают почувствовать ветерок, дуя на ладошку, подвешенные на нитке легкие предметы, сдуть предметы со стола, катить дуновением легко движимые машинки, сдувать кубики с построенной башни.

Легкие предметы на ниточке, машинки, кубики

-

2 неделя

Игры с воздушным шариком

Во время прогулки понаблюдать за движением падающего по ветру снега, предложить определить сильный ветер или слабый, с какой стороны он дует.

Воздушные шарики, емкость с водой

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 7

Февраль

Звук

1 неделя

«Что звучит?»

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 7

2 неделя

Бумага

Бумага, ее качества и свойства

Бумага, алгоритм описания свойств материала

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 16

Март

Свет

1 неделя

Наблюдения за светом и тенью на участке: «Где светит солнышко?», «Где тень?», «Где теплее в тени или на солнце?».

Игры «Поймай тень», «Поймай солнечного зайчика».

Зеркальце

-

Вес

2 неделя

Легкий-тяжелый

Игрушки – образы, непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой, символы «тяжелый, легкий».

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 10

3 неделя

Ткань, ее качества и свойства

Образцы ткани, презентация свойств – горения; алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 17

Апрель

Воздух

1 неделя

Надувание мыльных пузырей

Тарелка (поднос), воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 8

2 неделя

Ветер по морю гуляет

Таз с водой, модель парусника

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 8

Май

Человек

1 неделя

«Веселые человечки играют»

Кукла-голыш, игрушки – животные, «Чудесный мешочек»

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 13

2 неделя

«Наши помощники»

«Чудесная коробочка»,  лимон, яблоко, бубен, «Чудесный мешочек», чайник с водой

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 15

Рекомендуемые эксперименты на летний период:

Камни

- «Найди камушки» (дети собирают камушки на участке в походный стаканчик, пользуясь пинцетом);

- «Найди пару» (детям предлагают найти похожий на образец камень);

- «Брось камушек в лужу» (с достаточно большого расстояния (1-1,5 м) детям предлагают добросить заранее заготовленные камушки в лужу после дождя).

- «Разложи камушки» (сортировка гладкие – угловатые; выкладывание ряда от самого большого к самому маленькому и наоборот, от самого темного к самому светлому и наоборот).

- «Назови фигуру» (дети называют, какую фигуру из камушков сложил воспитатель).

- «Сложи фигуру» (дети сами складывают фигуру из камушков на ровной поверхности).

Оборудование: походный стаканчик для наблюдений, MAXKA 7411 пинцет-лупа, емкости для сыпучих материалов, MAXKA7413 универсальный совок, VIN 85801 Набор «Маленький биолог».

Песок

Игры с песком: изготовление куличей, «угадай, от какой формочки кулич», постройка сооружений, рисование на песке узоров и фигур, дети по примеру взрослого строят на песке лес, город, озеро, страну сказок и пр. (используя игрушки и природные материалы).

- Глина сухая и влажная. Лепка элементарных форм и поделок из влажной глины.

Оборудование: стол для игр с песком и водой.

Живая природа (растения)

- Что будет, если фасоль положить во влажную ткань? (опыт с проращиванием и дальнейшей посадкой семян и выращиванием фасоли).

- Нужна ли растениям вода? (опыт, когда 2 одинаковых срезанных растения (например, пион) ставят в пробирку: одна пробирка с водой, а во второй воды нет).

- Какие цветы дольше всего не вянут в воде.

- Нужно ли растениям солнышко? (опыт, когда ростки растений (фасоль) рассаживают в разные стаканчики – один ставят на окно, где много солнца, второй – в закрытый шкаф (ненадолго – до появления первых признаков дефицита света)).

Оборудование:

Лабораторные контейнеры, пробирки большие на подставке 2 шт., набор из 5-ти пробирок на подставке, мерные стаканчики.

Живая природа (животные)

Наблюдения за птицами, домашними животными, насекомыми на цветах, деревьях, траве, земле.

Магнетизм и электричество

Игра «Рыбалка».

Магнитный театр.

Магнитная мозаика.

Магнитный конструктор.

Элементарная химия и физика

Игры с мячом, волчком, катание предметов по ровной и наклонной плоскости, катание на качелях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Реализация содержания образовательного модуля. «Экспериментирование с живой и неживой природой» автора О. А. Зыковой.

Цель образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является:  воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме -...

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

          В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе

Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в  условиях реализации парциальной модул...