Главные вкладки

    План-конспект занятия (младшая группа) по теме:
    Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

    Карасева Наталья Юрьевна

    Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

     

    Тема занятия:   "Животные"

    (различение звукоподражаний "АВ-АВ"(собака)  и "МЯУ - МЯУ" (кошка)

     

    Цели занятия:

    1.Формировать у детей потребность в устном общении;

    2.Развивать слуховое восприятие  детей с нарушенным слухом;

    3.Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

    4.Расширять представления детей  о животных, игрушках  и звукоподражаниях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_zanyatiya_Zhivotnye_Karaseva_N.Yu_._2008.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 27 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

    Московского района Санкт - Петербурга «Надежда».

    Конспект занятия

    по развитию слухового восприятия и

    обучения произношению

    по теме:

    "Животные"

    с детьми раннего возраста с нарушениями слуха

     

    Учитель- дефектолог:

    Карасева Н.Ю.

    Санкт-Петербург

    2011


    Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста группы № 5

    Тема занятия:   "Животные"

    (различение звукоподражаний "АВ-АВ"(собака)  и "МЯУ - МЯУ" (кошка)

    Цели занятия:

    1.Формировать у детей потребность в устном общении;

    2.Развивать слуховое восприятие  детей с нарушенным слухом;

    3.Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

    4.Расширять представления детей  о животных, игрушках  и звукоподражаниях.

    Коррекционные задачи:

    Развитие слухового восприятия.

    1.Учить различать звукоподражания "АВ-АВ" и "МЯУ - МЯУ" на слух и слухо - зрительной основе с опорой на картинки;

    2.Учить различать при выборе из2 -х звукоподражания;

    3.Формировать условную двигательную реакцию на звучание бубна.

    4.Учить соотносить действия детей с темпом звучания (быстро - медленно).

    Обучение произношению.

    1.Поощрять речевую активность детей.

    2.Учить произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

    3.Учить детей подражать движениям фонетической ритмики, вызывать голосовую реакцию при помощи приемов фонетической ритмики;

    4.Развивать артикуляционный аппарат; формировать плавный выдох.

    Задачи комплексного развития детей.

    1.Расширять представления детей о животных, игрушках и о звукоподражаниях.

    2.Расширять умения обыгрывать животных, предметы игрушек, находить их в знакомой обстановке.

    3.Развитие мелкой и общей моторики.

    4.Учить сличать предмет и его изображение.

    5.Формировать навык глобального чтения, выполнять действия по предъявлению табличек.

    Задачи развития эмоционально - волевой сферы.

    1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

    2.Развивать навыки взаимодействия детей с друг другом.

    3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.


    Материалы к занятию

    Демонстрационный материал:

    1.Оформление игры "Кто там кричит? - дом с окошком; игрушки животных: кошки, собаки; таблички с речевым материалом; картинки с изображением животных.

    2.Оформление игры "Кто это?" - фланелеграф; фотографии взрослых и детей группы; таблички с речевым материалом.

    3.Игрушки для проведения фонетической ритмики : мяч; карточки с графическим изображением П; ОП; ПА; АП.

    Раздаточный материал:

    для работы над дыханием - домики с занавесочкой

    Предварительная работа.

    1.Рассматривание фотографии взрослых и детей группы раннего возраста, узнавание, тренировка в умении находить друг друга и себя по фото;

    2.Работа по соотнесению парных табличек, картинок, предметов;

    3.Знакомство детей с названиями игрушек - животных; тренировка в умении находить знакомые игрушки - животные в окружающей обстановке; на картинках; в книгах;

    4.Работа по соотнесению предмета и его изображения;

    5.Развитие подражательных способностей детей; повторение и копирование действий взрослого;

    6.Постоянная работа по вызыванию голосовой реакции посредством фонетической ритмики; имитация звукоподражаний;

    7.Рисование с детьми мяча на занятиях по изобразительной деятельности; проведение игр с использованием знакомых игрушек; использование их в свободной деятельности;

    8.Работа по различению темпа звучания (быстрый - медленный); выработка УДР на звучание различных инструментов.

