Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Викторова Наталья Александровна

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_sr.v.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе

Месяц

              неделя

Тема

Оборудование

Источник

Сентябрь

Вода

1 неделя

- Какого цвета вода? (опыт, доказывающий прозрачность (отсутствие цвета) воды; окрашивание воды в пробирках в разные цвета. Смешивание разноцветной воды).

- Какой формы вода? (опыт, доказывающий, что собственной формы у жидкой воды нет: наливание воды в сосуды различной формы).  

Пробирки для экспериментов с цветными крышками.

Набор полых геометрических тел, стаканчики.

Набор пробирок на подставке (4 шт.), емкость для воды, пипетка, ложечка, воронка.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 7-9

2 неделя

- Какой у воды вкус и запах? (опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока). Свойство воды приобретать вкус и запах растворенных в ней веществ, при этом собственного вкуса и запаха вода не имеет.

- Холодная, теплая и горячая вода (опыт по нахождению пар стаканчиков по температуре: одеть на них одинаковые по цвету крышки).

Мерные стаканчики с разноцветными крышками

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 7-9

3 неделя

«Вода и мыло» (Опыт по изготовлению мыльных пузырей, опыт «мыльный гриб», закрепление культурно-гигиенических навыков).

Набор пробирок на подставке, трубочки для коктейля, жидкое мыло

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 17

4 неделя

- Тонет - не тонет (перед опытом дети сортируют предметы по материалу, из которого они сделаны, делают предположения).

4 цельных предмета одинаковой формы и размера, помещающихся в пробирку (из дерева, металла, резины и пластмассы), комплект пробирок

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 12

Октябрь

1 неделя

- Что такое воздух? (дети обнаруживают воздух вокруг, махая ладонью, тетрадью, веером, задерживая дыхание, стоя у вентилятора, ловят «невидимку» в целлофановый пакет). Свойство воздуха – прозрачность, необходимость для дыхания человека и всего живого.

- Где можно увидеть воздух? (опыт с наблюдением воздушных пузырей под водой: дети дуют в коктейльную трубочку, выпускают воздух из пипетки). Свойство воздуха: легче воды, в виде пузырей спешит на поверхность.

- Где есть воздух? (опыт с переворачиванием полых предметов под водой).  Свойство воздуха - бесформенность. Необходимость наличия воздуха для всего живого.

Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.) на подставке.

Стол для игр с водой и песком, набор полых геометрических тел, мерные стаканчики.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 27-28

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 30

2 неделя

Ветер – движение воздуха.

- Игры с воздухом (мыльные пузыри, воздушные шарики, изготовление самодельных вертушек).

Мыльный раствор, соломинки, воздушные шары

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 31-32

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 50

Свет и тени

3 неделя

«Свет вокруг нас» (природные и рукотворные источники света)

Картинки с изображением источников света; картинки предметов, которые не дают света.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 35

4 неделя

Разноцветные прятки» (опыт, когда детям предлагают посмотреть на рисунок, где изображены кружочки (или другие фигуры) разного цвета через разноцветные пластины: когда цвет кружка и пластины совпадает – фигуры не видно).

«Волшебные лучи»

Шестиколор

Настольная лампа, два фонарика разной мощности

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 37

Ноябрь

1 неделя

«Теневой театр»

Театр теней

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 36

Магниты, магнетизм

2 неделя

«Волшебная рукавичка»

- Что притягивает магнит? (опыт, позволяющий выявить, предметы из каких материалов магнит притягивает).

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутри магнитом.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 38

3 неделя

«Волшебный театр»

Театр на магнитах

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 38 - 39

4 неделя

Песок. Камни.

Сортировка камней (дети из рассыпанных на столе или ковре камней выбирают камушки по заданному признаку – только белые, только черные, с полосками, морские, шероховатые, только овальные и т.д.);

- Тонет ли камень в воде? (опыт, когда кроме обычных, тонущих камней, детям предлагают поэкспериментировать с пемзой).

Камни, емкость с водой

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 44

Декабрь

1 неделя

- Что тверже камень или дерево (опыт с забиванием гвоздя в камень и досочку).

Деревянный брусок, камень, гвоздь, предмет для забивания

-

2 неделя

- Сравниваем камни, песок и глину: рассматривание через лупу, при возможности, через микроскоп. Песок состоит из песчинок, которые при увеличении похожи на камни, глина состоит из еще более мелких пылинок.

