Проект "В мире музыкальных инструментов"
проект (старшая группа) по теме

Макушева Гульнара Абдульбаровна

Данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19

городского округа города Райчихинска Амурской области

Проект

В мире музыкальных инструментов

Образовательная область: «Музыка»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта:  - долгосрочный  

Начало проекта: сентябрь 2013 года

Окончание проекта: май 2014 года.

Участники: воспитатель,

дети  старшей группы, родители.

Автор и руководитель проекта:

Макушева Гульнара Абдульбаровна

2013г

Пояснительная записка.

Актуальность. Каждый музыкальный инструмент отличается не только своим внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т.д. Разобраться в большом их разнообразии ребёнку-дошкольнику  очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.   Но, на музыкальных занятиях часто не хватает времени для знакомства с музыкальными инструментами, поэтому данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми

Цель проекта:  Создание условий для формирования основ музыкальной культуры    детей старшего возраста через знакомство с музыкальными инструментами.

Задачи проекта:

 Образовательные задачи:

- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп  (клавишные, струнные,  ударные и т.д.);

- обогащать знания, словарный запас и  активизировать речь детей.

 Развивающие задачи:

- развивать умение слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности;

- развивать умение узнавать по внешнему виду музыкальный инструмент, различать его изображение на фото или иллюстрациях.

-  способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;

-  обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

- воспитывать и повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми;

-  содействовать  проявлению инициативы и самостоятельности   дошкольников.  

Участники проекта: воспитатель, дети  старшей группы, родители.

Основные направления реализации проекта:  

                                                                           - часть занятия (до 10 минут, 1 раз в неделю);

                                                                             - беседы, игры, концерты, викторины;

                                                                              - домашние задания для детей и родителей;

                                                                            - оснащение предметно – развивающей среды.

Предварительная работа:   - диагностика, предварительные беседы, создание наглядного материала,  анкетирование   родителей, подбор методической литературы и т.д.

Методические источники:

  1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.: АСТ: Сталкер, 2005.
  2. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.
  3. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Этапы  работы:

1. Подготовительный:    02. 09.2013  – 13.09. 2013

2. Организационный:     16.09. 2013  – 30.09. 2013

3. Практический:             01.10.2013  – 30.04.2014

4. Обобщающий:           01.05. 2014  –26.05.2014

Ожидаемый результат к концу учебного года: 

1. Дети получат необходимые знания:

-  музыкальной грамоты;

- об истории происхождения музыкальных инструментов;

- о компьютерных играх, связанных с обучением игре на музыкальных инструментах и их различием;

- о способах звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.

2. Получат необходимые умения:

- различать звучание народного оркестра и симфонического;

- различать звучание духовых, клавишных, струнных  инструментов;

- различать музыкальные инструменты по внешнему виду, по группам.

3. Получат необходимые навыки:

- играть несложные мелодии на детских музыкальных инструментах: металлофоне, треугольнике, ложках, бубне;

- применять знания в самостоятельной деятельности совместно с педагогами и родителями.          

Стратегия и тактика проектных действий.

Этапы проекта

Задачи проекта

Проектные мероприятия

Временной отрезок

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Подготовительный

Образовательные:

-повысить информационный уровень педагогов и родителей по теме проекта;

- уточнить  имеющиеся знания детей  о музыкальных инструментах

Развивающие:      - развивать представления о  

роли инструментов в жизни человека; Воспитательные: - воспитывать положительные эмоции к теме проекта.

Изучает методическую литературу по теме проекта, составляет вопросы для анкетирования родителей.  

Подбирает материал для пополнения среды в группе, консультирует воспитателей. Обрабатывает результаты анкетирования родителей. Отвечает на вопросы родителей.

Задают детям вопросы.

Предлагают родителям

ответить на вопросы анкеты.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какие инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их родители.

Анкетирование родителей. Цель: выявление интереса к музыке и музыкальным инструментам, желание принять участие в проекте.

1, 2 неделя сентября 2013 г

2.Организационный.

Образовательные:

-выявить отношение родителей к работе по ознакомлению детей с музыкальными инструментами в ДОУ;

Развивающие:

-активизировать речь детей;

-выявить умение различать музыкальные инструменты;

Воспитательные:

-способствовать формированию

доброжелательных отношений, развивать умение слушать высказывания друг друга.

Составляет план  реализации проекта, подготавливает наглядные материалы для знакомства детей с музыкальными инструментами.

Готовят материал для пополнения среды группы, наглядный материал для  НОД.

Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Что принес Незнайка?», «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю».

Просмотр папки - передвижки музыкального руководителя «Что мы знаем о музыкальных инструментах».

