Воспитание эстетической восприимчивости у ребенка в семье
статья (средняя группа) на тему

Статья будет полезна для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание

эстетической восприимчивости

 у ребенка в семье.

Краткая аннотация:

- Данные методические рекомендации будут полезны тем родителям, которые хотели бы вырастить своих детей не только физически здоровыми людьми, но и эстетически развитой личностью.

  Поставленная мной задача – подсказать родителям, как найти тот благодатный путь, который приведет к взаимопониманию в семье.

  Результатом должно стать стимулирование стремления родителей пополнять свои знания, овладевать педагогической культурой, которая все больше становится практической необходимостью в реализации главной функции семьи – воспитание детей.


«Природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи – понимали инстинктивно и знали по опыту, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в душу»

/К.Д.Ушинский                                      

«Родное слово»

книга для учащихся/

  1. В практике обучения детей у взрослых много раз поднимался вопрос о пользе искуства.

Есть множество теоретических объяснений того, что искусство

имеет свои суждения и сам, исходя из своих возможностей, творит красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умение видеть окружающий мир.

Откуда у ребенка такое видение?

Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Мижелайтиса:

«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка…»

        Для того чтобы ребенок развивался и совершенствовался, надо увлечь его интересными делами, которые о считает возвышает человека и лечит его, дополняет его жизнь или заменяет мечтами его реальную действительность.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с первых дней его жизни. Едва усвоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.

В старшем дошкольном возрасте он уже важными и необходимыми и в выполнение которых он активно включается.

        Известный психолог С.Л. Рубинштейн считает что «Главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении – это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей жизни.»

/Л.Ф. Островская «Педагогические знания - родителям»

Москва. Просвещение, 1983 г./                                

  1. В становлении личности человека, его развитии велико влияние искусства. В книге педагога из г. Душанбе Ю.Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир» есть удивительные слова, обращенные к нам, взрослым:

                    «Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты на душу человека огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, размышлять о ней, наслаждаться ею, он вырастит совершенным гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечения, семью».

/Д.М. Чумичева «дошкольникам о живописи»

Москва. «Просвещение» 1992 г./

А может ли человек прожить жизнь, не общаясь с искусством?

        - Наверное, может.

Можно ли общаться с искусством на уровне собственного неразвитого вкуса, воспринимая искусство как получится?

        - Тоже можно.

Но только прогрессивное искусство несет нем все нормы лучшего в мире. И передаются они голосом художника, который говорит на определенном языке:

актер, писатель и поэт – языком слова

художник                         - языком живописи

композитор                         - языком музыки

Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. Поэтому, если в жизнь человека с детства лучшим другом войдет искусство, он никогда не будет одинок, и будет уважать себя за то, что он Человек.

Без воспитания эстетически грамотных людей, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармонично развитой и творчески активной личности.

Нельзя желать положительного результата там, где с утра до ночи не выключается радио, телевизор, прокручивают музыку так громко, что дрожат стены. Об эстетическом наслаждении музыкой здесь не приходится говорить, и кроме нервного перенапряжения ребенок ничего не получит.

Хорошо если в вашем доме звучит не только легкая, но и классическая музыка: оттого, какая музыка «шлифует» слух ребенка во многом зависит развитие его музыкального вкуса.

Большое значение имеет воспитание у детей наблюдательности, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном.

Смотрят же люди вокруг себя очень различно. Один посмотрит – ничего особенного не увидит. Другой увидит характерное, отличительное от других предметов. Поэтому систематическое поощрение ребенка к наблюдениям – одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании.

Например, можно сделать это так: спросить ребенка после прогулки, что он видел сегодня интересного! И самим вспомнить красивый восход солнца, удивительно яркие листья на асфальте, теплый дождик. Дети с удовольствием включаются в эту игру.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по городу, в парк имеют большое познавательное значение для детей, но не надо забывать и об эстетическом воспитании.

Правильно делает мама, когда говорит: «Какое сегодня красивое небо. А облака похожи на фантастических животных, а вот это на зайчика, бегущую лошадку, птицу с распростертыми крыльями».

Или, прогуливаясь по осеннему лесу, обращаем внимание на листочки осины. У осины они становятся совсем темно – красными, у березы золотистые, а у клена особенно яркие. И как красивы все эти оттенки вместе в лесу.

