"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА"
статья на тему

Статья о структуре профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_kompetentsii.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Скоропупова Наталья Львовна, учитель – логопед МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов

Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л.Г. Семушина, Т.Б. Филичева, Е.Б. Агеева, В В. Юртайкин, В.Г. Рудин-ский и др.), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:

-диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;

-коррекционная функция участие учителя - логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.

Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда   можно представить через совокупность следующих его компетенций:

1. Общепедагогической - владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;

2. Специальной - владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;

3. Технологической владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности;

4. Коммуникативной - установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами;

5. Рефлексивной - регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.

Речевые дефекты лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития, формируются все стороны психики ребенка. Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на формирование личности. Учитель - логопед должен ориентироваться во всех дисциплинах профессионального блока такие как «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др., чтобы профессионально построить коррекционную работу.

 Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества.  Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.

 

Список литературы

1. Жукатинская E.H. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. - Липецк: ЛГПУ, 2007,-Вып 4,-С. 156-160.

2.Жукатинская E.H. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2005/2006 учебный год. Липецк, 2006. Выпуск 5. - С. 49-53.

3. Жукатинская E.H. Психолого-педагогическая диагностика в обследовании детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие; - Липецк, ЛГПУ, 2006. - 191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....

Самообразование и профессиональные компетенции учителя-логопеда.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких ус...

Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"       Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...

Повышение профессионального мастерства учителя-логопеда через совершенствование ИКТ- компетенций

Профессиональный стандарт педагога – дефектолога предполагает использовать ИКТ- компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с ...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

План развития профессиональной компетенции учителя-логопеда на 2023-2026 год

В материале представлен план развития профессиональной компетенции учителя-логопеда....

«Использование инновационных методов и технологий коррекции нарушений у детей, как источник развития профессиональных компетенций учителя-логопеда ДОУ»

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...