«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»
консультация по теме

Фандюшина Ольга Вячеславовна

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1

Консультация для воспитателей

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

                                               Подготовила

Старший воспитатель

Фандюшина О.В.

г.Ярославль, 2013


Мы живем в период изменения требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ №665 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» еще более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.

Согласно им у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как

  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

В тоже время Методические рекомендации о разработке ООП ДО требуют от ДОУ четко прописывать педагогические технологии, применяемые в работе с детьми.

Да и в экспертном заключении при аттестации педагогических работников на первом плане технологии. Какое затруднение здесь на лицо?

1. Нет четкого перечня возможных образовательных технологий (в нашем случае для ДОУ) ;

2. Недостаток теоретических, да и практических знаний в области образовательных технологий.

3. От нас использование образовательных технологий требует Закон «Об образовании», аттестующие и проверяющие органы, заказчики образовательных услуг (родители) .

Какое противоречие возникает?

Закон есть – требуемые результаты есть – а все ли свободно владеют образовательными технологиями.

Какие технологии помогут в решении этой задачи?

• Проектные методы обучения

• Здоровьесберегающие технологии

• Технологии использования в обучении игровых методов

• Обучение в сотрудничестве

• Исследовательские методы в обучении

• Информационно-коммуникационные технологии

• Система инновационной оценки «портфолио»

• Проблемное обучение

• Другие технологии.

В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

В этом ряду все большее внимание обращается на проблемное обучение, изучением, исследованием, апробацией которого занимались многие ведущие психологи, педагоги. Основатель проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Оотечественные психологи - Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, З.И.Калмыковой, С.Л.Рубинштейн которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Эффективность использования проблемного обучения в детском саду также теоретически и практически подтверждена, об этом мы и будем говорить на сегодняшней встрече.   В ходе сегодняшней консультации вы получите ответы на следующие вопросы:

  • Что такое проблемное обучение;
  • Цель проблемного обучения;
  • В чем различие традиционного процесса обучения и проблемного обучения;
  • Какие уровни проблемности в обучении существуют;
  • Что такое проблемная ситуация;
  • Основные компоненты проблемной ситуации;
  • Что является основным звеном проблемной ситуации;
  • Какие подходы возможны к созданию проблемных ситуаций;
  • Какие методические приемы используются при создании и решении проблемных ситуаций.

 Проблемное обучение – как Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но почти никто не видел.

Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но кто его видел? В этой нехитрой шутке есть изрядная доля истины, которяа кроется в высказывании датского физика Нилься Бора: «Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя»В самом деле: словосочетание “проблемное обучение” на слуху уже лет тридцать, но немногие отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.
 Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с развитым логическим мышлением.

Вы знаете, что основная функция мышления – открывать неизвестное, новое. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, осмысливать, их необходимо только запомнить. Невольно возникает вопрос: если ребенок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитии его творческого потенциала?

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Без этого не может быть развивающего обучения. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом) .

Сомнение – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: «Мал еще со мной спорить!». Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

Наш мир изменился, человечество далеко шагнуло по пути познания его. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.

Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.

Прежде всего, это относится к вам, воспитателям. Вы одни из первых вводите малышей в наш мир, раскрываете перед детьми его тайны и законы, закладываете познавательное отношение к миру.

Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Вы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны.

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.   Проблемное обучение [греч. problēma — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.  

 Проблемное обучение- это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. (слайд)

Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ребенка и развитие его творческих способностей. (слайд)

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении  деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер. Давайте проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и проблемного обучения.  

Традиционный процесс обучения

Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.

Деятельность педагога:  Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку.

Деятельность ребенка: Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.

Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Деятельность педагога: Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решения проблем.

Деятельность ребенка: Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( 3 и 4 уровни - исследовательский метод).

Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, вы должны знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.  Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Так что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы основные компоненты проблемной ситуации, которые составляют ее психологическую структуру. Выделяют три основных компонента:

  • Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
  • Познавательная деятельность;
  • Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Однако не менее важно знать, что составляет основное звено проблемной ситуации? Дело в том, что в практике обучения педагоги любой вопрос, заставляющий ребенка думать, называют проблемной ситуацией. Избежать подобной ошибки поможет знакомство с позицией ведущих ученых, исследовавших эту проблему. В качестве основного звена они выделяют противоречие. Известный  русский психолог С.Л.Рубинштейн отмечает: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие». Из этого вытекает вывод для педагогической практики: чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Есть различные подходы к созданию проблемных ситуаций. Рассмотрим некоторые их них.

