Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Липовая Клара Вольдемаровна

Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый материал по темам.  В программу включены рекомендации по работе над интонированием, метроритмом, развитием слушанию и слушанию музыки.

            Адресовано музыкальным руководителям детских садов, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzykalnye_stupenki.doc119 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по дополнительным
образовательным услугам для детей 3-5 лет
«Музыкальные ступеньки»

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.

 Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна...

Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели

до звучания огромного симфонического оркестра,

от незатейливой популярной песенки

до бетховенских сонат"

(Д.Д. Шостакович).

Пояснительная записка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Музыка способна влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выгодского, «умных» эмоций.

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей пяти, шести, семи лет.

Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей страны. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать.

В музыкальной педагогической практике принято выделять три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков в мелодии;

2. способность к слуховому представлению;

3. музыкально – ритмическое представление.

Названный комплекс способностей требуется для занятий именно музыкальной деятельностью и образует основное ядро музыкальности.

Занятия музыкой предполагают также развитие музыкальной памяти и воображения. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры в целом. Время, упущенное для формирования интеллекта, творческих музыкальных способностей, будет невосполнимо. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее для него встречи с музыкой.

Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для ребенка, необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она радовала детей, вызывала только положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка, его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психо - физических особенностей.

Цель программы : развитие и  выявление  музыкальных способностей и возможностей ребёнка, обогащение его духовного мира, преодоление трудностей развития.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. формирование у детей знаний, умений, навыков, направленных на развитие мыслительных процессов, музыкального мышления;
  2. применение методов и форм работы, направленных на удовлетворение потребности ребенка в самовыражении;
  3. формирование навыка восприятия музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и во взаимосвязи с окружающей жизнью;
  4. воспитание исполнительских умений и навыков;
  5. стимулирование творческих проявлений ребенка в самостоятельной деятельности.

Программа «Музыкальные ступеньки»  рассчитана на занятия с детьми 3-5 лет в течение одного учебного года. Занятия должны проводиться не менее двух раз в неделю.

Формы занятий могут быть различными, но преподавателю необходимо соблюдать следующие условия:

  • использовать игровую форму;
  • введение элементов творчества детей;
  • смысловая и логическая связь этапов занятия;
  • учитывать возрастные особенности детей, планируя весь ход занятия;
  • оптимальный темп занятия;
  • непременное использование наглядности;
  • план занятия – это небольшой сценарий, где могут присутствовать сказочные герои, герои живого и неживого мира.

Основной формой контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся является диагностирование в начале и в конце учебного года.

К концу учебного года дети должны:

  • различать музыкальные и немузыкальные звуки;
  • владеть понятиями высокий - низкий звук; громко-тихо; быстро-медленно;
  • проявлять интерес к творчеству;
  • выразительно и интонационно чисто исполнять  несложную мелодию ;
  • внутренне ощущать и воспроизводить равномерность чередования сильных и слабых долей;
  • исполнять несложные ритмы;
  • различать звуки шумовых музыкальных инструментов
  • эмоционально воспринимать звучание того или иного музыкального произведения;

Содержание программы «Музыкальные ступеньки».

Реализацию главной цели и задач осуществляется в применении, взаимодействии и взаимопроникновении следующих основных направлений деятельности:

  1. развитие музыкальных способностей;
  2. Вокально-интонационные навыки;
  3. Слушание музыки;

 В единстве они помогут решить поставленные задачи и достичь главной цели. 

Далее рассматриваются принципы и методы обучения детей 3-5 лет на занятиях, цель которых - развитие музыкальных способностей.

Методические установки можно свести к трем основополагающим принципам.

1.  На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребенка об окружающем мире. Сказка, мир фантазии, природа, животные - это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого возраста.

2. На данном этапе трудно определить границы каждого предмета. Например, артикуляционные, дикционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, координационные упражнения присутствуют  в разных видах деятельности.

3. В этот же период необходимо максимальное включение в занятия двигательных упражнений, являющихся вспомогательным средством для выработки правильной артикуляции, устранения метроритмических трудностей и т. д.