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия.

Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родному краю, к своему городу, к своей стране.

Важный аспект семейного воспитания – изобразительное искусство.

К нему ребенок впервые начинает приобщатся в семье. Именно в семье начинают формироваться его первичные взгляды, художественные чувства, вкусы.

В большинстве случаев у ребенка те же критерии отношения к искусству, которые были приняты в семьях.

Пренебрежение искусством, принятое и утвердившееся в семье, как правило передается и следующим поколениям.

Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм:

                посещение музеев, театров,

                мастерских художников,

                экскурсии в природу,

                изготовление карнавальных костюмов,

занятия живописью, графикой, лепкой, декоративно – прикладным искусством,

коллекционирования репродукций полотен художников,

изучение их биографий.

Детям необходимо создать условия для занятий изобразительной деятельностью. Немаловажное значение имеет качество материалов, которыми пользуется ребенок для своих рисунков и поделок.

        Купите ребёнку альбом, краски, обязательно качественные кисти. Хорошие материалы доставят вашему ребёнку большую радость и наслаждение.

        Когда в семье растут дети, эстетические формы совместного досуга могут стать одной из очень действенных форм укрепления семьи.

  1. Что значит эстетически воспитанный человек?

Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающего мира, который способен получать радость от общения с искусством, который восхищается благородными поступками людей.

Эстетически воспитанный человек – человек, способный на сопереживание, человек более чувствительный, более ценный и полезный в любой профессиональной и общественной деятельности, которой мы занимаемся.

Такой человек несравненно богаче, полнее и радостнее воспринимает жизнь, чем тот, у которого с детских лет не развили чувство единства с природой и окружающим миром.

Эстетическое воспитание   - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эмоционально – образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание.

Оно осуществляется средствами искусства:

  • поэзией,
  • живописью,
  • прикладным творчеством,
  • музыкой.

Сегодня все знают, что эстетическое воспитание ребенок может получить в изостудии, драматическом кружке, музыкальной школе, в кружках вышивки, лепки.

        Но у колыбели формирования личности в самом прямом смысле стоит семья.

  1. Здесь в семье, закладываются основы взаимоотношений между людьми, формируется ориентация на всю трудовую и социальную жизнь человека.

        Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

        Это особенно важно теперь, когда появилось много ложных ценностей, разрушающих внутренний мир детей, заложенную природой гармонию.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье?

  1. Огромное значение имеет эстетическая среда семьи. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формироваться не могут.

        Здесь, в семье, ребёнок научится одно любить, а другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы.

        Стремление к чистоте и аккуратности, к декоративным элементам быта, интерес к рукоделию и выполнению художественных подделок разворачивают привычку к красивому и интерес к искусству.

        Имеется большое количество семей, в которых интерес к художественным изделиям, плетению кружев, ткачеству передается вместе с навыками из поколения в поколение.

  1. Огромное влияние на формирование эстет, чувств у детей способна оказать природа, однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к ребёнку сама по себе, ее необходимо развивать.

        Понимать и любить природу ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается поэтическими образами родной природы, многообразием её форм, красок, звуков.

        Природа формирует чувство прекрасного сама по себе и может служить своеобразным мостиком к различным видам искусства:

  • живописи,
  • поэзии,
  • музыке.

        Например: Картину И.И.Шишкина «На севере диком...» знают все.

        Не правда ли, так и хочется продолжить поэтическими словами М.Ю.Лермонтова: «…стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета как ризой она».

Художник выразил настроение и мысли одинокого человека, мечтающего в суровом краю о далеком счастье.

        Можно прослушать «полонез Огинского»

И вы заметите созвучие картины с музыкальным произведением.

        А вот как увидел красоту осеннего леса В.Скиф.

                        «Оранжевым перенасыщен лес,

                        Кармино – красным, золотым, бордовым,

                        И этот весь божественный замес

                        Колеблется на фоне бирюзовом»

  1. Если ребёнка в детстве приобщают к поэзии, к интересной книге, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи.

Например: сказка одновременно будит ум и чувства ребёнка. Он проникается сочувствием к слабым, восхищается отважными, испытывает удовлетворение за побеждённые зло и несправедливость.