  • Во-первых, проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает житейские представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. (слайд). Смоделируем такую ситуацию. Педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения (к примеру фрукты, овощи) на 2/3  состоят из воды (жидкости). Рассмотрев разложенные на столе морковь, яблоки, картофель и т.п. дети обязательно зададут вопрос «Где же эта вода?». Или другой пример, мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?). Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новые знания, которые не вписываются в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Каким образом вы бы решали ситуацию противоречия? (высказывания педагогов), опыты. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи - дети «принимают» то знание, которое ране отвергли, принимают его в результате собственной работы мысли, т.к. человек, как считает Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Другой подход: проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. (слайд). Рассмотрим это на примере темы «Воздух». Чтобы создать проблемную ситуацию, надо прежде всего выделить, четко определить ту главную мысль, которую дети должны усвоить на этом занятии. Она сводится к следующему: воздух находится везде. Это знание высокого уровня обобщения, и усвоить его ребенку старшего дошкольного возраста трудно: ведь воздух невозможно увидеть, рассмотреть, потрогать. Но для развития мышления очень важно подвести детей к самостоятельному выводу, а не сообщать это знание в готовом виде, подтверждая примерами. Чтобы ребенок захотел изучить тему «Воздух» необходимо столкнуть его жизненные представления с научными фактами, для объяснения которых у него не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Именно поэтому изучение этой темы следует начать с опыта: показываем стакан, переворачиваем его вверх дном, наклоняем его горизонтально, чтобы дети убедились, что в стакане нет жидкого, ни твердого вещества. Задаем вопрос: «Что находится в стакане?». Дети отвечают: «Пустой,» - соответствует уровню знаний и жизненных представлений детей о воздухе. Педагог не должен исправлять и сообщать знания в готовом виде. Чтобы предложили вы? (варианты воспитателей – опыты с мешочком).  Да, опыты убеждают детей: воздух есть во всех уголках комнаты. Но остается вопрос со стаканом, в котором, как считают дети нет ничего. Поэтому вновь спросим: «А в стакане есть воздух?». Одни  дети ответят утвердительно, другие выразят сомнение. Из этого следует: не все приняли новые знания. Чтобы помочь решить эту проблему, проводим следующий опыт: (опыт со стаканом, весами, лучиной). Обсудив причины отклонения стрелки, помогаем сомневающимся придти к выводу: воздух находится везде.

Таким образом,  при создании и решении проблемных ситуаций вы можете применять следующие методические приемы: (слайд)

  •  подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;
  • рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  • побуждать  детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; (Почему у птиц клювы разной формы? Какое дерево мы наряжали на Новый год? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  • ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
  • определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); (Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения. Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  •  ставить проблемные задачи. 

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.Рассмотренные нами примеры относятся к частично-поисковому методу. При условии системного использования данного метода в работе с дошкольниками, начиная со средней группы,  в  подготовительной вы можете перейти к использованию исследовательского метода, который обладает наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности, он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности (по сравнению с частично-поисковым). Об этом методе проблемного обучения мы поговорим на последующей встрече.

Вывод: Итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет вам, воспитателям выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Познать смысл, можно только решая проблемы. А проблема нежелания, что - либо знать вообще, возникает из-за отсутствия проблем или слишком большого их количества в процессе обучения.
Однако проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если полностью встать на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории.
Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Слайд 2

План проведения: Развитие творческой личности – цель современного образования. Взаимосвязь обучения и творчества на занятиях (Обмен опытом). Деловая игра по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Развитие творческой личности – цель современного образования. Творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное. (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенко и др.); Творчество – человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразование окружающего природного и социального мира.

Слайд 4

В проблемном обучении – главное условие создание проблемной ситуации. Именно она, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Проблемное обучение

Слайд 5

Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения Обучение Творчество Взрослый побуждает детей к активному усвоению опыта, знаний, истин, поощряет при этом инициативу Сотрудничество ребенка с педагогов в творческой деятельности, направленной на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов. Освоение знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом Овладение способами творческих действий, которые готовят детей к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Систематичность, последовательной усвоения программного материла всеми детьми, применяются прямые указания, образце Совместное творчество взрослого и ребенка, активные поисковые действия детей, положительные эмоциональные переживания в ходе деятельности. Используются проблемные и игровые ситуации.

Слайд 6

Развитие творческих способностей дошкольников Мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое.

Слайд 7

Виды обучения дошкольников, их характеристика Традиционный процесс обучения Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. Деятельность педагога: Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку. Деятельность ребенка: Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции .

Слайд 8

Проблемное обучение Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». Деятельность педагога: Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решения проблем. Деятельность ребенка: Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Слайд 9

Проблемная ситуация Основные компоненты проблемной ситуации: Противоречие; постановка проблемы; познавательная деятельность; вывод.

Слайд 10

Противоречие – основное звено проблемной ситуации Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Слайд 11

Способы создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

Слайд 12

Практические рекомендации по работе с детьми Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка. Каждый день работы с детьми - поиск. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем». Учите детей разрешать противоречия. Играйте каждый день.). Беседуйте с детьми на исторические темы.

Слайд 13

Рекомендации по стилю общения Выслушивайте каждого желающего, Давайте только положительные оценки. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Конец! Презентацию подготовила: Фандюшина О.В. Ст. воспитатель МДОУ детского сад №1 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...

Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...