Работа над интонированием

Для начала следует выяснить, чем нужно помочь ученику. Некоторым детям, прежде чем развивать их тесситуру, надо объяснить, что мелодия песни — это не только произнесение слов в ритме, а еще и определенная последовательность звуков разной высоты. Другим — помочь научиться слушать себя и активизировать слуховой анализ. Иногда бывают проблемы с артикуляцией: например, на гласную "у" всегда получается низкий звук.

В общем, у каждого ребенка свои особенности. Общее для фальшиво поющих детей то, что раньше в свой адрес им приходилось слышать лишь критические замечания, отчего у них сложился определенный комплекс — они стесняются петь на групповых занятиях, поют с "зажимом", боязнью и, естественно, не очень любят петь.

Поэтому первое, что нужно сделать — создать ребенку психологическую комфортность, раскрепостить, дать уверенность в своих силах, иными словами, избавить от возможных комплексов. Лучшее средство для этого — похвала. Но как исправлять недостатки, не делая замечания? Ребенок поет фальшиво, неверно, а вместо замечания "неправильно" надо хвалить? Учите его методом "подражания".

Например, если ребенок поет низким голосом всего несколько нот (наиболее частый случай), принесите на урок игрушечную мышку или котенка, если поет высоко и следует развивать нижний диапазон — собачку или медвежонка, и устройте кукольный театр. Предложите ребенку спеть за мышку, покажите, какой тонкий у нее голосок! Если ребенок продолжает петь в низком регистре, похвалите его: "Ты поешь хорошо, но своим голосом, а надо попробовать спеть голосом мышки. Ведь я тоже могу петь своим голосом, а могу тоненько, как мышонок". Ребенок не обижается, он знает, что поет хорошо, осталось лишь спеть голосом мышки. И далее все замечания относите только к игрушке. Над мышкой, которая поет басом, можно вместе посмеяться, "подковать" ее голосок, как в сказке, и т.д. Это — игра.

Потом в эту игру вводятся другие игрушки с разными голосами (для расширения тесситуры и гибкого перехода из регистра в регистр). Игрушки поют речитативы( все нужные вам интервалы, скачки, опевания нот и т.д.). Тексты придумайте вместе с ребенком: смешные, грустные, забавные, сказочные, иногда на одну и ту же мелодическую линию, которая труднее всего дается.

На первых занятиях у ребенка формируется умение слушать, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Затем - умение различать звуки по высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука (краткий, долгий) и качественными определениями (острый, колючий, мягкий, плавный и т. д.). Высота звука связывается с пространственно-образными понятиями: большой, толстый предмет - значит звук низкий, грубый; маленький предмет - звук высокий, тонкий.

Ребенок этого возраста уже хорошо знает звуки, извлекаемые разными животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на прослушивание звуков окружающего мира (различные голоса животных, пение птиц, гудок паровоза, тиканье маленьких часов и звон больших и т. д.). Без четкого определения понятий высоты звука ребенок не сможет овладеть таким сложным навыком, как интонирование. Подражая голосам животных и птиц, он постепенно «омузыкаливает» их голоса, переходя от декламации к пению.

Проводя параллели с развитием произвольной и непроизвольной памяти, нужно отметить, что овладение приемами интонирования может быть также произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование - это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребенком собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование - это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата к звукам и звукокомплексам извне.

В качестве практического материала для овладения произвольным интонированием можно предложить групповое пропевание детьми песен, содержащих остинатообразные мотивы в удобной тесситуре (например, народной песни «На зеленом лугу», где дети пропевают интонацию «их-вох», песни В. Калинникова «Киска» и других). Непроизвольное интонирование связывается обычно с попыткой пения песенок довольно широкого диапазона, интересных по мелодике и содержанию, в которых ребенок интуитивно подражает, подстраивает звучание своего голоса к голосу педагога или какого-либо музыкального инструмента.

В последующем обучении хороший результат дают приемы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением в интонирование ступеней лада.

Работа над метроритмом

Определить временные границы явления трехлетнему ребенку очень сложно. Для него понятия «вчера, завтра, утро, вечер» весьма абстрактны, так же как и музыкальные понятия -долгие, длинные и короткие, быстрые звуки. А ведь именно с этих понятий начинается осознание звуковых соотношений во времени. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче нового материала опираться на то, что известно ребенку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Например: звуки как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие); собака лает - звуки краткие, кошка мяукает - звуки долгие и т. д.

