Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации
статья по теме

Алексина Ирина Станиславовна

Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его педагогического мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tradicii.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  

               «Детский сад комбинированного вида  «Росинка»

                         города Балашова Саратовской области

                                      КОНСУЛЬТАЦИЯ                            

   «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями                                            

       воспитанников: традиции и инновации».

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     Алексина Ирина Станиславовна

                                                                                    воспитатель 1квалификационной

                                                                                     категории  

                                                 Балашов  2013 год                                                                                                

Взаимодействие педагогов с родителями  воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение  членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

- индивидуальные (беседы, консультации);

- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая  гостиная, брейн-ринг);

- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);

- досуговые (совместные досуги, праздники,  выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск  газеты).

Бытует мнение, что сейчас родителей  ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни  родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.

Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.

Работа с родителями  становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.

*Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.

«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)

«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)

«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)

Основными целями работы семейных клубов являются:

-объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

-повышение педагогической компетентности родителей;

-обмен опытом семейного воспитания;

-укрепление детско-родительских отношений;

-предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видиопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых.     Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.

*«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:

-повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

-способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

-выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

-способствовать сплочению родительского коллектива.

Работа «Школы» планируется по результатам опроса родителей. Участниками являются молодые родители, а так же все желающие поделиться опытом по определенной теме. Кроме заседаний в «Школе» организуются совместные праздники и мероприятия. В качестве консультантов привлекаются специалисты детского сада и других образовательных учреждений, медицинский персонал, педагог-психолог.

*Дни сотрудничества. Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.

*Встречи за «круглым столом» расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и  закончить встречу может психолог или педагог.

*Он-лайн  общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды  деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение  родителей  по их запросам.  

В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.

*Оформление летописи. Данная форма работы носит информационный  характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок.                                     Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.

Такая  работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот,  педагог  узнает каким  бывает воспитанник дома.

*Дискуссионные качели. Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против».В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен  вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.

Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.

Используемая литература:

Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В.Цветкова. – М.:ТЦ Сфера, 2013.

Трошина С.Н. Нерадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В данной статье описывается опыт работы по применению компьютерных технологий в работе с родителями,который позволяет укрепить союз «родители – педагоги», повышает уровень доверия и информироварованно...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников

Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Взаимодействие с семьями воспитанников: традиции и инновации

В материале обощён опыт работы по вовлечению родителей в активную совместную деятельность. Описаны практическием формы взаимодействия с родителями, такими как: родительские собрания, родильский к...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Проект  Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью...

Педагогический час "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, методы активации родительской инициативы"

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и...

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...