интеллектуальный досуг для подготовительной группы "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Богомолова Анна Ивановна

интеллектуальный досуг для детей подготовительной группы "Цветик -семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                      Интеллектуальная игра «Цветик-семицветик».

                      (досуг для детей подготовительной группы).

Цели:

Развивать мышление,сообразительность ,речь;

Дать представление о русской народной загадке как части культурного наследия народа;

Создать эмоционально-положительное настроение.

Ход игры:

       

Ведущий:Скажите,вы любите отгадывать загадки? Тогда я вам предлагаю сегодня разгадать как можно больше загадок. Сегодня, ребята, мы поговорим о загадкам и проведем в нашей группе  викторину загадок. К сожалению, мы очень плохо знаем загадки, Какие они бывают? Кто их сочинял раньше? И кто сочиняет  их сейчас? Сегодня мы постараемся познакомиться с ними поближе.

      Как только человек научился говорить, а произошло это не сразу, он стал составлять из слов предложения, а потом люди стали задавать друг другу вопросы. И вот однажды какой-то человек задал другому человеку не просто вопрос, а вопрос-загадку. Он  взял и спрятал в своем вопросе признак какого-то предмета. У него получилось примерно так:        «Зубасты, а не кусаются»?(грабли). А почему грабли зубасты?(потому что у них есть «зубы»)Обычно народная загадка очень короткая, часто в ней есть такие вопросы:«Кто это?» или «Что это?»Например,        «Что краше света белого?»(солнце) .

      В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать»,«размышлять».Отсюда и произошло слово «Загадка».Под загадкой мы понимаем построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать ответ. В загадке дается описание какого-нибудь предмета или явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Большинство русских загадок строится на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Например,«Скатерть бела весь свет одела».(снег).Также  встречаются загадки-вопросы:«Без чего человеку жить нельзя?» (без имени).Т.е. из огромного количества возможных ответов необходимо дать один,но такой, с каким согласились бы все.Мало ли,без чего не может жить человек:и без воды,и без воздуха, и без еды.Но все-таки неожиданная отгадка-«без имени»-удовлетворит .пожалуй,  всех.                        Действительно ,без воды,воздуха,еды не может жить не только человек.Но только люди (все!) получают имена.Среди русских загадок много загадок-описаний.К примеру,в загадке о реке:«Течет,течет не-вытечет,бежит, бежит-не выбежит»  в ней есть описание реки,но отсутствует изображение предмета,который иносказательно напоминал бы о реке.

      Есть еще другой тип загадок: загадки-задачи. Например:        «Шел охотник.Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?»Разумеется,ответ чисто арифметический:осталось на дереве  две вороны.Но это неверный ответ.Одну он убил,а остальные улетели.Этот тип загадок развивает логику.

     Но самыми любимыми у народа были загадки в стихотворной форме.

                             Сидит Ермошка

                             На одной ножке,

                             На нем сто одежек:

                             Не шиты, не кроены,

                             А весь в рубцах. (капуста)

     В загадках предметы,окружающие человека,оживают:

«Две сестры –Дарья да Марья-друг на друга глядят,а сойтись не могут»(пол и потолок);        «Четыре брата под одной крышей живут»(стол)

      Что ж,ребята,наверное,вы убедились,что загадка-это неполное,но очень точное описание какого-нибудь предмета или явления.Для вас не секрет,что загадки бывают разными. И загадка каждый раз словно вызывает нас испытать свой ум, проверить его народной мудростью.Разгадывание загадки требует смекалки, развивает образное мышление.Загадки передавались веками из уст в уста,из поколения в поколение,в каждой из них дух времени,история народа,создавшего ее.Они –связующее звено между прошлым и настоящим.

       И теперь мы начинаем викторину ,вам предстоит отгадать загадки разной тематики.

      Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок,вам необходимо:

1.Внимательно слушать;

2.Работать сплоченной командой,прислушиваться к мнению товарищей;

3.Подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

4.Не торопиться с ответом,ответ тщательно продумать.

  Давайте рассмотрим «цветик- семицветик»,какие у него есть лепестки?

1Явления природы

2.Мир растений.

3.Мир животных.

4.Человек.

5.Календарь.

6.Сад-огород.

7.Грамота,учеба.

      Дети  рассаживаются по микроколлективам. Загадывается первая загадка.Время на размышление.Кто готов-подает сигнал(поднимают руку).Правильно ответивший микроколлектив получает право выбора темы следующей загадки.Темы указаны на лепестках «Цветика-семицветика».Ведущий игры загадывает загадку,которая относится к этой теме,команда детей отгадывает.Очки записываются в таблицу на доске.

    В конце игры подсчитывается общее количество заработанных баллов каждой микрогруппы,определяется победитель игры.Дети награждаются медалями «За участие в конкурсе».

        

Загадки викторины:

                                 Явления  природы.

1.Без рук,без ног,

   А ворота отворяет.

   Без крыльев летает.  (ветер)

2.С неба пришел,в землю ушел. (дождь).

3.Два брата родных:

   Одного всякий видит,

   Да не слышит,

   Другого все слышат,

   Да не видят.      ( молния и гром).

4.Без рук,без ног,а рисовать умеет.(мороз).

