Проект "В мире музыкальных инструментов"
проект (старшая группа) по теме
Данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19
городского округа города Райчихинска Амурской области
Проект
В мире музыкальных инструментов
Образовательная область: «Музыка»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: - долгосрочный
Начало проекта: сентябрь 2013 года
Окончание проекта: май 2014 года.
Участники: воспитатель,
дети старшей группы, родители.
Автор и руководитель проекта:
Макушева Гульнара Абдульбаровна
2013г
Пояснительная записка.
Актуальность. Каждый музыкальный инструмент отличается не только своим внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т.д. Разобраться в большом их разнообразии ребёнку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Но, на музыкальных занятиях часто не хватает времени для знакомства с музыкальными инструментами, поэтому данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры детей старшего возраста через знакомство с музыкальными инструментами.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (клавишные, струнные, ударные и т.д.);
- обогащать знания, словарный запас и активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
- развивать умение слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности;
- развивать умение узнавать по внешнему виду музыкальный инструмент, различать его изображение на фото или иллюстрациях.
- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Воспитательные задачи:
- воспитывать и повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми;
- содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Основные направления реализации проекта:
- часть занятия (до 10 минут, 1 раз в неделю);
- беседы, игры, концерты, викторины;
- домашние задания для детей и родителей;
- оснащение предметно – развивающей среды.
Предварительная работа: - диагностика, предварительные беседы, создание наглядного материала, анкетирование родителей, подбор методической литературы и т.д.
Методические источники:
- Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.: АСТ: Сталкер, 2005.
- Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.
- Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Этапы работы:
1. Подготовительный: 02. 09.2013 – 13.09. 2013
2. Организационный: 16.09. 2013 – 30.09. 2013
3. Практический: 01.10.2013 – 30.04.2014
4. Обобщающий: 01.05. 2014 –26.05.2014
Ожидаемый результат к концу учебного года:
1. Дети получат необходимые знания:
- музыкальной грамоты;
- об истории происхождения музыкальных инструментов;
- о компьютерных играх, связанных с обучением игре на музыкальных инструментах и их различием;
- о способах звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.
2. Получат необходимые умения:
- различать звучание народного оркестра и симфонического;
- различать звучание духовых, клавишных, струнных инструментов;
- различать музыкальные инструменты по внешнему виду, по группам.
3. Получат необходимые навыки:
- играть несложные мелодии на детских музыкальных инструментах: металлофоне, треугольнике, ложках, бубне;
- применять знания в самостоятельной деятельности совместно с педагогами и родителями.
Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта | Задачи проекта | Проектные мероприятия | Временной отрезок | |||
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей | |||
1.Подготовительный | Образовательные: -повысить информационный уровень педагогов и родителей по теме проекта; - уточнить имеющиеся знания детей о музыкальных инструментах Развивающие: - развивать представления о роли инструментов в жизни человека; Воспитательные: - воспитывать положительные эмоции к теме проекта. | Изучает методическую литературу по теме проекта, составляет вопросы для анкетирования родителей. Подбирает материал для пополнения среды в группе, консультирует воспитателей. Обрабатывает результаты анкетирования родителей. Отвечает на вопросы родителей. | Задают детям вопросы. Предлагают родителям ответить на вопросы анкеты. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какие инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их родители. | Анкетирование родителей. Цель: выявление интереса к музыке и музыкальным инструментам, желание принять участие в проекте. | 1, 2 неделя сентября 2013 г |
2.Организационный. | Образовательные: -выявить отношение родителей к работе по ознакомлению детей с музыкальными инструментами в ДОУ; Развивающие: -активизировать речь детей; -выявить умение различать музыкальные инструменты; Воспитательные: -способствовать формированию доброжелательных отношений, развивать умение слушать высказывания друг друга. | Составляет план реализации проекта, подготавливает наглядные материалы для знакомства детей с музыкальными инструментами. | Готовят материал для пополнения среды группы, наглядный материал для НОД. | Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Что принес Незнайка?», «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю». | Просмотр папки - передвижки музыкального руководителя «Что мы знаем о музыкальных инструментах». | 2,3 неделя сентября |