Особую роль в восприятии соотношения длительностей играют двигательные упражнения. Восьмые, четверти, паузы сопровождаются определенными движениями рук (педагог сам может выбрать, какими именно), причем следует обращать внимание не только на соотношение движений во времени, но и на качественное исполнение: восьмые сопровождаются энергичным движением, четверти - более мягким, плавным.

Большую помощь в усвоении этой стороны музыкального времени окажут общеразвивающие темы, связанные с узнаванием и пониманием природных временных явлений и понятий - времена года, дни недели, часы, минуты и т. д.

Теоретическое понятие метра, конечно, недоступно пониманию детей этого возраста, но слуховые и двигательные упражнения, дающие ощущение упорядоченности пульсации музыкальной ткани, могут быть включены как один из приемов метроритмического развития. В пособии «Учусь вместе с мамой» приводится большое количество упражнений, связывающих понятие ритма музыки и ритма речи, темпа музыки и темпа речи; прослеживаются пространственно-временные закономерности, основанные на видении необычного в обычном (например, явление пространственного увеличения предмета и обратное уменьшение слова, ему соответствующего).

Хороший эффект для успешного восприятия ритма дает усиление контраста длительностей тембровым контрастом.

Развитие тембрового слуха

         Развитие тембрового слуха в системе детского музыкального образования обычно уделяется недостаточно внимания. А ведь именно эта сторона музыкального слуха как бы «лежит на поверхности» и естественно связывается с восприятием внешнего мира. Знакомство с музыкальными инструментами - тема, благодатная для изучения не только потому, что существует масса музыкальных произведений, доступных для восприятия детьми этого возраста, но и потому, что весь «наглядный материал» - от треугольника до контрабаса - есть в любой музыкальной школе.

Развитие тембрового слуха всегда эффективно еще и потому, что педагог может придумать массу игровых ситуаций, которые делают урок ярким и доступным. Это могут быть игры-викторины, игры-соревнования, а также коллективное музицирование. Здесь можно воспользоваться замечательными приемами системы К. Орфа, которая естественно и гармонично сочетается с принципами и методикой ритмического развития, предложенными в пособии.

Слушание музыки

При проведении  слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности.

1. Лучше всего детьми этого возраста воспринимаются произведения в оркестровом звучании как наиболее ярком и красочном.

2.  У детей дошкольного возраста преобладает образное восприятие музыки, поэтому основной материал на уроках слушания музыки составляют программные произведения.

3. Прослушивание произведений должно предваряться объяснением педагога или эмоциональной настройкой.

4. Подбор произведений по слушанию музыки связывается по тематике с остальными видами деятельности.

5. Дети 3-4 лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием сначала в течение 1-2, потом 3-5 минут; дети 5 лет -сначала 2 минуты, затем 5-7 минут. Следовательно, основным жанром музыкальных произведений,  может быть жанр миниатюры или сюиты.

6. На занятиях может быть использована и такая форма подачи материала, как мелодекламация, усиливающая образное эмоциональное восприятие и направляющая его в нужное русло.

7.  Нельзя обойти вниманием и такую яркую форму прослушивания, как маленький концерт, который могут дать на занятиях дети более старшего возраста.

8. Некоторые музыкальные произведения, которые дети слушают на занятиях, могут вызвать у них импровизационную двигательную реакцию. Эта реакция должна быть адекватной прослушиваемому материалу.

Рассмотрим несколько конкретных примеров использования на занятиях

На первом этапе обучения, когда происходит знакомство детей со звучащим миром, следует опираться на образно яркие и конкретно воспринимаемые произведения, например, цикл К. Сен-Санса «Карнавал животных», оркестровые фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля», «Три чуда» и другие.

В разделе, посвященном изучению таких элементов музыкального языка, как мажор и минор, динамика   и    темп, возможно    прослушивание миниатюр

П. Чайковского (пьесы из «Детского альбома»).

При изучении тем, связанных с временами года, подбираются произведения, раскрывающие явления природы в конкретных образах (Р. Шуман - «Дед Мороз», С. Прокофьев - «Дождь и радуга»).

