Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
консультация по теме

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

Выступление на педагогическом совете .

 

На тему:

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное дошкольное образовательное заведение



детский сад № 6 «Солнышко»



г. Жердевка  Тамбовской области









Выступление на педагогическом совете .





Тема педагогического совета:



«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»







Подготовила и выступила :



 воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Солнышко»



Шемонаева Т.Г.





30 ноября 2011 г.


       Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики.

 Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами.

Важными для формирования творческих способностей детей явились когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции.
     
1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: « Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова – это цветок. Туловище – стебель, руки – листья, корни – ноги…». В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.

3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ребенка в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него.

4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Например, объектом для исследования выберем линейку. Ребятам предлагается следующее задание: придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается). Способы применения линейки: подпорка для цветка, почесать спину, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, альбом, вместо ножниц, чтобы ровно оторвать лист бумаги и другие.

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

2. Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».

4.Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.

             Педагогические формы развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
     
Характерными проблемами процесса приобщения дошкольников к творчеству является следующее: бедный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и системного построения речи, незначительный личный опыт и недостаточно развитая наблюдательность. Между тем творчество предполагает именно развитую наблюдательность, богатое воображение, не говоря уже об умении правильно, логически и интересно для слушателей построить высказывание.
      Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие формы развития творческой активности детей:
      1. Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
      2. Работа с текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
      3. Театрализованные игры и детские спектакли.
      4. Литературные игры.
      5.Встречи с интересными людьми.

                                       Экскурсии на природу
       Дошкольный период жизни - время постижения окружающего мира во всем его многообразии, а природа является для ребенка самой доступной в восприятии и понимании.
      Экскурсию одна из форм организации обучения. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества детей: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. В лесу, поле, саду дети находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту. А потом воспроизводить увиденное и почувствованное в рисунках, играх, стихах, рассказах, поделках, гербариях, аппликациях.
      Во время экскурсии целесообразно проводить игры. Игры на природе соответствовали должны соответствовать содержанию экскурсии. В качестве основы игры можно использовать заклички и приговорки о природных явлениях, птицах, животных и других.
     
Игра «Снежинки»
Педагог произносит закличку снегу, чтобы валил гуще, а ребята изображают летящие снежинки.
Падай, падай  
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!
       Задание: педагог предлагает ребятам пофантазировать и рассказать о дальнейшей судьбе своей снежинки.

Особый интерес у дошкольников вызывают индивидуальные и коллективные поделки из природного материала, собранного во время экскурсий. В ходе работы над поделкой важно, чтобы дети сочиняли определенный сюжет. Тематика и содержание сюжета могут быть самые разнообразные: «Лесная сказка», «Мой город», «Я и мои друзья».

                                     Работа с текстами сказок
     
При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка - самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.
      Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки с детьми необходимо провести беседу по осмыслению содержания. С помощью педагога ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки. Работа над языком включает в себя следующие вопросы:
- Какие сказочные выражения вы заметили в тексте?
- В каких еще сказках были похожие выражения?
- Какие слова используются для описания героя и почему?
- Почему сказка так называется?
- Как бы вы назвали ее по-другому?

Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям дошкольного возраста (с помощью педагога) предлагаются такие творческие задания:
- продолжить сказку;
- переработать сюжет;
- придумать другой конец сказки.
      Данные задания творческого характера у дошкольников находят продолжение в детских рисунках, аппликациях и поделках.

Предлагаю серию творческих заданий для детей дошкольного возраста «Рисуем и сочиняем сказку».

Задание 1: ребятам предлагается нарисовать сказочный сюжет, героев или волшебные вещи определенной сказки. Важно, чтобы дети не просто рисовали, но и рассказывали о своих работах.

Задание 2 (коллективная работа): с помощью педагога дети распределяют задания по рисованию тех или иных сказочных мест, героев, волшебных вещей. Затем ребята вырезают и наклеивают (кроме героев) рисунки на лист ватмана (общее поле коллективной работы). Оформляют общий фон (солнце, небо, дорожки и другое). Далее ребята с героями путешествуют по сказочным местам, рассказывая сказку.