«Ящик ощущений» с сухим песком, глиной, камнями; ложечка, лупа, микроскоп,  чашка Петри

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 46

3 неделя

- Можно ли окрасить песок? (опыт с окрашиванием сухого песка разноцветной водой, затем выкладывание его в пробирке слоями. Когда песок высыхает, пробирку переворачивают, получается сухой разноцветный столбик из песка).

Набор из 5-ти пробирок на подставке, с ложкой и пипеткой, разноцветная вода

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 50

4 неделя

«Зачем Деду Морозу  и Снегурочке шубы?»

Емкости для снежных фигур, мех, подставки

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 43

Январь

Свойства материалов.

1 неделя

Резина, ее качества и свойства

Резиновые предметы, презентация свойств резины; алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 48

Вода

2 неделя

- Изготовление цветного льда для украшения участка.

Формочки, веревочки, вода, краски.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 28

3 неделя

- Что есть в снеге? (исследование талой воды, получившейся из снега на наличие соринок).

Систематическое получение талой воды из снега в зимний период для полива комнатных растений.

 - Взаимодействие воды и снега

Комплект пробирок на крутящейся подставке, емкость для воды, акваскоп.

Мерные стаканчики с водой разной температуры, мерные ложечки, снег.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 29

4 неделя

Песок

Техника рисования песком (на бумаге изображения смазывают клеем, посыпают сухим песком).

Листы бумаги, клей, песок

-

Февраль

Свойства материалов.

1 неделя

Стекло, его качества и свойства

Стеклянные стаканчики, окрашенная вода, презентация свойств стекла; алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 47

Песок и глина

2 неделя

- Отличие сухого и мокрого песка (состоит из песчинок, рыхлый, сухой – сыпется, из мокрого – можно лепить).

- Какой песок тяжелее: сухой или мокрый?

Чашечные весы

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 47

3 неделя

- Что прочнее поделки из глины или песка (опыт, когда слепленные детьми поделки из глины и песка поливают водой, проверяя их на прочность).

Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 34-35

Теплота

4 неделя

«Как согреть руки?» (на прогулке)

Варежки тонкие и толстые

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 43

Март

1 неделя

 Пластмасса, его качества и свойства

Пластмассовые стаканчики, вода, презентация свойств пластмассы; алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 49

Вес, притяжение

2 неделя

Все предметы имеют вес. Вес предмета зависит от материала. Знакомство с чашечными весами.

Простые весы

-

3 неделя

Определение материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, пластмасса, дерево, резина). Звук воды поможет определить вес упавшего предмета.

Лупа, пинцет, емкость для воды.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 40

Звук

4 неделя

«Почему все звучит?»

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 40

5 неделя

«Откуда берется голос?»

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 41

Апрель

Исследование растений

1 неделя

Как разбудить семечко? (опыт с выращиванием гороха на окне с последующей высадкой на грядку).

Лабораторные контейнеры

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

2 неделя

- Прорастут ли семена без воды? (в открытую чашку Петри помещают семена, завернутые во влажную ткань и рядом в сухую так, чтобы они не соприкасались, наблюдают, что будет происходить).

Чашка Петри

3 неделя

- Нужно ли семенам тепло? (опыт с проращиванием семян гороха в тепле и на холоде).

Лоток с крышкой (2 шт.)

4 неделя

- Выращивание растений из овощных обрезков (картофель, морковь, свекла).

Лабораторные контейнеры с крышкой

Май

1 неделя

Что будет, если растения на подоконнике отвернуть от солнца (через некоторое время растение вновь повернется к свету).

- Зачем растениям корень (опыт с луковицей в стакане с водой).

Мерный стаканчик

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

2 неделя

Игрушки из бумаги

Цветная бумага, ножницы, схемы изготовления.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 52

3 неделя

Мебель для куклы Ани

Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 53

4 неделя

Поезд

Коробки, цветная бумага, клей, ножницы.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 53 - 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Реализация содержания образовательного модуля. «Экспериментирование с живой и неживой природой» автора О. А. Зыковой.

Цель образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является:  воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме -...

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

          В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе

Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в  условиях реализации парциальной модул...