Параллельно с программной музыкой можно знакомить детей с жанровыми миниатюрами (песня, танец, марш), развивая их восприятие в этом направлении. Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (например, при прослушивании колыбельной -укачиванием куклы), инсценировкой (например, народной песенки «На зеленом лугу»).

Крупные произведения можно прослушивать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.

Календарно- тематический план.

месяц

Развитие музыкальных способностей

Вокально-интонационные навыки

Слушание музыка

Сентябрь

Звучащий мир.

Музыкальные и немузыкальные звуки

Голоса животных, птиц, природы.

Артикуляционные гимнастики.

Простейшие мелодические звукоподражания.

К. Сен-Санс цикл пьес «Карнавал животных»

Г.Гладков «Как львёнок и черепаха пели песню»

Октябрь

Понятие высоты звука

 /звук высокий – низкий/

Упражнения на дикцию. Упражнения для укрепления и развития голосовых связок.. Интонирование попевок на 1,2 звуках и по трихорду.

Разучивание песни:

Д.Кабалевский «Клоуны»

«Ёжик»

Ноябрь

Понятие коротких и длинных звуков.

Громко – тихо /форте –пиано/

Что такое песня.

Фонематическая гимнастика. Интонирование мелодий по тетрахорду, скачкообразное движение мелодии в пределах тетрахорда.

В. Шаинский Песни из м/ф «Чебурашка», песня «Белочка»

Декабрь

Обозначение  темпа движения /быстро – медленно/

Двигательная импровизация соответствующая характеру музыки

Артикуляционные, фонематические гимнастики. Пение попевок по устойчивым ступеням.

Разучивание песни «Шёл весёлый Дед Мороз»

П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Музыка из балета «Щелкунчик»

Р. Шуман - «Дед Мороз»

Январь

Шаги в музыке /метр/

Марш

Упражнения на правильное вокальное  речевое дыхание. Скороговорки.

Попевки по устойчивым ступеням, нисходящему и восходящему пентахорду.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Марш из балета «Щелкунчик»

М.Глинка «Марш Черномора»

Февраль

Ритмический рисунок

Пауза. Танец.

Овладение интонациями из неустойчивых ступеней.

Разучивание песни «Песенка – чудесенка»

М.И. Глинка «Полька»

Л. Боккерини «Менуэт»

П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Март

Знакомство с различными инструментами.

Оркестр, ансамбль.

Подготовка голосового аппарата к правильному звучанию.

Опевание неустойчивых ступеней в попевках.

П.И. Чайковский «Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов

Апрель

Ритмический аккомпанемент. Пение

с ритмическим аккомпанементом.

Мажор, минор

Подготовка голосового аппарата к правильному звучанию. Пропевание попевок включающих движение по мажорному, минорному звукоряду.

Музыкальные примеры на определение музыкального лада /мажор, минор/

май

Усвоение, повторение пройденного в течении года.

Подготовка к концерту для родителей.

Викторины, состоящие из музыкального материала прослушанного в течении года.

Рекомендуемый материал по темам

Сентябрь

Сигнальные картинки И.Е. Домогацкой «Учусь с мамой»

Запись звуков природы

Голоса животных, птиц

Артикуляционная гимнастика в стихах

Музыкально – дидактические игры:

«Музыкальное эхо»

«Кто в домике живёт?»

«Пение птиц»

«Кого разбудили погремушки»

Октябрь

Пособие «Лесенка»

Сигнальные картинки И.Е. Домогацкой «Учусь с мамой»

Высота звука и зрительный образ

Упражнения:

«Ракета»

«Вьюга»

Подражание голосам сказочных персонажей, животных

Звуковая игра «Снеговик». Дети «Рисуют» руками три шарика разного размера /снеговика/ и поют три разных по высоте звука.

Попевки:«Сорока-сорока» р.н.п.; «Лепёшки» укр.п.; «Дон-дон» р.п.; «Пляска»

                 укр.п.; «Дождик» р.п.; «Колыбельная» чувашская п.; «Жук»

                Н. Потоловский; «Ходит зайка» р.н.п.; «Корова» М. Раухвергера;

               «Уж я колышки тешу» Е. Тиличеева

Ноябрь

Двигательная импровизация «Три медведя»

Беседа о песенном жанре

В. Шаинский «Белочка» - беседа о ком поётся в песне, непроизвольное            интонирование, подпевание припева песни.

Игра «Форте – пиано».  Под звуки полонеза И.С. Баха меняются движения в соответствии со сменой  динамики и регистра.

Упражнения: «Вдох /коротко/, выдох /долго/.»        

«Паровоз» /Как движется паровоз? Как гудит гудок? Как стучат колёса? Гудок  гудит долго, колёса стучат быстро, коротко./

«Прилив – отлив»  «Прилив»- крещендо, отлив – диминуэндо. Данное

упражнение пропевается на гласных У-О-А-О-У

Попевки: «Считалочка» укр.н.п.; «Василёк» дет.п.; «Как под горкой» р.н.п.;

                «Лиса» укр.п.; «Болтушки» венгерская н.п.; «Семейка» укр.н.п.; «Конь

               ретивый» В. Агафонников

Декабрь

Двигательная импровизация «Теремок»

Сигнальные картинки И.Е. Домогацкой «Учусь с мамой»

Упражнения: «Короткий вдох носом, длинный выдох ртом с произнесением звука         «И». «Паровоз»

Попевки: «Танцевать два мишки вышли» польская н.п.; «Бедный птенчик»

               румынс.н.п.; «Дед Андрей» Н. Ионеску; «Сапожник» польск. Н.п.;

                «Летает        птичка» польск.н.п.; «Подсолнух» З. Левина

Разучивание песни «Шёл по лесу Дед Мороз»

        

Январь

Беседа о жанре марш.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Ритмический аккомпанемент ровными длительностями. Использование различных инструментов в аккомпанементе. Чередование инструментов в соответствии со сменой музыкальных фраз.

Упражнения: «Понюхаем цветок»

        «Как мастер язычок делал ремонт»

        «Два шарика»

        «Горячее – холодное дыхание» «Горячее»- рот широко раскрыт, дыхание

        спокойное, слабое. «Холодное» - губы растянуты, в образовавшееся щели

 должна возникнуть мощная, холодная струя воздуха.

«Сдуваем карандаш со тола  холодным ветром»

Скороговорка «У ежа и ёлки, все иголки колки»

Попевки: «Огородная -хороводная» Б. Можжевелов; «Песенка медведя»

А. Филиппенко; «Галя по садочку ходила» укр.н.п.; «Во поле берёза стояла» р.н.п.; «Едет, едет паровоз» Г. Эрнесакс; «Кошечка» В.Витлин; «Чудак» чешск.н.п.; «Подсолнух» З.Левина

Февраль

Беседа о танцевальном жанре

Двигательно-координационное упражнение:

П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» - прохлопывание по коленям руками ритмического рисунка, усложнение руки и ноги.

«Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковсокого. Дети выполняют упражнения с мячом: перекладывают мяч из руки в руку / «горячий пирожок»/, поворачивают мяч в ладошках к себе, от себя, кружатся на месте с мячом.

Двигательная импровизация «Плясовая", «Ритмическое эхо»

Игра «Пауза». Движение под музыку, пауза отмечается остановкой движения детей.

Попевки: «Самолет» Е.Тиличеевой; «Песенка- дразнилка» Е.Тиличеевой;

                 «Гуси» Е.Тиличеевой; «Петушок» белорус.н.п.; «Летал голубь» р.н.п.;

«Бурёнушка»   р.н.п.; «Птичка» дет.п.; «Дремлет заяц» польская п.; «Соловейко» А.Филиппенко; «А мы просо сеяли» р.н.п.; «Котята – поварята» Е.Тиличеевой..

Март

Сигнальные картинки И.Е. Домогацкой «Учусь с мамой»

Загадки о музыкальных инструментах

Дидактические игры: «Угадай на чём играю»

        «Треугольник и барабан»

        «Музыкальное эхо»

        «Игра с бубном»

        «Игра в прятки с колокольчикам»

Изготовление шумовых инструментов

Игры – развлечения  М.А.Трубниковой «Цирк»  ( «Заводные игрушки»)

        «Весёлые музыканты»

        «Что принёс нам почтальон»

Попевки: «Снежная баба» Е.Левитова

        «Перепёлочка» белорус.н.п.; «Мы идём» Р.Рустамов

Апрель

Ритмический аккомпанемент Р.Шуман «Марш». Смена инструментов в зависимости от смены музыкальных фраз.