        Следует привлекать внимание ребёнка и к повседневным явлениям, к привычным бытовым предметам, так, например, осознание, что кружка, которой он пользуется, красиво по форме и цвету, заставит ребёнка бережно к ней относиться.

        Или ухаживать за растением, которое ему очень нравится или очень нравится маме.

        А это заставит нас, взрослых, внимательно выбирать вещи, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

  1. Музыкальное искусство помогает ребенку ярче видеть действительность, облагораживает чувства, делает человека отзывчивее.

        Музыка создает соответствующий эмоциональный настрой: протяжной колыбельной можно успокоить, народной плясовой заставить двигаться, бодрой, веселой – радоваться, медленной, тихой – грустить.

        Чтобы музыка и песня воспитывали, благоприятно влияли на формирующийся вкус ребёнка, совсем не надо обрушивать на него поток звуков.

        Ведь возраст не помеха тому, чтобы вместе читать сказки, слушай музыку, украшать ёлку или ткать один большой гобелен.

        Совместные увлечения взрослых и детей создают в семье духовную близость, заинтересованность, взаимопонимание.

        И если вы сами можете сыграть на гитаре, смастерить вместе с ребёнком воздушного змея, с удовольствием займётесь выжиганием, то будьте уверены: с этого момента и на всю жизнь вы для своего ребёнка кумир.

  1. С общим развитием у ребёнка постепенно развивается критическое отношение к своим работам. Тогда ему особенно важна оценка его труда взрослыми.

        Давая оценку творчеству ребёнка надо подумать о том, чтобы не разочаровать, не обидеть маленького художника, надо отметить положительные качества его работы:

  1. Это правдивость изображения,
  2. Передача характерный особенностей её деталей, свидетельствующих о его наблюдательности.
  3. Эстетические качества рисунка – красивый, яркий, весёлый, аккуратно выполнен.

        Следует беречь детские работы и учить детей бережно относиться к своему творчеству. Рисунки необходимо хранить в папках для поделок, желательно выделить для этого отдельную папку.

Произведения юных мастеров очень хорошо украсят комнату взрослых или детскую. Для этого рисунки надо оформить в паспарту или рамочку.

  1. В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы, всё чаще обращают внимание на искусство, как средство гуманизации личности.

        Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, сколько учёт личностных качеств ребёнка (характер, темперамент, воля, особенности восприятия, мышления, памяти).

        Учитывая возросший уровень знаний детей, их разнообразные интересы, родители и сами должны всесторонне развиваться6 не только в области своей специальности, но и в области общей культуры, политики, искусства.

        Восприятие искусства – это интеллектуально-эмоциональный труд души человека.

        И желанным он будет в том случае, если человек будет к нему подготовлен.

        И такую подготовку надо начинать с детства.

        По словам В.Сухомлинского «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания».

(Л.Ф.Островская «Педагогические знания –

 родителям» Москва, «Просвещение» 1983г.)

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивайте эстетическую восприимчивость ребенка

Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Есть ребята, которые видят много интересного там, где другие дети ничего не замечают. Они способны восхищаться славными ...

Эстетическое воспитание ребенка в семье

родительское собрание в старшей группе...

Консультация для родителей на тему: "Развитие эстетической восприимчивости и фантазии у детей".

Воспитание прекрасного в детях является немаловажной задачей для нас, педагогов. Но мы для достижения этой цели, должны работать в совокупности с родителями. Для этого я разработала своего рода консул...

Развивайте эстетическую восприимчивость ребенка

Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Есть ребята, которые видят много интересного там, где другие дети ничего не замечают. Они способны восхищаться славными делами...

«Как можно воспитать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье »

В работе освещаются вопросы, посвященные развитию эстетической восприимчивости у ребенка в семье. Дается понятие, что такое эстетически воспитанный человек, какие виды деятельности способствуют эстети...

«Воспитание эстетической восприимчивости окружающей природы у детей старшего дошкольного возраста»

Эстетические чувства и отношения являются предпосылкой формирования активного гуманистического отношения окружающему ....

«Воспитание эстетической восприимчивости окружающей природы у детей старшего дошкольного возраста»

Эстетические чувства и отношения являются предпосылкой формирования активного гуманистического отношения окружающему ....