2,3 неделя сентября

3.Практический

Образовательные:

-систематизация и закрепление знаний о       музыкальных инструментах разных видов (ударных,      струнных,      духовых) через восприятие музыки и музыкально - дидактические игры;                    

-совершенствовать уровень накопленных  навыков через продуктивную деятельность. Развивающие:

развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус.

-развивать     связную речь и    творчество;  

-способствовать развитию познавательной  активности, воображения.

Воспитательные:

-воспитывать    доброжелательные отношения детей друг к     другу в процессе коллективной деятельности.

Проводит цикл познавательной деятельности с детьми по ознакомлению с различными инструментами, типами оркестров (симфонический, народный), знакомит детей с музыкальными профессиями и коллективами через беседы и слушание музыки, устраивает просмотр презентаций, видеороликов.

Помогают  детям в организации  дидактических игр и игр на ДМИ,    устраивают совместные прослушивания  музыкальных произведений.

Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, в свободное время слушают фрагменты произведений в исполнении инструментов симфонического и народного оркестров, отвечают на вопросы педагогов.     Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться  играть.

Оказывают помощь в реализации проекта,  выполняют домашние задания, готовят самодельные музыкальные инструменты с подручного и бросового материала,  играют с детьми в компьютерные игры онлайн на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm  «Разноцветный ксилофон», «Дора и её музыкальные инструменты», «Как звучат музыкальные инструменты» и др.

Октябрь  -апрель

4.Обобщающий

Образовательные: - выявить полученные знания о музыкальных инструментах.  Развивающие:   

 -развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус.                      Воспитательные:

 - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат.

Организовывает отчётное итоговое мероприятие с участием сказочного персонажа Незнайки. Организовывает связь с социальными институтами: ДШИ, ДДТ для участия в мероприятии.

Участвуют в организации итогового мероприятия, берут ответственность за ведущие и сказочные роли. Для мероприятия готовят презентацию для    показа  родителям: «Посмотрите – мы музыканты!»,

отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему?                

До мероприятия дети помогают разместить  игры и инструменты, сделанные совместно с родителями на выставке. На мероприятии рассказывают, как придумали игру, кто в семье принимал участие в изготовлении. Ребята и родители объясняют игровые действия и правила выполненной ими игры.  

Все слушают выступление ученика музыкальной школы.    

Проявляют активное участие в мероприятии

Принимают участие в итоговом мероприятии проекта (исполняют музыкальные произведения на инструменте, котором играют сами, участвуют в конкурсе поделок).

май

Тематическое планирование

месяц

Музыкальные занятия

(1 раз в неделю)

НОД

(1 раз в неделю)

Работа с родителями

(2 раза в месяц)

Сентябрь

Диагностика

Анкетирование

Октябрь

Занятие 1. Цель: Познакомить с клавишным инструментом – фортепиано, с историей его возникновения и его разновидностями: пианино и рояль.

Задачи: выявить умение различать звучание инструмента после прослушивания произведения; учить различать по внешнему виду рояль и пианино; развивать умение высказываться о звучании инструмента, его характерных особенностях.

Оборудование: картинки с изображением пианино и рояля.

Воспитывать интерес к инструменту - фортепиано, желание самостоятельно манипулировать с ним, осваивать способы звукоизвлечения.

Оборудование: детское пианино.

Раскрасить с ребёнком таблицу «Звуки времён года» по соответствующему цвету времени года: весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый, зима – синий.

Потрескивают ветки

Журчат ручьи

Щебечут птицы

Шуршат листья

Скрипит снег

Звенит капель

Шумит листва

Шумит дождь

Воет вьюга

Поют птицы

Гремит гром

Гудит ветер

Придумать дополнительные звуки времён года.

Занятие 2.  Цель: Закрепить понятие «клавишный инструмент», разновидности инструмента фортепиано.

Задачи: выявить умение различать по внешнему виду рояль и пианино; определить, на каких инструментах видели такие же клавиши, как у фортепиано (аккордеон, синтезатор).

Оборудование: картинки с изображением аккордеона, клавесина, органа, синтезатора, пианино, рояля.

Предложить картинки клавишных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать  с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок)

Оборудование: загадки, картинки с изображением аккордеона, синтезатора, пианино, рояля.

 Занятие 3. 

Цель: Познакомить с клавиатурой фортепиано. Задачи: учить различать звуки по высоте, найти на клавиатуре низкие звуки и высокие рассмотреть ноты на клавиатуре и познакомить  с их названиями в шуточной форме:

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Села кошка на такси,

Заплатила пять рублей

И поехала в музей.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились».

Оборудование: пианино музыкального зала.

Предложить поиграть в дидактическую игру «Помоги животным отыскать своих детёнышей»  на развитие звуковысотного слуха. («Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.Королёвой, стр. 7)

Оборудование: наглядный материал в виде карточек с изображением животных и их детёнышей, металлофон или детское пианино.