3.Практический | Образовательные: -систематизация и закрепление знаний о музыкальных инструментах разных видов (ударных, струнных, духовых) через восприятие музыки и музыкально - дидактические игры; -совершенствовать уровень накопленных навыков через продуктивную деятельность. Развивающие: развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус. -развивать связную речь и творчество; -способствовать развитию познавательной активности, воображения. Воспитательные: -воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу в процессе коллективной деятельности. | Проводит цикл познавательной деятельности с детьми по ознакомлению с различными инструментами, типами оркестров (симфонический, народный), знакомит детей с музыкальными профессиями и коллективами через беседы и слушание музыки, устраивает просмотр презентаций, видеороликов. | Помогают детям в организации дидактических игр и игр на ДМИ, устраивают совместные прослушивания музыкальных произведений. | Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, в свободное время слушают фрагменты произведений в исполнении инструментов симфонического и народного оркестров, отвечают на вопросы педагогов. Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться играть. | Оказывают помощь в реализации проекта, выполняют домашние задания, готовят самодельные музыкальные инструменты с подручного и бросового материала, играют с детьми в компьютерные игры онлайн на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm «Разноцветный ксилофон», «Дора и её музыкальные инструменты», «Как звучат музыкальные инструменты» и др. | Октябрь -апрель |
4.Обобщающий | Образовательные: - выявить полученные знания о музыкальных инструментах. Развивающие: -развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус. Воспитательные: - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат. | Организовывает отчётное итоговое мероприятие с участием сказочного персонажа Незнайки. Организовывает связь с социальными институтами: ДШИ, ДДТ для участия в мероприятии. | Участвуют в организации итогового мероприятия, берут ответственность за ведущие и сказочные роли. Для мероприятия готовят презентацию для показа родителям: «Посмотрите – мы музыканты!», отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему? | До мероприятия дети помогают разместить игры и инструменты, сделанные совместно с родителями на выставке. На мероприятии рассказывают, как придумали игру, кто в семье принимал участие в изготовлении. Ребята и родители объясняют игровые действия и правила выполненной ими игры. Все слушают выступление ученика музыкальной школы. Проявляют активное участие в мероприятии | Принимают участие в итоговом мероприятии проекта (исполняют музыкальные произведения на инструменте, котором играют сами, участвуют в конкурсе поделок). | май |
Тематическое планирование
месяц | Музыкальные занятия (1 раз в неделю) | НОД (1 раз в неделю) | Работа с родителями (2 раза в месяц) | ||||||||||||||||
Сентябрь | Диагностика | Анкетирование | |||||||||||||||||
Октябрь | Занятие 1. Цель: Познакомить с клавишным инструментом – фортепиано, с историей его возникновения и его разновидностями: пианино и рояль. Задачи: выявить умение различать звучание инструмента после прослушивания произведения; учить различать по внешнему виду рояль и пианино; развивать умение высказываться о звучании инструмента, его характерных особенностях. Оборудование: картинки с изображением пианино и рояля. | Воспитывать интерес к инструменту - фортепиано, желание самостоятельно манипулировать с ним, осваивать способы звукоизвлечения. Оборудование: детское пианино. | Раскрасить с ребёнком таблицу «Звуки времён года» по соответствующему цвету времени года: весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый, зима – синий.
Придумать дополнительные звуки времён года. | ||||||||||||||||
Занятие 2. Цель: Закрепить понятие «клавишный инструмент», разновидности инструмента фортепиано. Задачи: выявить умение различать по внешнему виду рояль и пианино; определить, на каких инструментах видели такие же клавиши, как у фортепиано (аккордеон, синтезатор). Оборудование: картинки с изображением аккордеона, клавесина, органа, синтезатора, пианино, рояля. | Предложить картинки клавишных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок) Оборудование: загадки, картинки с изображением аккордеона, синтезатора, пианино, рояля. | ||||||||||||||||||
Занятие 3. Цель: Познакомить с клавиатурой фортепиано. Задачи: учить различать звуки по высоте, найти на клавиатуре низкие звуки и высокие рассмотреть ноты на клавиатуре и познакомить с их названиями в шуточной форме: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Села кошка на такси, Заплатила пять рублей И поехала в музей. А котята прицепились И бесплатно прокатились». Оборудование: пианино музыкального зала. | Предложить поиграть в дидактическую игру «Помоги животным отыскать своих детёнышей» на развитие звуковысотного слуха. («Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.Королёвой, стр. 7) Оборудование: наглядный материал в виде карточек с изображением животных и их детёнышей, металлофон или детское пианино. | Раскрасить с ребёнком таблицу «Звуки высокие и низкие» по цветам справа от текста: высокое звучание – голубым, низкое звучание – коричневым.
