Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Викторова Наталья Александровна

Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в  условиях реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_star.voz_.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе

Месяц

              неделя

Тема

Оборудование

Источник

Сентябрь

Вода

1 неделя

- Тонет – не тонет (опыт проводится с цельными предметами из разных материалов одинаковой формы и размера – металл, дерево, пластик, резина).

- Что растворяется в воде? (опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока, речного песка, мыла).

- Как соль меняет свойства воды? (демонстрационный опыт с опусканием яйца в пресную и соленую воду). Соль твердая, поэтому она делает воду более плотной, что не дает яйцу утонуть. Вода морская и пресная. Обитатели морских и пресных водоемов.

Набор мерных стаканчиков, пинцет, набор из 5-ти пробирок на подставке

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 9-10, 13, 18-19

2 неделя

Что такое пар? (опыт с кипящим чайником, демонстрирующий, что пар – это вода в газообразном состоянии). Свойство воды переходить в газообразное состояние при нагревании.

Презентация «Образование пара»

-

3 неделя

- Поверхностное натяжение воды (опыт с плавающей на поверхности воды скрепкой; опыт «Сколько скрепок вместиться в полный до краев стакан»; опыт с плавающими в тарелке с водой спичками: они начинают движение к центру, если в центр тарелки положить кусочек сахара, и движутся к краям тарелки, если капнуть жидкого мыла).

Емкость для воды, мерный стаканчик, скрепки, спички, жидкое мыло.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 16

4 неделя

- Как очистить воду? (опыт с фильтрованием воды через вату, марлю, фильтровальную бумагу).

- «Распускающийся цветок» (опыт с бумажным сложенным цветком, открывающимся по мере намокания бумаги). Свойство воды подниматься вверх по бумаге.

Воронки, пробирки на подставке 5 шт., емкость для воды.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 21

Тема для проекта

Выращивание соляных и сахарных кристаллов (опыт с изготовлением горячего насыщенного раствора, который, остывая, кристаллизуется). Свойство горячей воды растворять в себе большее количество вещества, чем холодная.

Емкость для сыпучих материалов, мерная ложечка

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 25

Октябрь

Камни, песок, глина и почва

1 неделя

 - Свойства камней (опыт с определением свойств камней: гладкость/угловатость, наличие блеска/ матовость, прозрачность/непрозрачность, тонет/не тонет, растворимость/нерастворимость). Разнообразие камней в природе. Искусственные камни. Мозаика - искусство выкладывания рисунков из камня. Горы и обитатели гор.

 

Пинцет-лупа

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 38-39

2 неделя

- Происхождение песка (рассматривание песка через лупу, в микроскоп). Пустыня и ее обитатели.

- Как отделить песок от камней? (решение детьми экспериментальной задачи). Просеивание через сито, подбрасывание песка в емкости вверх – камни оказываются на поверхности.

Емкость для сыпучих материалов, пробирка «Гигант», сито, лупа, микроскоп.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 48

3 неделя

- Что такое песчаная буря? (опыт, когда в большую пробирку с небольшим количеством песка дуют из трубки или создают воздушный поток феном).

- Плотность песка (опыт, демонстрирующий, что просеянный песок увеличивает его плотность: отпечаток брошенного с одинаковой высоты предмета глубже в непросеянном песке).

Пробирка «Гигант»

Стол для игр с песком и водой, сачок.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 44, 49

4 неделя

Изготовление цветного песка из смеси песка и толченого разноцветного мела. Творческое задание: насыпание цветного песка слоями в большие и маленькие пробирки.

Пробирки с цветными крышками, воронки, ложечка

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 50

5 неделя

- Знакомство со свойствами глины – пластичность, мягкость, из влажной глины можно делать поделки, сухая – твердая, состоит из мельчайших частичек и бьется. Применение глины в народных промыслах. Учить узнавать глиняные изделия. Изготовление поделок из глины.

- Сравнение свойств песка и глины (пластичность, величина песчинок, водопроницаемость). Использование свойств песка и глины при строительстве.

Стол для игр с песком и водой.

Лупа, емкости для сыпучих материалов, емкость для воды, пипетка.

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 51-52

Ноябрь

Свойства материалов

1 неделя

 «Мир бумаги»

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 117

Воздух

2 неделя

- Есть ли воздух в воде? (опыт с холодной водой в теплом помещении: на стенках пробирки появляются пузырьки воздуха). Содержание воздуха в воде дает возможность жизни для всех водных обитателей.

- Что такое запах? (опыт с определением запахов разных пахучих веществ в закрытых пробирках, наполнение всего помещения запахом пахучего вещества). Игра «Найди пару по запаху». Воздух не имеет собственного запаха, но является хорошим проводником запахов других веществ. Воздух чистый и грязный, полезный и вредный. 

Набор пробирок

О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 32-34

Свет и тени

3 неделя

- Понятия светового луча. Свет и тень. Теневой театр.

Фильмоскоп, лист черной бумаги, зеркало

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 91, 92

4 неделя

- Понятие линзы. Знакомство с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем. Рассматривание предметов и веществ через микроскоп.

Микроскоп, лупа, бинокль

-

Декабрь

Свойства материалов

1 неделя

«Мир ткани»

Кусочки ткани, ножницы, емкости с водой

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 117-118

Вода

2 неделя

Превращение пара в иней на морозе (опыт с выносом на улицу емкости с горячей водой: поставив под кустом или низким деревом емкость с горячей водой, на морозе через некоторое время на ветках образуется иней). Свойство пара на морозе превращаться в иней.

- Испарение воды в горячем и холодном состояниях (опыт с водой в одинаковых емкостях: одну емкость ставят ближе к источнику тепла – на солнце или к батарее, вторую – в прохладное место). Свойство воды испаряться и в холодном, и в теплом состоянии. В теплом состоянии вода испаряется быстрее.

2 мерных стакана или 2 одинаковые мерные пробирки с делениями

-

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 83

3 неделя

- Холодная или теплая вода лучше растворяет?

- Расширение воды при замерзании.

- Сколько воды получится из снега? (опыт с замером объема набранного в пробирки снега и сравнением объема получившейся из него талой воды).

Пробирки большие на подставке 2 шт., набор пробирок на подставке 5 шт.

-

Свет и тени

4 неделя

«Разные отражения»

«Двойное отражение»

Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала

Зеркала, схемы двойного отражения

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 93

Январь

1неделя

- «Разноцветный мир» (опыт, когда дети смотрят на окружающее через пластины разного цвета, предполагают, какой получится цвет, если посмотреть одновременно через 2 или 3 разноцветные пластины).

Разноцветные пластины

-

Воздух

2 неделя

Чем отличается горячий воздух от холодного? (опыт с воздушным шариком, надетым на большую пробирку: при опускании пробирки в снег или холодную воду, шарик втягивается в пробирку, при опускании ее в горячую воду - надувается). Свойство воздуха увеличивать свой объем при нагревании.

- Как выйти сухим из воды? (опыт с вертикальным опусканием меньшей емкости в большую: меньшая емкость водой не заполняется, так как воздух не имеет оттуда выхода).

Набор пробирок, воздушные шарики

Набор мерных стаканчиков, салфетка

-

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 87, О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 29

Электричество

3 неделя

«Волшебный шарик»

«Чудо – прическа»

Воздушные шары, шерстяная ткань.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 98

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 99

4 неделя

«Как увидеть и услышать электричество»

Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани, емкость с водой, воздушный шар.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 99

Февраль

Свойства материалов

1 неделя

«Родственники стекла»

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 116-117

Вес, притяжение

2 неделя

«Почему все падает на землю»

Предметы из разных материалов, емкость с водой, песком, металлические шарики.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 101

Теплота

3 неделя

«Твердые – жидкие»

Пластилин, металлическая тарелочка

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 106

4 неделя

«Чем похожи?»

Пластиковая бутылка с крышкой, стержень, стеклянный флакон, емкость с горячей водой.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 107

Март

Магниты, магнетизм

1 неделя

 - «Мы – фокусники». Может ли магнит действовать через воду? (опыт с извлечением скрепки из пробирки с помощью магнита).

- «Магнитные силы». Действует ли магнит через бумагу, ткань, дерево? (опыт демонстрирующий, что сила магнита уменьшается тем больше, чем толще материал, изолирующий его от железного предмета).

- «Два магнита»

Пробирка на подставке, магнит, скрепка.

Магнит, предметы разного материала

Магниты

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 94, 96, 97

Звук

2 неделя

«Как распространяется звук?»

Емкость с водой, камешки, шашки, тонкостенный гладкий бокал на ножке.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 102

3 неделя

«Где живет эхо»

Пустое ведро пластмассовое и металлическое, кусочки ткани, веточки, мяч.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 102

4 неделя

«Как сделать звук громче?»

Пластмассовая расческа, рупор из картона

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 104

5 неделя

«Проверим слух»

Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 112

Апрель

Исследование растений

1 неделя

- Влияние света, тепла, воды на рост растения (опыт с луковицами в разных условиях).

Мерные стаканчики

О. А. Зыкова «Образовательный модуль

Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

2 неделя

Для чего растению корень (опыт со срезкой тюльпана с клумбы: на клумбе тюльпан чувствует себя хорошо, а тюльпан без корня даже в воде стоит всего 3 дня).

Пробирка «Гигант»

3 неделя

- Для чего растению стебель? (опыт с сельдереем в цветной воде).

- Для чего растению листья? (опыт с завертыванием фольгой одного из листьев живого растения: лист не получает солнечного света, желтеет. Листья образуют сахар из солнечного света, воздуха и воды, который питает все растение).

Наблюдение через микроскоп листьев растений (можно наблюдать «поры», через которые растение дышит).

2 большие пробирки на подставке, микроскоп.

4 неделя

- Посадка «неизвестных» семян.

- Способы распространение семян.

Лабораторные контейнеры, пинцет,

емкость с водой.

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

Май

1 неделя

«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 122

2 неделя

«Защитим себя от солнца»

Бумага

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 123

3 неделя

Образовательное событие «Климатические зоны»

Энциклопедический материал

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 124-126

4 неделя

Образовательное событие «Климатические зоны»

Бросовый материал, клей, ножницы, средства художественной выразительности.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 124-126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Реализация содержания образовательного модуля. «Экспериментирование с живой и неживой природой» автора О. А. Зыковой.

Цель образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является:  воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме -...

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

          В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...