Сообщение к педсовету "Взаимодейтсвие специалистов ДОУ по развитию речи детей"
материал по теме

Глушкова Ирина Михайловна

В сообщении отражено, как в нашем ДОУ происходит взаимодействие специалистов и воспитателей в работе над развитием грамматически правильной и связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

для педсовета на тему:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ  ДОУ

по формированию у дошкольников грамматически правильной речи и связной речи»

                                                          Подготовила воспитатель

                                                      Глушкова Ирина Михайловна

                                         Согласитесь, что без грамотной организации образовательной среды, без тесного сотрудничества всех специалистов и воспитателей ДОУ решить проблему подготовки детей к школе практически невозможно. Важно, чтобы все участники воспитательно- образовательного процесса обеспечили гуманизацию и личностную ориентацию процесса образования, эмоционально положительный фон.

        Каждый специалист в нашем ДОУ решает свои задачи, но деятельность всех специалистов в единой образовательной среде должна преследовать общую цель- подготовку детей к школе, их социализацию.

        Специалисты: психолог, музыкальный руководитель, логопед, изомастер, физрук, специалист речевого цикла используют комплексные и парциальные программы. Конечно, возникают трудности в согласовании их содержания, соблюдения норм учебной нагрузки на детей. Сложно и организовать взаимодействие между специалистами, но сделать это необходимо. Нашему руководству нужно использовать потенциал каждого, преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный подход к подготовке детей к школе.

        В чем же смысл комплексного подхода? Мне думается, действия всех педагогов направляются прежде всего на формирование личности ребенка в целом, а во- вторых, на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на него. Важно, чтобы каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов. Это будет трансдисциплинарный подход. Он возможен, когда оценка состояния тех или иных умений ребенка, выбор методов и объема психолого- педагогических мероприятий осуществляются не отдельным специалистом, а командой, активной группой педагогов. Предлагаю установить возможность общения специалистов ДОУ для обсуждения результатов, осуществления оценки эффективности работы, корректировки планов. Безусловно, эти заседания должны курироваться старшим воспитателем. Ему следует провести анализ программного обеспечения деятельности всех членов коллектива, составить план работы, консультировать членов команды, распределять обязанности и контролировать выполнение намеченного.

        Более подробно мне хочется для начала остановиться на разделе формирование грамматически правильной речи и развитие связной речи дошкольников.

        Целью данного направления является развитие у детей навыков использования в свободной речи правильных грамматических форм; составление рассказов, соответствующих ситуации и организованных в правильной последовательности. Для этого все специалисты формируют у детей навыки словоизменения / употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; существительных в косвенных падежах без предлога; формы родительного падежа множественного числа существительных; предложно- падежных конструкций; согласование прилагательных с существительными в единственном числе; существительных с числительными/; словообразования / образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, названий детенышей животных, прилагательных от существительных /относительных, притяжательных/, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида/; синтаксиса /умение составлять предложения из слов в начальной форме, добавлять предлоги в предложение, вставлять пропущенные слова/; связной речи.

        Логопед достигает обозначенной цели в процессе решения программных задач, воспитатель- с помощью специальных приемов работы с детьми: в свободное от занятий время можно давать дидактические задания:

-Придумай слова, отвечающие на вопрос « Какой?»

-Придумай слово, обозначающие орудие действия и отвечающее на вопрос «Чем?»

-Как называют детеныша лисы? Коровы? Волка?.

Для развития навыков связного высказывания и правильного грамматического структурирования изомастер может попросить детей сопутствовать свои действия пояснениями. Так на занятиях по лепке, рассказывать о том, что они собираются делать /например, так:

-Я собираюсь лепить цыпленка, он будет маленький, желтый./, что делают /например, так:

-Я беру пластилин желтого цвета, делаю из него маленький шарик…/, что сделали /- Я вылепил цыпленка, у него черные глазки и есть клювик…/. Воспитатель может попросить детей «оречевлять» действия в режимные моменты / -Я буду мыть руки. Сначала открою кран, возьму мыло…/.

Музыкальный руководитель, психолог могут предложить с этой же целью рассказать о подготовке или о прошедшем празднике, о просмотренных фильмах.

        В заключении мне хотелось бы подчеркнуть, что это лишь небольшой пример того, как разные специалисты могут решать одну задачу. Для успешной реализации задач по подготовке детей к школе нужно, чтобы специалисты:

обладали знаниями в смежных областях, иметь представления о методах и приемах, которые используют другие,

применяемые членами команды методы и приемы должны сочетаться и согласовываться между собой,

диагностическое обследование лучше осуществлять несколькими специалистами сразу,

все специалисты должны работать в тесном контакте с родителями, проводить с ними просветительскую работу.

 КТО  ЧТО  УМЕЕТ?

Цель: активизировать в речи глаголы, обозначающие действия животных

Материал: нет.

Игровое действие: воспитатель предлагает вспомнить те звуки, которые издают некоторые животные. После того, как ребенок вдоволь «помычит», «полает», воспитатель предлагает сказать об этих звуках словами:

собака- лает, а корова-? /мычит/

кузнечик- стрекочет, а осел-? /ревет/

свинья- хрюкает, а лошадь? /ржет/

коза блеет, а гусь? /гогочет/

сорока- трещит, а голубь? /воркует/

слон- трубит, а тигр? /рычит/            и т.д.

ЦВЕТ,  ФОРМА,  ВЕЛИЧИНА

Цель: активизировать в речи детей наиболее часто встречающиеся прилагательные

Материал: нет.

Игровое действие: воспитатель предлагает посмотреть на предметы вокруг:

-Все предметы имеют цвет, величину, размер. Мы можем загадать любой предмет, рассказать о нем только какого он цвета, формы, размера, а водящий пусть попробует отгадать, про что загадали?

Выбирается водящий, он уходит в соседнее помещение, остальные загадывают предмет, уточняют, что можно сказать о его цвете, размере, форме. Например, загадывают водящему:

Красный, круглый, большой /мяч/

Цветная, прямоугольная, небольшая /книга/

Серебристое, овальное, большое /зеркало/

Квадратные, коричневые, маленькие /часы/     и т.д.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция деятельности учителя-логопеда и других специалистов ДОУ в развитие речи детей

Консультация поможет родителям во время обратить внимание на речь своего ребёнка, в дальнейшем устранить эту проблему...

Сообщение по теме: "Влияние сказки на развитие речи детей раннего возраста".

В рамках раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокомувоспр...

Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...

Использование готовых пособий для развития речи детей раннего возраста Из опыта работы для молодых специалистов ГМО

Использование готовых пособий для  развития речи детей раннего возрастаИз опыта работы для молодых специалистов ГМО...

Взаимосвязь специалистов ДОУ и СОШ по развитию речи детей.

 В работе с детьми, имеющими речевые нарушения,возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия работников ДОУ  и СОШ для согласования необходимых  корре...

Взаимодействие специалистов ДОО в развитии речи детей.

Коррекционно- развивающая работа с детьми в детском саду строится во взаимодействии всех специалистов ДОО : учителя-логопеда, психолога, воспитателей., обеспечивая необходимую познавательную и мотивац...

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"...