| |||||||||||||||||
Занятие 4. Цель: закрепить понятие клавиатуры, высоких и низких регистров. Задачи: закреплять умение различать звуки по высоте и находить их на клавиатуре с помощью стихотворения «Как кошечка по клавишам гуляла» (книга «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.142). Оборудование: пианино музыкального зала. | Рассказать детям «Сказку про девочку Нину, кошку Мурку и пианино. Повести беседу: почему девочке приснился такой сон? Чего больше испугалась Нина? Что надо делать, чтобы пианино не расстроилось? Оборудование: книга «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.Королёвой, стр. 6 | ||||||||||||||||||
Ноябрь | Занятие 5. Цель: познакомить с клавишным инструментом клавесином, историей происхождения. Задачи: учить детей отличать звучание инструмента от звучания фортепиано, развивать слуховое внимание, зрительную память. Оборудование: Синтезатор. Звукозапись Прелюдия до-мажор И.С.Баха. Презентация о клавесине. | Провести игру на внимательность и различение свойства звука «Правильно - неправильно». Оборудование: карточки из книги «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.116 | Предложить родителям дома провести с ребёнком эксперимент со звучанием стеклянных стаканов. Взять несколько стаканов и наполнить их водой разным количеством. Постучать по ним деревянной палочкой или карандашом. Предложить определить звучание стаканов по разной высоте звуков и поиграть на них. Сделайте вывод: какой стакан звучит высоко, где больше воды или где меньше? Какой стакан звучит низко? Звучат ли пластиковые стаканы с водой? Сделать зарисовку от низкого звучания к высокому, отметив в стакане уровень воды. | ||||||||||||||||
Занятие 6. Цель: Познакомить детей с органом и историей его происхождения. Задачи: учить детей отличать звучание инструмента от звучания фортепиано, развивать слуховое внимание, зрительную память. Оборудование: Синтезатор. Звукозапись. Токката и фуга ре-минор И.С.Баха. Презентация об инструменте – орган. | Предложить картинки клавишных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок) Оборудование: загадки, картинки с изображением органа, клавесина, пианино, рояля. | ||||||||||||||||||
Занятие 7. Познакомить детей с историей происхождения флейты, её звучанием. Задачи: учить различать звучание флейты от других духовых музыкальных инструментов, закрепить знание о групповой принадлежности (духовые деревянные: флейта, кларнет, гобой, фагот, медные: труба, валторна). Оборудование: Запись музыкального произведения «Шутка» И.Баха. | Рассказать легенду о крысолове, который спас город звучанием флейты от крыс. Провести беседу: кто и с помощью чего помог спасти город от нашествия крыс? О каком инструменте рассказывалось в легенде? Почему звучание инструмента отпугнуло крыс? Как звучала флейта? К какому виду относится инструмент флейта (духовой деревянный)? | Предложить поиграть в игру онлайн «Как звучат музыкальные инструменты» на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm | |||||||||||||||||
Занятие 8. Цель: Познакомить со звучанием скрипки и историей её происхождения. Задачи: учить различать звучание флейты от других струнных музыкальных инструментов (альт, виолончель, контрабас), закрепить знание о групповой принадлежности (струнно-смычковые) Оборудование: Запись скрипки (папка «Музыка Мп3. Скрипка. Папка «Релаксация» 00001). Картинки из книги «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр. 215. | Предложить картинки струнных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок) Оборудование: загадки, картинки с изображением скрипки, альта, виолончели, контрабаса. | ||||||||||||||||||
Январь | Занятие 9. Цель: познакомить с видами оркестров (народный, симфонический) с помощью презентации. Задачи: учить детей различать звучание одного инструмента от звучания нескольких, звучание народного и симфонического оркестров, развивать слуховое внимание, зрительную память. Оборудование: записи музыкальных произведений: «Шутка» Д.Кабалевский (Радынова Диск № 1, № 32), «Светит месяц», р.н.м. (Ладушки. Ст. гр., № 25, Диск № 2), вальс Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»). Презентация о видах оркестра. | Предложить отгадать загадки про инструменты симфонического оркестра (см. картотеку загадок) Оборудование: картинки с изображением инструментов симфонического оркестра, загадки. | Предложить прочитать сказку «Три медведя», передав своим голосом разные регистры звучания голосов медведей. После рассказа ребёнок должен определить, чей голос звучит – папы, мамы или сыночка. Можно предложить ребёнку загадать вам такую же загадку, а вы определите по его тембру звучания, чей голос звучит. | ||||||||||||||||
Занятие 10. Цель: Цель: Познакомить детей с народным оркестром и его инструментами. Задачи: учить на слух определять звучание народных инструментов; развивать музыкальный слух, внимание. Оборудование: картинки с изображением народных инструментов: балалайка, гармошка, ложки, дудочка, бубен, треугольник и т.д. Записи со звучанием инструментов. | Предложить детям поиграть в оркестр из детских музыкальных инструментов под русскую народную мелодию «Полянка». Оборудование: ложки, бубны, треугольник, маракасы. Звукозапись русской народной мелодии «Полянка». | ||||||||||||||||||