Раскрасить с ребёнком таблицу «Звуки высокие и низкие»  по цветам справа от текста: высокое звучание – голубым, низкое звучание  – коричневым.

Синичка поёт

Ворона каркает

Слон трубит

Птенчики пищат

Лев рычит

Котёнок мяукает

Гром гремит

Капель звенит

Занятие 4.

Цель: закрепить понятие клавиатуры, высоких и низких регистров.

Задачи: закреплять умение различать звуки по высоте и находить их на клавиатуре с помощью стихотворения «Как кошечка по клавишам гуляла» (книга «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.142). 

Оборудование: пианино музыкального зала.

Рассказать детям «Сказку про девочку  Нину, кошку Мурку и пианино. Повести беседу: почему девочке приснился такой сон? Чего больше испугалась Нина? Что надо делать, чтобы пианино не расстроилось?

Оборудование: книга «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.Королёвой, стр. 6

Ноябрь

Занятие 5. Цель: познакомить с  клавишным инструментом клавесином, историей происхождения.

Задачи: учить детей отличать звучание инструмента от звучания фортепиано, развивать слуховое внимание, зрительную память.

Оборудование: Синтезатор.  Звукозапись Прелюдия до-мажор И.С.Баха. Презентация о клавесине.

Провести игру на внимательность  и различение свойства звука «Правильно - неправильно».

Оборудование: карточки из книги «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.116

Предложить родителям дома провести с ребёнком эксперимент со звучанием стеклянных стаканов. Взять несколько стаканов и наполнить их водой разным количеством. Постучать по ним деревянной палочкой или карандашом. Предложить определить звучание стаканов по разной высоте звуков и поиграть на них. Сделайте вывод: какой стакан звучит высоко, где больше воды или где меньше?  Какой стакан звучит низко? Звучат ли пластиковые стаканы с водой?  Сделать зарисовку от низкого звучания к высокому, отметив в стакане уровень воды.

Занятие 6.  Цель: Познакомить детей с органом и историей его происхождения.

Задачи: учить детей отличать звучание инструмента от звучания фортепиано, развивать слуховое внимание, зрительную память.

Оборудование: Синтезатор. Звукозапись. Токката и фуга ре-минор И.С.Баха. Презентация об инструменте – орган.

Предложить картинки клавишных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать  с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок)

Оборудование: загадки, картинки с изображением органа, клавесина, пианино, рояля.

Занятие 7. Познакомить детей с историей происхождения флейты, её звучанием.

Задачи: учить различать звучание флейты от других духовых музыкальных инструментов, закрепить знание о групповой принадлежности (духовые деревянные: флейта, кларнет, гобой, фагот, медные: труба, валторна).

Оборудование: Запись музыкального произведения «Шутка» И.Баха.

Рассказать легенду о крысолове, который спас город звучанием флейты от крыс. Провести беседу: кто и с помощью чего помог спасти город от нашествия крыс? О каком инструменте рассказывалось в легенде? Почему звучание инструмента отпугнуло крыс? Как звучала флейта? К какому виду относится инструмент флейта (духовой деревянный)?

Предложить поиграть в игру онлайн «Как звучат музыкальные инструменты» на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm 

Занятие 8.  Цель: Познакомить со звучанием скрипки и историей её происхождения.

Задачи: учить различать звучание флейты от других струнных музыкальных инструментов (альт, виолончель, контрабас), закрепить знание о групповой принадлежности (струнно-смычковые)

Оборудование: Запись скрипки (папка «Музыка Мп3. Скрипка. Папка «Релаксация» 00001). Картинки из книги «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр. 215.

Предложить картинки струнных инструментов для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать  с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок)

Оборудование: загадки, картинки с изображением скрипки, альта, виолончели, контрабаса.

Январь

Занятие 9.  Цель: познакомить с видами оркестров (народный, симфонический) с помощью презентации.

Задачи: учить детей различать звучание одного инструмента от звучания нескольких, звучание народного и симфонического оркестров, развивать слуховое внимание, зрительную память.

Оборудование: записи музыкальных произведений: «Шутка» Д.Кабалевский (Радынова Диск № 1, № 32), «Светит месяц»,  р.н.м. (Ладушки. Ст. гр., № 25, Диск № 2), вальс Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»). Презентация о видах оркестра.

Предложить отгадать загадки про инструменты симфонического оркестра (см. картотеку загадок)

Оборудование: картинки с изображением инструментов симфонического оркестра, загадки.

Предложить прочитать сказку «Три медведя», передав своим голосом разные регистры звучания голосов медведей. После рассказа ребёнок должен определить, чей голос звучит – папы, мамы или сыночка. Можно предложить ребёнку загадать вам такую же загадку, а вы определите по его тембру звучания, чей голос звучит.

