Методическая разработка "Поиграем в лоскутки", конспект занятия "Сказочное путешествие"
план-конспект урока по теме

Васильева Любовь Михайловна

Данная методическая разработка в помощь воспитателям для закрепления у дошкольников знаний о цвете. здесь представлены варианты игры с лоскутками для детей 3-7 лет. Наши дети нуждаются в красках, они погружаются в мир цвета, расслабляются, приобретают цветовоепристрастие, а мы им в этом помогаем, испорльзуя приятные на ощупь лоскутки. Также представлен конспект "Сказочное путешествие", как пример использования игр с лоскутками на занятиях по ознакомлению детей с искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №12

Опыт работы

«Поиграем в лоскутки»

подготовила:

воспитатель

Васильева Любовь Михайловна

  г. Санкт – Петербург

2013
Поиграем в лоскутки

      Эта игра проста в использовании, здесь нет дидактики, нет регламентированных правил, нет категорий «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Кроме того, дети учатся друг от друга, расслабляются, устраняется беспокойство, возбуждение, скованность. Лоскутки приятны на ощупь. В ходе игры дети погружаются в мир цвета, приобретают цветовые пристрастия. Игры с лоскутками вносят в жизнь детей разнообразие, радость, закрепляют и расширяют знания о цвете.

Цель игры:

- закрепление названия цветов спектра;

- умение выделять  оттенки цветов;

-  определение  контрастного цвета с помощью цветового круга;

- знакомство с холодными и теплыми цветами;

- развитие творчества, фантазии.

Материал:

Разноцветные однотонные лоскутки разных размеров, разной формы и фактуры.

 Рекомендации:

  1. Научить детей брать лоскуток за серединку и класть горсткой близко друг к другу, не разглаживая и не расправляя их.
  2. Дети могут выполнять задания на ковре, на полу, а также помахивать лоскутками в вытянутой руке.
  3. Давая   задание, называть как можно больше прилагательных к основному слову для развития словаря.

Задания детям

  1. Выбери лоскутки, цвет которых напоминает::

- праздник, радость, веселье (все группы),

- обиду, тревогу, грусть, тоску, печаль (все группы),

- веселое, яркое, нарядное, жаркое, солнечное, знойное лето (все группы),

- морозную, снежную, суровую, холодную, вьюжную зиму (все группы),

- золотую, багряную, рыжую, нарядную осень (со средней группы),

- ясное, чистое, голубое небо (со средней группы),

- темную, волшебную, мрачную ночь (со средней группы),

- грозную, злобную, сердитую, неистовую, страшную бурю (со старшей группы),

- цветную, яркую, веселую, нарядную полянку (все группы).

2. Выложи из лоскутков (со старшей группы):

 лоскутное одеяло, цветик – семицветик, волшебный узор, хоровод друзей,

весёлую карусель, радугу.

Выполняя задания, лоскутки можно расправлять.

3. Выбери все красные лоскутки (синие, жёлтые…).

4. Разложи оттенки красного (синего, жёлтого…) цвета от самого тёмного к самому светлому (со старшей группы).

5. Отбери лоскутки тёплых и холодных цветов (со средней группы).

6. Подбери лоскутки, которые «дружат». Использовать цветовой круг контрастных цветов (со старшей группы).

7. Подбери лоскутки к данному фону. Для фона использовать цветную однотонную ткань или бархатную бумагу (со старшей группы).

8. Выложи, что хочешь, а мы отгадаем (со средней группы).

9. Выбери лоскутки, цвет которых увидел  на картине. Такое задание можно давать сразу после рассматривания картины или по памяти (со старшей группы).

10. «Модельер». Подбери по цвету ансамбль одежды (со старшей группы).

11. Прослушать музыкальный отрывок, свои впечатления отразить в цвете (со старшей группы).

Вариантов таких заданий можно придумывать бесконечное множество. Для разнообразия вместо лоскутков можно использовать наборы цветных полосок, разноцветные крышки от пластиковых бутылочек.