    Организация занятия.

    Во время подготовки к проведению занятия проверяется работа индивидуальных слуховых аппаратов (ИСА) детей.

    Ход занятия.

    Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем - дефектологом совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. Часть речевого материала представлена на табличках  для слухо - зрительного восприятия и формирования навыка глобального чтения детей.


    Тема занятия: "Животные" (различение звукоподражаний "АВ-АВ и МЯУ-МЯУ"

    Ход занятия:

    Этапы занятия

    Содержания занятия; виды работы

    Речь учителя - дефектолога

    Действия и ответы детей

    Демонстрационный

    и раздаточный материал; оборудование

    1.Организа

    ционное начало занятия

    а)Игровое упражнение:

    "Шагаем - идем"

    1.Учить определять источник звучания;

    2.Выработка условной двигательной реакции на звучание бубна;

    3.Учить различать различный темп звучания бубна;

    б)Дидактическая игра

    "Кто это?"

    1.Формирование навыка глобального чтения

    Педагог собирает детей на занятие - звенит у бубен. Выполняют передвижения  под удары в бубен с различным темпом- идут или бегут. Бубен.

    Педагог приветствует детей; рассматривают фото.

    Привет. Встаньте. Сядьте.

    Кто это?

    тётя Ната

    тётя Галя

    тётя Надя

    Дети строятся по сигналу бубна.

    Бубен.

    ТА-ТА-ТА (быстрое произнесение)

    ТА_-ТА_-ТА_(длительное)

    дети находят взрослого по фото и показывают его в группе

    бубен;

    веревка;

    таблички с речевым материалом,

    фотографии

    2.Игра: "Найди свой стульчик"

    1.Называние имен детей;

    2.Сличение фото и объекта;

    3.Сличение парных табличек;

    Педагог показывает фотографии и просит детей указать:

    Кто это?

    имена детей

    Вот. Нет. Там.

    Дети рассматривают фото; находят того, кто изображен, называют.

    Вот. Имена детей. Находят по табличке свой стульчик.

    Стульчики стоят полукругом;

    фотографии детей;

    таблички с именами детей;

    3.Развитие дыхания

    1.Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

    2.Выработка простейших слов при помощи элементов фонетической ритмики.

    3.Подражание действиям и словам педагога.

    Педагог показывает коробку - привлекает внимание детей.

    Что там? Дом.

    На. Дай.

    Нет.

    Дети выполняют игровое упражнение "Дай - На";

    Тренировка активного вдоха и плавного выдоха. Дом.

    Дай. На. Вот. Нет.

    Коробка;

    домики с занавесочкой;

    таблички с речевым материалом;

    4.Дидактическая игра:

    "Кто так кричит?"

    1.Различение на слух и слухо - зрительной основе звукоподражаний АВ-АВ и МЯУ-МЯУ;

    2.Развитие умения понимания вопросы и по возможности отвечать на них;

    3.Называние названий животных и звукоподражаний в сопряженной и отраженной речи на произносительном уровне детей;

    Перед детьми стоит дом. Педагог привлекает внимание детей, просит узнать кто там кричит?

    Дом.

    Кто там?

    АВ-АВ;

    МЯУ-МЯУ;

    Кто это?

    Собака

    Кошка.

    Дети на слух и слухо - зрительной основе  с опорой на картинку различают звукоподражания животных.

    Сличают предмет и его изображение; находят игрушки в группе, показывают; повторяют звукоподражания.

    АВ-АВ;

    МЯУ-МЯУ;

    Дом;

    кошка;

    собака;

    картинки с изображением;

    игрушки;

    таблички с речевым материалом.

    5.Фонети

    ческая ритмика

    1.Вызывание голосовой реакции детей;

    2.Развитие речевого дыхания;

    3.Произнесение звуков П; и слогов: ОП-ОП; ПА-ПА;

    4.Формирование навыка глобального чтения табличек;

    5.Знакомство с графическим изображением П; О; ОП.