Занятие 10.  Цель: Цель: Познакомить детей с народным оркестром и его инструментами.

Задачи: учить на слух определять звучание народных инструментов; развивать музыкальный слух, внимание.

Оборудование: картинки с изображением народных инструментов: балалайка, гармошка, ложки, дудочка, бубен, треугольник и т.д.  Записи со звучанием инструментов.

Предложить детям поиграть в оркестр из детских музыкальных инструментов под русскую народную мелодию «Полянка».

Оборудование:  ложки, бубны, треугольник, маракасы. Звукозапись русской народной мелодии «Полянка».

Февраль

Занятие 11. Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром и его инструментами.

Задачи: учить на слух определять звучание инструментов симфонического оркестра; развивать музыкальный слух, внимание.

Оборудование: Презентация. Звукозапись вальса Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»).

Предложить картинки инструментов симфонического оркестра для рассматривания и закрепления названия инструмента. Отгадать  с детьми загадки про инструменты (см. картотеку загадок)

Оборудование: загадки, картинки с изображением симфонического оркестра

Предложить поиграть в игры- онлайн «Дора и её музыкальные инструменты», «Разноцветный ксилофон» на сайте http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm 

Занятие 12. Цель:

закрепить умение различать звучание народного оркестра и симфонического.

Задачи: закреплять умение различать звучание оркестров, развивать слуховую наблюдательность, память, мышление

Оборудование: записи музыкальных произведений: «Светит месяц»,  р.н.м. (Ладушки. Ст. гр., № 25, Диск № 2), вальс Иоганна Штрауса «Снежные хлопья» (папка «Слушание. Штраус»). Презентация о видах оркестра.

Предложить дидактическую настольную игру «Угадай инструмент». Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов.  Музыкальные инструменты: колокольчик, треугольник, детское пианино, бубен, ложки, дудочка.  

Март

Занятия 13-15. Цель: познакомить с

мультфильмом советского времени «Петя и волк», который снят по мотивам симфонической сказки С.Прокофьева. Данный мультфильм закрепит знания о звучании инструментов: флейта – птичка,  гобой – утка, кларнет – кошка, фагот – дедушка, валторны – волк, струнный оркестр – Петя, литавры и большие барабаны – выстрелы охотников.

Оборудование: мультфильм, мультимедиа.

Провести беседы о сюжете мультфильма, вспомнить названия инструментов и найти их на картинках.

Раскрасить с ребёнком таблицу «Тихо-громко» справа, используя цвета: синий – громко, желтый – тихо.

Листья шуршат

Сирена гудит

Мышка бежит

Горнист трубит

Кошка крадётся

Гром гремит

Шёпот на  ушко

Дети смеются

Апрель

Занятие 16. Цель: познакомить детей с музыкальными профессиями: композитор,

дирижер, музыкант. Задачи: 

Учить детей различать музыкальные профессии, развивать интерес к музыкальной культуре, воспитывать интерес к музыкальной профессии.

Оборудование: Презентация с картинками профессий.

Предложить игру: «Где звенит колокольчик?»

Оборудование: колокольчик, правила игры в книге  «Музыкальные занятия в детском саду», З.Н.Бугаева, стр.150.

Предложить ребёнку раскраску с изображением музыкальных инструментов. Раскрасить любимый инструмент или несколько любимых инструментов.

Занятие 17.  Цель: познакомить детей с музыкальными коллективами: дуэт, трио,

квартет.

Задачи: 

учить детей различать музыкальные коллективы, развивать интерес к музыкальной культуре, воспитывать интерес к музыкальной профессии.

Оборудование: Презентация с картинками коллективов.

Предложить игру «Громко-тихо запоём». По звучанию песни детей, ребёнок должен определить местонахождение игрушки в групповой комнате. Чем ближе ребёнок будет приближаться к игрушке, тем громче поют дети.

Оборудование: любая игрушка и знакомая детям песня.

Предложить изготовить самодельный музыкальный инструмент или игру с подручных средств,  с целью участия в итоговом конкурсе.

Занятие 18. Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах, музыкальных профессиях и коллективах.

Задачи: различать звучание оркестров (народный, симфонический), звучание музыкальных инструментов оркестров (народный, симфонический), различать музыкальные профессии (композитор, музыкант, дирижёр) и коллективы (дуэт, трио, квартет).

Оборудование: кроссворды, загадки, картинки.

Предложить детям поиграть на любимых музыкальных инструментах по желанию детей.

Занятие 19. Диагностика.

Анкетирование

Май

Итоговое мероприятие

Участие в конкурсе поделок, рассказ о названии, предназначении музыкального инструмента или игры. Выступление собственного исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста

Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного  возраста....

музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"

Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкальный досуг "В мире музыкальных инструментов"

Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов....

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»...

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...