Список использованной литературы

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 1,2. М., 1973.
  2. Витковская АК.М. Развиваем зрительное восприятие. СПб, 1994.
  3. Дубровская Н. В. Особенности восприятия цвета у дошкольников. Детское творчество и музей.  СПб, 2005.
  4. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб,  2008.
  5. Полуянов Д. Воображение и способности. «Знание», М., 1985.



Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность

педагога с детьми 5 - 7 лет

«Сказочное путешествие»

Составитель:

воспитатель

Васильева Любовь Михайловна

                                       2013 год

Задачи:

- Продолжать формировать навыки рассматривания картины;

- Закреплять знания о языке изобразительного искусства, учить выделять средства выразительности;

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным героям;

- Расширять словарный запас : терем расписной, скоморохи, лоскуты, фактура, ритм, пестик, помело; за счёт слов – определений;

- Развивать фонематический слух;

- Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Зрительный ряд:

- В. М. Васнецов. Спящая царевна. 1900. Х., м.

- В.М. Васнецов. Автопортрет.

- И.Я. Билибин. Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная».

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок и Ш. Перро «Спящая царевна»;

- Рассматривание альбомов  «Русские народные костюмы», «Как люди раньше жили»;

- Словарная работа: помело, ступа, пестик, терем, иллюстрация, резьба, скоморохи, гусли;

- Игры с лоскутками;

- Игры на эмоции, мимику, жесты.

Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Знаете, почему они к нам пришли? Сегодня у нас очень интересное занятие, немножко волшебное, потому что мы все вместе отправимся в сказочное путешествие.

Скажите, вы любите сказки?  За что вы любите сказки?

А где же живёт сказка? Сказка живёт на картине.

Садитесь на ковёр – самолёт, я взмахну волшебной палочкой и мы отправимся в путешествие  в сказку.

В. Васнецов. Спящая красавица.

Какая сказочная необычная картина. Что  вы видите?

Куда мы попали, в какую сказку? « Спящая царевна».  Вы читали эту сказку? Кто написал эту сказку? Французский писатель Шарль Перро.

А русский художник Виктор Васнецов обогатил наше представление о сказке и перенёс действие из далёкой Франции в Россию.

Посмотрите, что происходит на картине? Все спят. Кто спит?

Царевна, медведь, скоморохи, птицы, лиса, терем расписной. Все спят. Всё застыло, даже природа. Как видим, что природа спит?  

Тишина. Ни ветерочка. Слышите  какие – нибудь звуки или  тихо – тихо вокруг?

Что случилось? Почему все погрузились в сон? Вспоминайте сказку. Царевна уколола палец веретеном, это злая колдунья так подстроила, и сразу всё царство уснуло.

Все заснули там, где они находились, за тем делом, которым они занимались.

Что делала девочка? Читала вслух книгу.

Что делали скоморохи? Пели и танцевали, видите на лицах улыбку?

Скоморохи ведь развлекали и веселили народ на празднике.

Как подсказал  художник, давно они спят или только уснули? Давно. Трава выросла между половицами, цветы выросли, лес высокий.

Скажите, сон у них спокойный или тревожный? Как видим? Спокойно улыбаются, у царевны рука плавно вытянулась нам на встречу, как будто ждёт чего – то. Все линии плавные, художник линиями подсказывает, всё спокойно в царстве. Кто же их охраняет? Лес прячет от дурного глаза, чудища деревянные не спят, колонны охраняют как солдаты на посту.

Художник Виктор Васнецов говорил : «Я всегда только и жил Русью, люблю всё русское».

Как мы видим на картине, что художник любит русский народ? Красивые русские одежды, красивые люди, терем расписной, всё украшено резьбой. Терем расписной, красивый, нравится? Хотите жить в таком тереме?

Как сказка закончится? Кто разбудит сонное царство? А как художнику удалось это показать, как он нам подсказал, что всё будет хорошо? Цвет, краски яркие, радостные, нарядные. Сколько цвета на картине! Полюбуйтесь! Цвет создаёт ощущение сказки и праздника. Красиво? Какое настроение вызывает картина? Тайна, загадка, тишина.  