    Педагог просит детей встать.

    Встаньте.

    Вместе с детьми (в игровой форме)  показывает, как прыгает мяч произносит П;

    ОП-ОП-ОП;

    ПА_; ПО_; ПА; ПО;

    Дети встают в круг.

    произносят звук П изолированно и слогосочетания

    П;

    ОП-ОП-ОП;

    ПА_; ПО_; ПА; ПО;

    Мяч;

    таблички с графическим изображением букв

    П;ОП; ПА_; ПО_; ПА; ПО;

    6.Организационное окончание занятия

    Педагог поощряет детей;

    прощается с ними.

    Занимались хорошо.

    Что там? Конфета. Спасибо.

    Пока.

    Дети прощаются; благодарят.

    Дай. Конфета. Спасибо. Пока.

    Конфеты;

    таблички с речевым материалом.


    Выводы:

    Данное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению является вторым занятием по теме и продолжает изучение темы по развитию речи "Животные". Представленное занятие включает в себя элементы фонетической ритмики; упражнения на развитие артикуляционного аппарата; игровые упражнения для развития дыхания. На занятии проводиться работа по систематической выработке условной двигательной реакции (УДР) на звучание музыкального инструмента бубна. Выработка соотнесения темпа звучания бубна (медленно - быстро) с действиями детей (бег - ходьба). Отражена работа по формированию навыка глобального чтения, соотнесении предмета и его изображения; сличения одинаковых табличек. Различение звукоподражаний проходит на слух и на слухо - зрительной основе с опорой на картинку. На занятии представлена работа по развитию слухового восприятия- определения источника звучания. Предложено игровое упражнение, направленное на определения источника звучания, на формирование умения реагировать на звуковой сигнал.

    Содержание занятия соответствует уровню развития  памяти, внимания, мышления, познавательных процессов детей раннего возраста с 3 - 4 степенью нарушениями слуха  (тяжелая степень потери слуха; глухота), а также способствует развитию слухового внимания с детьми с меньшей потерей слуха: 2 - 3 степени.

    Речевой материал занятия подобран с учетом дальнейшего развития навыков социальной адаптации и эмоциональной сферы детей со слуховой депривацией (способностью к подражательным действиям); выполнению действий по предложенному образцу; понимание детьми вопросов и пр.)

    В результате систематического проведения коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями слуха на занятиях и во время организации режимных моментов, совместной деятельности учителя, воспитателя и детей было выявлено следующее:

    1.У детей формируется потребность в речевом общении;

    2.Дети стараются прислушиваться к речи педагогов, воспринимать  и различать слухо - зрительно и на слух знакомые  слова, названия, звучания.

    3.Дети стремятся к произнесению звукоподражаний; к произнесению слогов, простейших слов, слогосочетаний на уровне своих произносительных навыков;

    4.Улучшается развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;

    5.Формируются навыки взаимодействия детей  друг c другом;

    6.Улучшается развитие общей и мелкой моторики; координации движений; подражательной способности.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Наше творчество

    творческая работа...

    "Космическое путешествие"

    Сценарий выпускного праздника в детском саду...

    Пальчиковый игровой тренинг

    Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внима...

    Программа развития

     Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в это...

    Формирование элементарных математических представлений с частоболеющими детьми 4-7 лет в ДОУ

    Как заниматься с детками, которые по причине частых болезней не могут посещать детский сад и полноценно усваивать образо...

    oдаренный ребенок

    в наше время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обуч...

    Использование игр природоведческого содержания на экологической тропе в летнее время

    «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)...

    методическая карточка

    как при помощи отрывка из песни и его изображения дети определят песню...

    ООД «Коммуникация» «Ладушки - ладошки»

    Цель ООД: Вызывать у детей радость от повторения знакомой потешки, учить импровизации, развивать воображение и формирова...