Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Савченко Ольга Борисовна

Успех реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов Реабилитационного центра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

О.Б. Савченко

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», филиал в г. Югорске  

Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период его жизни. Особое значение этот период имеет для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя реабилитация способна до минимума сократить отставание от здоровых сверстников. В этот период ребенок наиболее подвержен педагогическому, психологическому и медицинскому воздействию. Как ни парадоксально звучит, но чем младше ребенок, тем выше темп его развития. Дошкольный период – «время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру». (3.54)

Возраст воспитанников младшей группы Реабилитационного центра от 3 до 7 лет. Дети посещают Реабилитационный центр не постоянно, а курсами (21 день). Сотрудники Реабилитационного Центра стремятся наиболее эффективно использовать этот достаточно короткий период. Опыт показывает, что взаимодействие специалистов различного профиля помогает сконцентрировать необходимые силы, мобилизовать ресурсы, достичь оптимального результата в адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная реабилитация – сложная многокомпонентная система, в которой равнозначны медицинские, социальные, психологические и профессиональные аспекты. 

Воспитатель в условиях Реабилитационного центра является центральным звеном, владеющим информацией, как со стороны родителей (клиентов), так и специалистов (психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по труду, педагога дополнительного образования, медицинских работников). Необходимость тесного профессионального сотрудничества возникает в процессе  реализации инициатив, возникающих у специалистов.

В первую очередь, это музыкальный руководитель. Совместная работа с музыкальным руководителем направлена на вовлечение наибольшего количества детей в творчество, использование любых возможностей для развития ребенка. Каждый праздник, развлечение предполагают участие различных персонажей, подготовку костюмов, атрибутов. По роду своей деятельности, я принимаю непосредственное участие почти во всех реализуемых календарных и тематических мероприятиях Центра. Соответственно, музыкальный руководитель помогает в реализации моих замыслов.

Новогодние утренники, праздники к праздничным датам, развлечение совместно с родителями «Урожай собирай» (2014), развлечение ко Дню матери «Как мамонтенок маму искал», цикл спектаклей по ОБЖ («Незнайка и спички», «Как Незнайка заболел», «Незнайка на улице»), развлечение «Рождественские подарки» (2015), оздоровительный досуг «Зимние забавы» (2015), утренник к 23 февраля «Будем в Армии служить» (2015) и многое другое.

Постановка спектаклей («Колобок», «Репка», «Теремок», «Гномики и мотылек», «Корзинка с овощами», «Как мамонтенок маму искал», «Доктор Айболит», «Игрушки» и пр.)

Специалистам, важно понимать, что семья, имеющая в своем составе ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень уязвима, и вторжение в ее мир должно быть очень деликатным, ненавязчивым. Необходимо убедить родителей, что они не одиноки, их проблемы волнуют других людей, существует выход из сложившейся ситуации. Поэтому помощь психолога при работе с семьей ребенка бывает просто необходимой. Приступая к подготовке и реализации проекта «Счастье в ладошках» по гармонизации детско-родительских отношений, я обратилась к коллеге-психологу Анищенко Е.А. Ее участие в разработке, консультирование на разных этапах помогло в достижении цели проекта, наполнило его новыми нюансами и полутонами, свойственными людям данной профессии. Совместная работа получилась очень продуктивной. Этому способствовало использование в проекте наглядности, музыки, психологических приемов. Продуктами проекта стали «Дерево счастья», социальный видеоролик о счастье.

Все взрослые участники оценили проект по десятибалльной системе в 10 баллов. Итоговое анкетирование показало, что всем родителям понравилась идея проекта, они готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Часто психолог оказывает помощь в проведении родительских собраний, семинаров. Участие в родительском собрании «Воспитание любовью» (2010) психолога Носенко В. И. способствовало созданию атмосферы доверия, которая помогла участникам стать ближе друг другу, задуматься о секретах семейного счастья.

В практике Центра имеется опыт совместной подготовки и проведения семинара-практикума для родителей «Игра в жизни ребенка» (2013). Специалисты (логопед, психолог, воспитатель) совместно отбирали материал и готовили доклады. Я, как воспитатель, представляла материал на тему «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника», помогала в подготовке презентации, рекомендаций для родителей. Родители отметили полезность подобных мероприятий.

Логопед – наиболее востребованный специалист Реабилитационного центра. Это связано с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и патологии. Логопед Порядина М.А.регулярно предоставляет воспитателям различный материал по развитию речи (упражнения, речевые игры, рекомендации). Использование ее рекомендаций в группе способствует развитию речи воспитанников. Воспитатель оказывает помощь логопеду во время проведения групповых занятий по логоритмике. В этих занятиях принимают непосредственное участие логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, а иногда и психолог. Каждый выполняет свою функцию, отличную от других. А вместе – одно общее дело (создание зоны комфорта, развития, индивидуального подхода).

Специалисты взаимно консультируют друг друга, предоставляя свою профессиональную оценку видения перспектив развития того, или иного ребенка. Обмениваясь мнениями, пытаются найти механизмы оптимального педагогического воздействия в каждом отдельном случае.

Все специалисты Реабилитационного центра пользуются в работе общим календарно-тематическим планом. Это означает, что одна тема (например «Зима», «Дикие животные» и пр.) проходит «красной нитью» в занятиях всех специалистов. Это позволяет усилить эффект педагогической работы, многократно закрепить тему недели.

Сотрудничество со специалистами отделения МСР (Медико-социальной реабилитации) также способствует созданию целостной реабилитационной среды. Воспитатель сообщает специалистам МСР результаты своих наблюдений за ребенком, специалисты-медики консультируют воспитателей об особенностях детей, имеющих различные медицинские диагнозы, назначают индивидуальное лечение.

В свободное от работы время все специалисты (я в их числе), имеющие музыкальные способности участвуют в ансамбле «Настроение». Совместное пение является прекрасным источником вдохновения, способом релаксации, возможностью узнать друг друга ближе. Ансамбль является постоянным участником различных корпоративных и городских мероприятий. В 2014 году ансамбль стал победителем (2 место) городского конкурса исполнительского мастерства «Овация». В 2014 и 2015 году стал победителем (3 место) конкурса патриотической песни среди учреждений социальной защиты района.


Список литературы

  1. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. Пособие. Мн.:Унiверсiтетскае, 1997.-160 с.
  2. Ефремов А. В. Концепция управления процессами социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество : автореф. дис. … д-ра социол. наук / А. В. Ефремов. – М., 2001. – 28 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.    – 528 с.
  4. Рекомендации по организации работы отделений социальной реабилитации в городах и районах области / Под ред. Н. Н. Красновой. – Новосибирск, 2004. – 89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки

    Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для  развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи ...

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....