5.Бел,да не сахар,

   Ног нет,да идет,

   На всех садится,

   Никого не боится.  (снег).

 

                                 Календарь.

1.Сам дней не знает,а другим  указывает.(календарь).

2.Двенадцать братьев

   Друг за другом бродят,

   Но друг друга не обходят.     (месяцы)

3.Живут семеро товарищей

   Годами равные,именами разные.    (дни недели)

4.В саду царском

  Стоит дерево райское:

  На одном боку цветы расцветают,

  На другом –плоды созревают,

  На третьем-листья опадают,

  На четвертом-сучья подсыхают .  (времена года).

5.Вышел старик-годовик.

   Махнул рукавом-

   и полетели двенадцать птиц.

   У каждой птицы

   По четыре крыла,

   В каждом крыле по семи перьев,

   Каждое перо

   С одной стороны черное,

   А с другой –белое.       (год,месяцы,недели,дни недели,день,ночь).

                                  Мир  растений.

1. Стоит в шубе-летом,

   А зимой-раздетым. (лиственное дерево)

2.Что летом и зимой

   В рубахе одной? (ель,сосна)

3.Стоит Егорка

   В красной ермолке,

   Кто ни пройдет,

   Всяк поклон подает (земляника)

4 На лесной поляне

   Тридцать три сестрички,

   Глазки золотые,

   Белые реснички.  (ромашки)

5.Весной веселит,

   Летом холодит,

   Осенью умирает,

   Весной оживает.       (лес)

                                Мир  животных.

1.Не говорит,не поет,

  А кто к хозяину идет-

  Она знать подает.  (собака)

2.Дитя еще не родился,

   А уже отдан на воспитанье.

   У кого?                 (у кукушки).

3.Спинку выгибает,

   Хвостиком виляет.

   Глазки закрывает,

   Днем на солнышке лежит,

   Ночью мышек сторожит.(кошка).

4.Не ездок,а со шпорами,

   Не сторож,а всех будит.  (петух)

5.Живет в лесу,

   Ухает,как разбойник.

    До мышей охотник.

    Днем спит,ночью кричит,

    У дороги летает,

     Прохожих пугает.

     Люди его боятся,

     А он боится людей.

                                     Человек.

1.Два Егорки живут возле горки,

   Живут дружно,

   А друг на друга не глядят. (глаза)

2.Если б не было его,

   Не сказал бы ничего.  (язык)

3.Все-все  слышат,

   Но не говорят.              (уши)

4.У тетушки Фелицы

   Есть четыре сестрицы;

  Из них две-то хвалятся:

  «Мы делать горазды!»

  А другие хвалятся:

  «Мы ходить горазды!» (руки и ноги)

5.Две матери,две дочери,

    Да бабушка со внучкой,

    А их всего трое.           (мать,дочь,внучка)

                              Сад,огород.

      1. Золотое решето

   Черных домиков полно,

   Сколько черненьких  домов,

   Столько беленьких жильцов.(подсолнух)

       2.  Кафтан на мне зеленый,

     А сердце .как кумач.

     На вкус,как сахар ,сладкий.

     А сам похож на мяч.   (арбуз).

3.Красная девица сидит в темнице,

   А коса на   улице.    (морковь)

4.Закутан ребенок в сорок пеленок.(капуста).

5.Синий мундир,

   Желтая подкладка,

   А в середине сладко.(слива)

               Грамота,учеба.

1.Черный Ивашка,

   Деревянная рубашка,

   Где носом поведет,

   Там заметку кладет.  (карандаш)

2.На полке молчит,

   В руки возьмешь-

   Сейчас заговорит  (книга)

3.Черные,кривые,

   От рожденья все немые,

   Встанут в ряд-

   Сейчас заговорят.   (буквы)

4.Стоит дом.

   Кто в него войдет,

   Тот ум приобретет.  (школа)

5.Кулик не велик,

  Сотне ребят велит:

  То сядь да учись,

   То встань – разойдись. (звонок)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальный досуг для подготовительной группы "Фея и из страны Знаний"

интеллектуальный досуг проводится в рамках подготовки детей подготовительной группы к интеллектуальному конкурсу "Знай-ка"...

интеллектуальный досуг для детей подготовительной группы "Знатоки природы"

интеллектуальный досуг для детей подготовительной  группы "Знатоки природы"...

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

Сценарий физкультурно - интеллектуального досуга «Форд Боярд» для детей подготовительной группы

Сценарий физкультурно - интеллектуального досуга «Форд Боярд» для детей подготовительной группы...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Хочу все знать!»

Цель: развитие и совершенствование интеллектуальных способностей дошкольников.Задачи: Развитие эмоционального и социального интеллекта, умения взаимодействовать со сверстниками; развитие воображения и...

Спортивно-интеллектуальный досуг по физическому развитию в подготовительной группе на тему: "Форд Боярд"

Спортивно-интеллектуальный досуг по физическому развитию в подготовительной группе на тему: "Форд Боярд"...

Сценарий интеллектуального досуга для подготовительной группы «Что? Где? Когда?»

Сценарий интеллектуального досуга для подготовительной группы: "Что? Где? Когда?" позволяет детям сформировать представления о здоровом образе жизни и проверить их знания...