СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».
методическая разработка по теме

Татьяна Владимировна Погорелова

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нём объединены объективное и личностное, субъективное (Н.А.Бердяев, Э.В.

Ильенков и др.). Творчество  рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах  творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества как в области  материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актёрского, оперного и т.д...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы44 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

ПЛАН:

  1. Итоги текущего контроля по развитию творчества дошкольников в процессе проблемного обучения.

  1. Выступление зам.зав. по ВМР: "Развитие творческой  личности - цель современного образования"

  1. Деловая игра по проблеме развития творческих способностей  детей дошкольного возраста.

Ход семинара-практикума.

Выступление зам.зав. по ВМР.

    Изучение уровня сформированности творческих способностей у дошкольников проходило во время проведения разных видов непосредственно образовательной деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной, познавательно-речевой), а также в ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей.

    Анализ данной работы показал, что дети способны осознавать и творчески разрешать под руководством педагога различные типы заданий. Наиболее близки к оптимальному уровню игровые, изобразительные, художественно-речевые, конструктивные способности дошкольников, вариативность мышления на занятиях по математике, обучению грамоте. Недостаточно развиты актёрские способности детей, песенное, музыкальное творчество (см.справку по контролю).

   

Развитие творческой  личности - цель современного образования

   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нём объединены объективное и личностное, субъективное (Н.А.Бердяев, Э.В.
Ильенков и др.). Творчество  рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах  творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества как в области  материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актёрского, оперного и т.д.

    Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

     В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур,  архитектурных памятников), музыкальных (оперы, балета, симфонии), литературных (повести, романа, стихотворения), театральных (актёрское исполнение роли, режиссёрская постановка спектакля, художественное оформление декораций и т.д.) произведений.

     Проявление творчества у  детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, т.к.  в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения  к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребёнка  с целью закрепления и обогащения приобретённого опыта.

    Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия , образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественной, речевой, игровой, конструктивной деятельности. И напротив, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать задачи выбора содержания, способов изображения.

    А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах деятельности.

    Детям дошкольного возраста присущ способ "видения целого раньше частей" (В.В.Давыдов). Внимание к специфическим видам деятельности - игровой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, изобразительной - может обеспечить всестороннее развитие  ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребёнку пережить радость творчества.

    По утверждению Н.Н. Поддьякова, творчество детей носит глубокий личностный  характер: оно определяется неповторимостью личности ребёнка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно  индивидуален и его развитие требует  тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Подчас слишком регламентированное воспитание  и обучение в детском саду не способствует формированию творческого мышления. Анализ педагогической практики показал, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер. Например, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.

     Как отмечают  Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, главным  источником творчества дошкольников является практическая  деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. начиная с младшего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого "экспериментирования", которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское  "экспериментирование" характеризуется общей направленностью на получение ребёнком  новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

   Поэтому актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребёнок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширяет его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который даёт ему взрослый. Для активации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме.  Проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса во время проведения образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.

     Но, чтобы эффективнее применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагоги должны знать о тех условиях, в которые следует ставить детей, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем, т. е. уметь создавать проблемную ситуацию. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое, в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, т. к. делает реальной цель современного образования — развитие творческой личности.

Деловая игра по проблеме развития творческих способностей  детей дошкольного возраста

( см.: Педсоветы в детском саду: Из опыта работы / Автор-составитель: Дуда О.В. Часть 1. - Брянск: Курсив, 2010. - стр. 48-53)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...

Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...