Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
методическая разработка

Молчанова Нелли Николаевна

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель высшей кв. категории Молчанова Нелли Николаевна г. Оренбург Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51» Семинар – практикум «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника»

Слайд 2

Проблемное обучение – как Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но почти никто не видел. Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но кто его видел? В этой нехитрой шутке есть изрядная доля истины, которая кроется в высказывании датского физика Нилься Бора: «Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя». В самом деле: словосочетание “проблемное обучение” на слуху уже лет тридцать, но немногие отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.

Слайд 3

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Слайд 4

Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Поэтому, сомнение - это путь к творчеству , самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья). Прежде всего, это относится к нам, воспитателям ! Мы одни из первых ведем малышей в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру. Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Слайд 5

Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. «Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова)

Слайд 6

Особенности проблемного обучения: знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде; правила или инструкции не предлагаются; поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога. Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.

Слайд 7

Виды обучения дошкольников Традиционное обучение Проблемное обучение СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку. Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции. Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Слайд 8

«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве… завтра он становится способен выполнять самостоятельно» Л.С.Выготский

Слайд 9

Формы организации проблемного обучения ДОУ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Слайд 10

Проблемный вопрос при ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Почему осенью опадают с деревьев листья? Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие ещё не высохли? Почему заяц к зиме меняет цвет шубки?

Слайд 11

Проблемная задача: как в любой задаче есть условие и вопрос . Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды, однако переезжать они не хотят. ?

Слайд 12

Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? Проблемная ситуация ?

Слайд 13

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? ?

Слайд 14

Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения .

Слайд 15

Основные компоненты проблемной ситуации: противоречие; постановка проблемы; познавательная деятельность; вывод.

Слайд 16

Противоречие – основное звено проблемной ситуации Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Слайд 17

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Способы создания проблемных ситуаций

Слайд 18

Практические рекомендации по работе с детьми Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка. Каждый день работы с детьми - поиск. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем». Учите детей разрешать противоречия. Играйте каждый день. Беседуйте с детьми на исторические темы.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания ...