Классификация детского рисования
статья по теме

В статье проведен анализ видов и типов детского рисования, раскрыты основные техники выполнения рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_detskogo_risovaniya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация детского рисования.

Рисование является для детей одним из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает. Мы уже отмечали, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольника в период раннего детства. И не смотря на то, что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой, пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Безусловно, это не означает, что аппликацию, лепку следует исключать из сферы деятельности малыша. Напротив, они важны для его разностороннего развития. Но вводить их стоит постепенно, фрагментарно, включая как элементы в процессе рисования. Поэтому рисование не только является первоосновой в открытии ребёнком изобразительного мира, но базой         для освоения других видов изобразительной деятельности.

Виды рисования.

Учитывая многогранность рисования, можно выделить несколько классификаций.

Первая классификация по содержанию рисунков:

  • Реалистичное рисование заключается в попытке детей отобразить объективную картину мира путем правдоподобного изображения её объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Несмотря на то, что свой рисунок ребёнок воспринимает как вполне реалистичный и для него он понятен и объективен, в действительности наибольшего реализма дошкольники достигают только к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что в ранний и младший дошкольный возраст происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства и качества предметов, объектов. Данное положение не исключает вероятности появления реалистичных рисунков у детей ранее 5 лет. Они вполне могут быть у детей и 2-3-х лет, но это возможно только при условии целенаправленного обучения основам изобразительного искусства, начиная с раннего возраста.
  • Стилизованное рисование состоит в создании ребёнком обобщённого, лаконичного в плане цвета, формы и композиции образа, содержащего элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом является характерным для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них наличествуют искажения цвета, формы, для того чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.  
  • Абстрактное рисование позволяет на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающего, прежде всего, внутреннее состояние ребёнка, его отношение ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактное рисование раньше всех появляется в изобразительной деятельности дошкольника. Оно возникает тогда, когда ребёнок впервые взял изобразительный инструмент и получил первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой собственное мировосприятие детей, заключённое в определённую цветовую форму, раскрывающую внутреннее состояние малыша. Удивительно то, что абстрактный рисунок и легок и сложен для дошкольника одновременно. Легок потому, что в раннем возрасте он наиболее доступен в изобразительном плане по причине отсутствия большого опыта. Сложно детям старшего дошкольного возраста создавать абстракцию, поскольку в этот период дошкольникам тяжело трансформировать имеющийся познавательный и изобразительный опыт в новую форму. Как правило, на обобщенную тему, к примеру «Добро», «Зло», «Прекрасное», «Безобразное» дети изображают конкретный, а не символический образ.

Каждый из вышерассмотренных видов рисования значим для общего творческого становления дошкольников, так как позволяет рассмотреть изучаемое явление с разных сторон, избегая изобразительной стереотипности, шаблонности и безликости.

Вторая классификация по характеру:

  • Предметное рисование заключается в изображении отдельных предметов. При этом необходимо в рисунке отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также передать его внутренний характер, придав ему выразительности.
  • Сюжетное рисование состоит в придумывании и реализации детьми на плоскости сюжета на определённую тему. В сюжетном рисовании важно не только разместить ряд объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и продумать общий колорит, композицию работы. В этой связи сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста.
  • Декоративное рисование характеризуется созданием на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства.

Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого. Так, например, при изображении вазу дети могут использовать орнамент для украшения её поверхности, а в процессе создания декоративной композиции придумать какой-то сюжет.    

Третья классификация по форме:

  • По представлению. Данный вид рисования предполагает изображение ребёнком предметов, объектов, явлений окружающей жизни на основе своих воспоминаний, представлений, прошлых впечатлений о них. При этом ни зрительный ряд, ни натурная постановка детям не предоставляются.
  • По замыслу. Это вид рисования сопряжён с созданием детьми выразительных образов, которые могут быть как реалистичными, так и фантазийными. В этом случае педагогические эскизы могут использоваться в качестве стимулирующего материала.
  • С натуры. В данном виде рисования основной целью является формирование у детей умения наблюдать и переносить на лист своё видение экспонируемого объекта.  

Четвёртая классификация по активности детей:

  • Сотворчество с педагогом предполагает совместное создание образа, при котором активность ребёнка различна в зависимости от его  возраста и опыта.
  • Самостоятельное рисование.
  • Коллективное творчество заключается в создании общего рисунка. Для создания коллективной работы важно проявить такт, умение договариваться, соотнести своё видение с замыслом других детей.

Материалы для рисования:

  • бумага для акварели, бумага глянцевая, картон, калька;
  • краски гуашевые;
  • краски акварельные;
  • восковые мелки;
  • пастель (восковая и мелковая);
  • цветные и простые графитные карандаши;
  • фломастеры;
  • соус;
  • сангина;
  • уголь.

Инструменты и оборудование:

  • мольберты или планшеты;
  • палитры;
  • кисти мягкие и щетинные (круглые и плоские) разного диаметра;
  • тампоны, губки;
  • трафареты;
  • штампы, матрицы, печати;
  • зубные щётки;
  • плёнка пищевая;
  • гофрированный картон;
  • двойные стаканчики для воды.

Техники рисования. В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ[1]. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка Т.С. Комарова предлагает понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность[2].

Классические определены в соответствие с используемым материалом (гуашь; акварель; пастель; соус; сангина, уголь; карандаш; фломастер).

Нужно отметить, что перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь являются техниками, которыми пользуются дети старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, данные техники не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что они не так интенсивно применяются с детьми раннего и младшего возраста. Поскольку сопряжены с физическими усилиями: штрихи, нанесённые любыми мелками, предполагают растирания пальчиками. У малышей очень нежная кожица на пальчиках и ладонях, и соответственно длительно работать с техниками, требующими такого рода изобразительных действий им крайне сложно. В этом случае пастель, сангина и другие мелковые техники используются фрагментарно. Например, сначала рисунок выполняется акварелью, а затем какие-то элементы дети рисуют мелками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушёвки, штриховки, различной по форме и характеру.    

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

К неклассическим техникам можно отнести:

  1. Монотипия. Для выполнения данной техники необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. После этого лист опять складывается, при этом плотно прижимаются обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  2. Диатипия. С целью получения изображения берётся листок бумаги, на который наносятся цветовые пятна. После этого листок прикладывается к другому, разглаживается и в определённом направлении листок отрывается от основного. Нанесённые таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  3. Акватипия. Для использование этой техники необходимо иметь обработанный лист оргстекла. На него наносится краска (преимущественно акварельная) замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  4. Кляксография. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей. На лист бумаги следует поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-3 лет.
  5. Линотипия (цветные ниточки).  Для выполнения данной техники потребуется одна или несколько ниточек длиной 25-30 см. Необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем разложить в произвольном порядке, предварительно выкрашенные цветными красками, ниточки на одну половинку сложенного листа. После этого обе половинки складываются, при этом один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимаются и аккуратно разглаживаются. Затем, прижимая сверху одной рукой, второй  - резким движением ниточки выдергиваются. Полученное изображение следует довести до образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  6. Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносятся цветовые пятна, затем аккуратно расправляется. При закрашивании, в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый «эффект мозаики». Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  7. Рисование двумя красками. Для выполнения этой техники на кисточку набирается одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  8. Рисование двумя кисточками. Краска наносится на две кисточки, затем кисти берутся в одну руку, и выполняется мазок двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-3 лет.
  9. Рисование по фольге. Для этого необходимо взять плотную фольгу и с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 3-х лет.
  10. Граттаж (цветная восковка). Для выполнения этой техники, плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносится тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь:  в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем, тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 3-х лет.
  11. Рисование восковыми мелками. На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. После этого акварелью заполняются участки, образованные от линий нанесённых мелками. В результате такого рисования получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует чёткий контур, образованный рисунком восковых мелков и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчёркивающие содержание образа, характер контура. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  12. Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. При работе со стеклом необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 3-х лет.
  13. Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладошкой не желательно, поскольку частое рисование ладошкой приводит к негативным последствиям, связанным с появлением сухости кожи на ладонях. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  14. Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-3-х лет.
  15. Невидимые картинки. Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  16. Набрызг состоит в получении изображения путём распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-3-х лет.
  17. Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определённой формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  18. Матрицы также как печати и штампы позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняются из плотного картона, из которого вырезается сначала общий силуэт, после чего он отпечатывается на листе бумаги. Затем вырезаются поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Нужно отметить, что матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 4-5 лет.
  19. Тампонирование бывает двух видов. Первый связан с тем, что изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона. Второй вид заключается в свободном использовании тампона или губки в качестве изобразительного инструмента. То есть рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. Используя данную технику можно достигнуть эффекта размытости контура Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  20. Простая гравюра на картоне. Суть гравюры заключается в том, что на картон наклеиваются отдельные детали целостного образа. Причём некоторые детали наклеиваются многослойно. Делается это для того, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. После того как все детали приклеены, весь картон покрывается слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывается чистый лист бумаги. Чтобы получился чёткий оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. В завершении получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-3-х лет.  
  21. Витраж. Это изображение, получается с помощью цветной плёнки или раскрашенной кальки, которая клеится на силуэт, вырезанный из картона. Учитывая сложность производимых действий, данная техника возможна только в старшем дошкольном возрасте. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 5-ти лет.  
  22. Рисование мылом. Для получения изображения необходимо на кусок мыла нанести краску. После этого с помощью круговых движений кисти получить цветную пену, которую необходимо наносить на лист бумаги, предварительно смоченный водой. Пена, высыхая на листе бумаги, создаёт определённую фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  23. Рисование солью. Прежде всего, необходимо выполнить фон, на который посыпается соль. Соединяясь с краской соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т.п. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  24. Рисование манкой. Манка также как соль посыпается на подготовленный фон. Но в отличие от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 2-х лет.
  25. Рисование зубной пастой. Суть данной техники рисования сводится к тому, что зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом как в технике диатипия: зубная паста наносится на небольшой листок бумаги, после чего он прикладывается к основе, затонированной темными оттенками (тёмно-синий, тёмно-коричневый, чёрный, тёмно-зелёный). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт, поскольку их фактурность сама по себе уже интересна и выразительна. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  26. Рисование чаем осуществляется с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай различный по цвету: от зелёного до чёрного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения необходимо опустить чайный пакетик в тёплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги наносить различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 3-4-х лет.
  27. Рисование с помощью пищевой плёнки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он ещё остаётся влажным, покрывается пищевой плёнкой. При этом плёнка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается плёнка. Образовавшиеся от неё следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть частью образов. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  28. Схожая с предыдущей техника – техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый. Но у неё есть своя особенность: краска может наноситься как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом обязательно необходимо смачивать ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
  29. Рисование восковой стружкой. Суть техники заключается в том, что стружка раскладывается хаотично на листе бумаги, после чего накрывается чистым листочком, по которому необходимо прогладить тёплым утюгом. В результате проглаживания восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое в последствие можно дорисовать до образа. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с 4-х лет.      

Неклассические техники рисования, так же как и классические могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Всё зависит от задач и степени включённости каждой отдельной техники.

Приёмы рисования: отмывка, заливка, вливание цвета в цвет, мазки, лессировка. Подробнее приёмы рисования раскрыты в параграфе, посвященном цвету и особенностям работы с ним.


[1] 

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Классификация детских игр"

Современная классификация детских игр, чему обучается ребёнок в игре, что получает взрослый от игры со своим ребёнком....

Классификация детских игр

Данная работа описывает классификацию детских игр в дошкольных образовательных организациях....

«Подвижные игры в классификации детских игр»

«Подвижные игры в классификации детских игр»....

Презентация Классификация детских игр и игрушек

laquo;Классификация детских игр и игрушек.Требования к игрушкам»...

классификация детских музыкальных инструментов

классификация детских музыкальных инструментов...