Февраль | Занятие 11. Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром и его инструментами. Задачи: учить на слух определять звучание инструментов симфонического оркестра; развивать музыкальный слух, внимание. Оборудование: Презентация. Звукозапись вальса Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»). | Предложить картинки инструментов симфонического оркестра для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок) Оборудование: загадки, картинки с изображением симфонического оркестра | Предложить поиграть в игры- онлайн «Дора и её музыкальные инструменты», «Разноцветный ксилофон» на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm | ||||||||||||||||
Занятие 12. Цель: закрепить умение различать звучание народного оркестра и симфонического. Задачи: закреплять умение различать звучание оркестров, развивать слуховую наблюдательность, память, мышление Оборудование: записи музыкальных произведений: «Светит месяц», р.н.м. (Ладушки. Ст. гр., № 25, Диск № 2), вальс Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»). Презентация о видах оркестра. | Предложить дидактическую настольную игру «Угадай инструмент». Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты: колокольчик, треугольник, детское пианино, бубен, ложки, дудочка. | ||||||||||||||||||
Март | Занятия 13-15. Цель: познакомить с мультфильмом советского времени «Петя и волк», который снят по мотивам симфонической сказки С.Прокофьева. Данный мультфильм закрепит знания о звучании инструментов: флейта – птичка, гобой – утка, кларнет – кошка, фагот – дедушка, валторны – волк, струнный оркестр – Петя, литавры и большие барабаны – выстрелы охотников. Оборудование: мультфильм, мультимедиа. | Провести беседы о сюжете мультфильма, вспомнить названия инструментов и найти их на картинках. | Раскрасить с ребёнком таблицу «Тихо-громко» справа, используя цвета: синий – громко, желтый – тихо.
| ||||||||||||||||
Апрель | Занятие 16. Цель: познакомить детей с музыкальными профессиями: композитор, дирижер, музыкант. Задачи: Учить детей различать музыкальные профессии, развивать интерес к музыкальной культуре, воспитывать интерес к музыкальной профессии. Оборудование: Презентация с картинками профессий. | Предложить игру: «Где звенит колокольчик?» Оборудование: колокольчик, правила игры в книге «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.150. | Предложить ребёнку раскраску с изображением музыкальных инструментов. Раскрасить любимый инструмент или несколько любимых инструментов. | ||||||||||||||||
Занятие 17. Цель: познакомить детей с музыкальными коллективами: дуэт, трио, квартет. Задачи: учить детей различать музыкальные коллективы, развивать интерес к музыкальной культуре, воспитывать интерес к музыкальной профессии. Оборудование: Презентация с картинками коллективов. | Предложить игру «Громко-тихо запоём». По звучанию песни детей, ребёнок должен определить местонахождение игрушки в групповой комнате. Чем ближе ребёнок будет приближаться к игрушке, тем громче поют дети. Оборудование: любая игрушка и знакомая детям песня. | Предложить изготовить самодельный музыкальный инструмент или игру с подручных средств, с целью участия в итоговом конкурсе. | |||||||||||||||||
Занятие 18. Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах, музыкальных профессиях и коллективах. Задачи: различать звучание оркестров (народный, симфонический), звучание музыкальных инструментов оркестров (народный, симфонический), различать музыкальные профессии (композитор, музыкант, дирижёр) и коллективы (дуэт, трио, квартет). Оборудование: кроссворды, загадки, картинки. | Предложить детям поиграть на любимых музыкальных инструментах по желанию детей. | ||||||||||||||||||
Занятие 19. Диагностика. | Анкетирование | ||||||||||||||||||
Май | Итоговое мероприятие | Участие в конкурсе поделок, рассказ о названии, предназначении музыкального инструмента или игры. Выступление собственного исполнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-730208-1453472431.jpg)
Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного возраста....
музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"
Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/20/picture-964999-1650443741.jpg)
Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-665699-1442230318.jpg)
Музыкальный досуг "В мире музыкальных инструментов"
Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-1056042-1680246165.jpg)
конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы
Конспект занятия можно использовать музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-191167-1547323485.jpg)
Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»
Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1032816-1524382468.jpg)
План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»
Конспект рассчитан на детей старшей группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...