Давайте поиграем в сказку «Спящая царевна».  Я взмахну волшебной палочкой, и вы уснёте. Представьте, вы что – то делали и вдруг уснули. А я буду отгадывать, что же вы делали: плясали, вышивали, рисовали, читали.

Звучит музыка, просыпайтесь, выходите  танцевать!

Ребята, посмотрите, сколько у нас лоскутков, они разноцветные. Давайте поиграем в лоскутки. 

Выберите лоскуты, цвет которых напоминает вам добрых, хороших героев сказок. Я вижу добрых, хороших, красивых, нежных, ласковых, смелых героев.

Выберите лоскуты, цвет которых напоминает злых, недобрых героев сказок. Эти герои злые, грубые, хвастливые, мрачные.

Назовите названия сказок, в которых встречается звук «О».

Морозко, Теремок, Колобок, Бычок – смоляной бочок, Золушка.

Продолжим путешествие в сказку. Садитесь на ковёр – самолёт, полетели.

И. Билибин. Баба Яга.

Ой, кто это пролетает мимо?  Баба Яга. Давайте рассмотрим её, какая она? Злое лицо, нос крючком, губы поджаты, глаза выпучила, волосы растрёпаны.

И сама – то древняя. Какое лицо, если его потрогать? Сморщенное, морщинистое, грубое.  Потрогайте своё лицо, оно такое же?  А какое? Фактура вашего лица гладкая, ровная.

На что похожи руки? На ветки.

Что делает Баба Яга? Летит. Как догадались? Волосы развеваются, наклонилась в ступе, приподнялась от земли.

Летит в ступе, пестиком погоняет, помелом следы заметает.

Она просто летит или кого – то ищет?  Как догадались? Лицо злое, как будто крутит головой во все стороны, что – то высматривает.

Смотрите, пестик и помело как – будто образуют стрелу, которая указывает куда – то.

Какой лес? Глухой, непроходимый, мрачный, тёмный.

Как удалось художнику показать такой лес? Какие краски он использовал? Тёмные, холодные.

Художник показал глушь, беспорядок в лесу. Вы  видите ритм строгий, чёткий или беспорядочный? Линии, цвет и ритм создают образ глуши, дикого леса.

Что ещё растёт в лесу? Грибы. Красивые? Как красиво они смотрятся на зелёной траве. Цвета, краски помогают друг другу звучать.

Другой художник, Иван Билибин, показал нам сказку с помощью цвета, линий, ритма, он использует живописный язык искусства.

Какое настроение вызывает эта картина? Тревоги, страха.

А как красиво нарисовано.

Смотрите, Баба яга оставила нам письмо. Читаю: «Зуб имею».

Что же это означает? Когда так говорят? Сердится, злится, наверное,  на взрослых за то, что они пугают детей Бабой Ягой, а ведь она бывает и добрая.

Посмотрите, здесь есть ещё картинки. Давайте поиграем. Я показываю картинку, взмахиваю палочкой,  и вы превращаетесь в героев сказки.

Наше путешествие в сказку закончилось, вам понравилось?

Какие картины мы посмотрели? Спасибо, что вы были очень внимательными. Любите искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

Методическая разработка Конспект НОД «Путешествие в сказочную страну»

Методическая разработка Конспект НОД «Путешествие в сказочную страну»...

Методическая разработка на тему: "Конспект мероприятия по ПДД на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения»."

Методическая разработка на тему: "Конспект мероприятия  по ПДД  на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения»."...

Методической пособие "Чудо-лоскутки"

    В нашем быстро меняющемся мире ребенку, порой бывает сложно соответствовать ожиданиям родителей, требованиям педагогов. А ведь малышу так необходимы уверенность в своих силах, чув...

Методической пособие "Чудо-лоскутки"

    В нашем быстро меняющемся мире ребенку, порой бывает сложно соответствовать ожиданиям родителей, требованиям педагогов. А ведь малышу так необходимы уверенность в своих силах, чув...

Методической пособие "Чудо-лоскутки"

    В нашем быстро меняющемся мире ребенку, порой бывает сложно соответствовать ожиданиям родителей, требованиям педагогов. А ведь малышу так необходимы уверенность в своих силах, чув...