Задание 3 является продолжением 2 задания. Ребятам предлагается нарисовать на листе бумаги и вырезать любимых героев из других сказок или придумать необычных персонажей, пофантазировать и сочинить новый сюжет сказки.

Задание 4. Самостоятельно придумать и нарисовать сказку.

Результатом данного задания может стать коллективная творческая работа по созданию собственного сборника сказок.

Задание 5. Ребятам необходимо нарисовать портрет сказочного героя, одежду или дом персонажа сказки.

Сказки являются источником мудрости, выражением жизненного опыта многих поколений, прославляют ум, смекалку, трудолюбие. Сказочная форма позволяет рассматривать необычных героев, их характеры, совершенно невероятные события. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это, с одной стороны, развивает у ребенка интерес к сказке, а с другой – стимулирует его фантазию, воображение, творческую активность, память, наблюдательность, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе, способность к сопереживанию, чувство юмора.

                    Театрализованные игры и детские спектакли
     
Целесообразно использовать такие виды игр:
- разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх - драматизациях сюжетов литературных произведений, внесение в них и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;
- разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои). Выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времени года, волшебные картины).
       Приведу пример игры.
Игра «Сказочная страна».
      Игра проводится в группе детей. Каждый ребенок загадывает имя любимого сказочного героя. Называет имя героя и начинаем сочинять свою сказку. Педагог может предложить конкретный эпизод сказки (день рождения героя сказки, праздничный концерт и другие). Все выбранные герои живут в одном королевстве. Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. В своих действиях ребята должны придерживаться сказочного характера героя, например, Золушка – добрая, трудолюбивая, заботливая.
       
Основное достоинство данной формы приобщения детей к творчеству - развитие способности духовного перевоплощения, наблюдательности.

                                            Литературные игры
       Всякое искусство питает душу ребенка, одно из первых, с которым встречается дошкольник, - это поэзия. Прибаутки, потешки, игровые песенки наполнены ароматом родного языка, тепла, домашнего уюта.
      Большое значение для творческого развития ребенка имеют литературные игры в словосложение, метафору, ударение, игры–фантазии. Приведу примеры.

                                   
Игра в словосложение.
     
В основе игры стихотворение – шутка Н. Кончаловской «Про овощи». Садовод перепутал семена и вырастил смешные овощи.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
          Задание: ребятам предлагается разгадать, из каких семян получились новые овощи.
Семена перепутались, а с ними и слова. Получились сложные слова, но
 они понятны для детей, так как в словосложении участвуют корни, несущие всю семантическую нагрузку.

                                                 Игра в метафору.
Стихотворения для данной игры можно найти в книге А. Барто «Игра в слова».
Дождь идет и не проходит,
Дождь, дождь,
Дождь идет, хотя не ходит,
Дождь, дождь…
          Задание: ребята, как вы понимаете смысл слов «дождь идет»?

                                               Игра в ударение.
В основе игры стихотворение Я. Козловского.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они
В ведерко руки окуни,
Не бойся, это – окуни!
              Задание: ребятам предлагается найти в стихотворении похожие по звучанию слова. Можно ли эти слова поменять местами? Что получится?
       Данная поэтическая игра не просто интересна для ребят, но и ценна тем, что формирует у ребенка лингвистическое чутье.

                                              Игра – фантазия.
Игра . Стихотворение А.Усачева «Шкатулка» учит ребенка фантазировать. Автор взял в руки обыкновенную шкатулку для всяких разных штук, в которой что-то стучит, если ее потрясешь.
Быть может, там сокровища
Несметные лежат,
А может быть в шкатулочке
Зарыт пиратский клад?
А вдруг волшебный замок там,
И танцы при свечах,
И кавалеры с дамами
Подметками стучат…
                  После прочтения данного стихотворения ребята включаются в игру, воображая и придумывая, что же такое важное в шкатулочке лежит.
      Задание: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения, например, С. Михалкова:
Широка и глубока
Под мостом текла....
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый....
         
Слова: строка, дом, река, треска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...

Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...