М.Глинка «Марш Черномора» Ритмическая импровизация на бубнах и металлофоне под звуки средней части.

Дидактическая игра «Игра с музыкантами»

Музыкальная игра – драматизация «Праздник в зоопарке»

Разучивание песни «Начинаем перепляс» сл. П. Синявского муз. С.Соснина

Попевки: «Зяблик с юга прилетел» дет.п.; «Летает птичка» польская н.п.;

      «По дороге Петя шёл».

Диагностика музыкальных способностей

Чувство музыкального ритма

Диагностическое занятие по определению уровня развития чувства музыкального ритма, как и все другие, проводится индивидуально. Педагог сидит за фортепиано, ребёнок - рядом, но не очень близко. Сначала он только слушает музыкальный отрывок, исполняемый на фортепиано, а затем, одновременно со вторым, третьим и четвертым его воспроизведением - хлопает в ладоши под музыку. Ребёнку предлагаются, таким образом, три попытки решения музыкально-ритмической задачи.

Музыкальный материал: С.Майкапар, «В садике» (8 тактов) - для всех детей всех возрастных групп; О.Комарницкий, «Марш шахматных фигур» - для наиболее    продвинутых детей старшей и подготовительной групп в качестве дополнительной задачи.

Инструкции ребёнку. Перед первым прослушиванием: «Послушай внимательно музыку, а потом, когда я буду играть ее повторно, ты будешь хлопать в ладоши». Перед вторым проигрыванием отрывка: «А теперь я буду играть, а ты под музыку хлопай в ладоши». Перед третьим и четвёртым: «Хорошо. Давай поиграем так ещё раз».

После первой попытки воспроизведения ритмической структуры ребёнка нужно обязательно похвалить (независимо от качества этого воспроизведения), а затем дать ему ещё две попытки, сохраняя положительное отношение к результатам его работы, но предлагая каждый раз ещё точнее хлопать в ладоши под музыку. Таким образом, ребёнок во время первого проигрывания только слушает музыку, а во время трех последующих - одновременно воспроизводит её ритм хлопками в ладоши.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Ребенок решает предложенную ритмическую задачу («В садике») по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей 2-й младшей группы (4-й год жизни) и является для них показателем «средневозрастного» уровня. Поэтому если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто - либо из малышей решает ее по равномерному или адекватному типу, мы относим его к высокому уровню.

В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто -либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это -показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень. Ребенок решает ритмическую задачу по равномерному типу, когда воспроизводится только метрическая пульсация (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, редко - равномерными восьмыми или половинными).

Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы (5-й год жизни) и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному или адекватному типу, его относят, соответственно, к низкому или высокому уровню.

Высокий уровень.     Ребенок     решает         предложенную     задачу

(отрывок из пьесы «В садике») по адекватному типу: воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз (без ошибок или с 1 - 2 -мя ошибками).

Этот тип решения задачи (данной степени сложности) характерен для большинства детей старшей и подготовительной групп (детей 6-го и 7 - го годов жизни) и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Для выявления детей с высоким уровнем его развития в этих возрастных группах мы предлагаем более сложную по ритму музыкальную задачу: «Марш шахматных фигур» О.Комарницкого. Если ребенок решает ее по адекватному типу, мы относим его к высокому уровню.

Звуковысотный слух

Об уровне развития у детей звуковысотного слуха мы судили по показателю интонирования мелодии голосом. В возрасте от 3 - х до 7 - ми лет было выявлено шесть этапов его становления. Первые пять этапов развития интонирования были выявлены в условиях пения песни с аккомпанементом; шестой этап - в условиях пения без аккомпанемента.

На диагностическом занятии ребенку предлагали спеть песенку, которая ему нравится, или, если у него возникали затруднения, педагог сам выбирал песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на музыкальных занятиях.

Музыкальный материал. Песня по выбору ребенка или педагога...

Инструкция ребёнку. «Спой мне песенку, какая тебе нравится» или, например, « Спой песенку про собачку Жучку. Помнишь её? Мы пели её на музыкальных занятиях». Напоминает ребёнку песню и аккомпанирует в удобной для него тональности.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме ( первый этап развития интонирования). Или: интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном - двух звуках (второй этап).

Второй этап развития интонирования характерен для большинства детей второй младшей группы (4 - го года жизни) и является для них показателем «средневозрастного » уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей, оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоких уровнях (см. ниже), относятся, соответственно, к низкому и высокому уровням.

Средний уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии (третий этап развития интонирования). На этом уровне находится большинство детей средней группы, 5-го года жизни. Для них это «средневозрастной» - средний уровень.

Если дети этого возраста интонируют только один - два звука, мы относим их к низкому уровню; если какой - то ребенок на фоне общего направления движения мелодии чисто поет и отдельные ее отрывки, он, конечно же, будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные её отрывки (четвертый этап развития интонирования). Или: ребенок чисто интонирует всю мелодию песни (пятый этап развития интонирования).

Четвертый этап характерен для большинства детей старшей группы, 6 - го года жизни. Для них это «средневозрастной» уровень. Если кто - либо из детей этого возраста находится на предыдущем, третьем этапе развития интонирования, мы говорим, что он демонстрирует низкий уровень развития диагностируемой способности; если ребенок старшей группы чисто поет всю мелодию песни, - он на высоком   возрастном уровне.

Пятый этап развития интонирования характерен для большинства детей подготовительной к школе группы, 7-го года жизни. Для них чистое пение с аккомпанементом всей мелодии песни является «средневозрастным» -   средним уровнем, а чистое пение всей мелодии без аккомпанемента (шестой этап развития интонирования) - высоким. Если ребенок этого возраста с аккомпанементом чисто поёт только отдельные отрывки мелодии, мы относим его к низкому уровню по показателю развития этой способности.

Упражнения для укрепления и развития голосовых связок с игровыми ситуациями.

Упражнение 1. Разговаривать за различных персонажей из сказок. Например, как Мальвина и Буратино — тоненькими, но очень выразительными голосами, разнообразными интонациями. Текст лучше не сочинять, а использовать сказочный, "игрушечный" язык, этакую тарабарщину, например, слоги "ти-стэ-ста" или другие, в зависимости от характера персонажей, и выражать ими все чувства: огорчение, печаль, восторг, радость, возмущение, злость, страх, жалость, всю гамму переживаний героев.

На этом упражнении дети смогут ощутить возможность выражать чувства интонацией; поймут, что она лежит в основе языка музыки, и многое другое (предложение, паузы, динамические оттенки и т.д.).

После того как у ребенка "вырастет" амплитуда интонаций, предложите поиграть "в оперу". Можно попробовать вместе с ним сочинить музыку на стихи С.Я. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера.

Упражнение 2. "Ракета". Присесть на корточки и гудеть низким голосом, постепенно вставая и повышая голос до писка (ракета взлетает), потом постепенно присесть, понижая голос (ракета приземляется).

Упражнение 3. "Вьюга". Делать плавные волнообразные движения руками и так же плавно менять высоту голоса. Упражнение похоже на "ракету", но диапазон меньше и требует большей координации связок.

Упражнение 4. Петь в разных тональностях попевки типа "та-та—два кота", построенные на терции.

Упражнение 5. Песни "Ехали медведи", "Дождик", "Едет, едет паровоз" и др., петь, транспонируя в разные тональности: то голосом медвежонка, то кота, то комариков. Песни нужно подбирать от низкого до высокого регистра или наоборот, если у ребенка высокий голос.

Не забывайте и о творческих заданиях на сочинение вокальной музыки, тогда она скоро перейдет в инструментальную.

 Список использованной литературы

  1. Абелян Л. «Как Рыжик научился петь» Учебное пособие – М: «Советский композитор», 1989
  2. Барабошкина А. Сольфеджио для 1-го класса ДМШ – М: «Музыка»,1986
  3. Домогацкая И.С. Музыкальный альбом в картинках «Учусь с мамой»  - «Классика – XXI», 2004
  4. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем» Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста – Ростов -на- Дону «Феникс»,2007
  5. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста – М: центр «Гармония», 2002
  6. Трубникова М.А. «Музыкальные ступеньки» Игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами – М:1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста

Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана на основе парциальной программы  А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...