Обобщение опыта работы "Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"
учебно-методический материал на тему

"Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И УТРЕННИКАХ

(из опыта работы)

Детский возраст - это период, когда у ребенка закладываются основы эстетики, нравственности, а с ними формируется в дальнейшем весь психологический облик будущего взрослого человека. При правильной организации воспитания ребенок быстро и своевременно овладевает простейшими, но такими необходимыми качествами, как доброта, отзывчивость, культура поведения.

Основная роль музыкального руководителя в этом воспитании - ввести детей дошкольного возраста в мир музыки, увлечь детей музыкальными занятиями.

Путь к этому идет через практическое музицирование: слушание и исполнение ярко образных и художественно ценных музыкальных произведений. Музыкальному руководителю надлежит развивать музыкальный слух, воображение, творческие способности ребят. Музыкальное воспитание должно быть всегда воспитанием человека.

Основные цели музыкального воспитания:

  1.  Уделять большое значение развитию эмоций, поддерживать у детей хорошее настроение, что повышает их активность и любознательность не только на музыкальных занятиях, но и в других сферах деятельности.
  2.  Развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и любить прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства. И хотя в раннем возрасте эстетические чувства и восприятие носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств.
  3.  Помогать детям освободиться с помощью музыки от напряженности, стеснения, приобретать веру в себя и смелость к индивидуальным музыкальным «выступлениям» в самых различных формах. Необходимо индивидуальное отношение к каждому ребенку, знание потребностей и возможностей детского возраста.
  4.  Учить детей слушать и исполнять музыкальные произведения, вникать в их образы, сравнивать их между собой, переживать, выражать собственные чувства и мысли в музыкальных импровизациях. Показать детям связь музыки с повседневной жизнью.
  5.  Осуществлять связь музыкального занятия с другими видами занятий (интегрированные занятия). Общение с детьми на музыкальных занятиях должно проходить в атмосфере радости, т.к. из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей; в атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

                     Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно, Я решила расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т, е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

                   Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью; формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка- дружок). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать. На музыкальных занятиях дети познакомились и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик». После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Ваньки-встаньки», «Шуточный танец с ложками».

                      Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки малыши переносят в свободньге игры. Так были инсценированы потешки «Барашеньки-крутороженьки» и «Ваня-простота», а в дальнейшем использованы на новогоднем празднике. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенноритмическую основу народных игр.

                     Особенно нравится моим воспитанникам играть на русских народных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А, Широкова «Рассказы о русских народных инструментах»,

                     Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята, лучше чем раньше, пели, быстро узнавали знакомые мелодии, движения их стали раскованными, более выразительными, а это значит — развились музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием ноют и играют на детских музыкальных инструментах, поэтому, когда я обратилась к ним с просьбой помочь в подготовке к утреннику, они не отказали (папы выпиливали балалайки, а мамы шили костюмы),

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Прибаутки. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; с тестом квашня месит бабу; бегает дубинка с добрым молодцем в руках; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь... Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком.

                     Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Народные игры. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки... У сельских детей это могут быть старинные игры и хороводы, о которых они узнали от своих бабушек и дедушек. Такие, как «Бояре», «Маки», «Колечко», «Весна-весняночка». Городские больше играют «в резиночку», «салки», «в мяч». Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. В сборнике приводятся подобные игры.

Хоровод это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые... Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, дедом Ермаком и коршуном. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность и смекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни, или когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи... Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает.

         Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ

С первого дня появления на свет ребенок овладевает органами речи. Он издает звуки, которые являются результатом врожденных двигательных рефлексов. Одним из таких звуковыражений является плач. Как показывают исследования, плач, во многом, — это не стихия бессмысленного звуковыражения ребенка, а довольно упорядоченное вокализированное построение, вырабатывающее определенные навыки управления голосом.

Уже в первые недели жизни ребенок реагирует на слова и песни. Колыбельная, например, может унять, успокоить плачущего малыша. А в ответ на детские ласковые песенки младенец отвечает улыбкой, радостным лепетом, пытается своим голосом встроиться в звуки песни.

                       В это же время у грудников появляются недифференцированные голосовые шумы, свисты, визги. Постепенно они превращаются в звуки и начинают контролироваться ребенком, становятся осознанными, он уже видит в них средство для обозначения или выражения своего состояния.

Приблизительно с третьего месяца ребенок начинает лепетать, гулить, агукать. Этот детский мелодизированный лепет есть скорее зачатки музыкального интонирования, чем начало членораздельной речи. Такое вокализирование является как бы испытанием и тренировкой голоса во всех его регистрах, а также подготовкой голосового и дыхательного аппаратов к произнесению звуков речи и пению. Гуление и агуканье — это также первичная потребность пения, связанная с актом непроизвольного эмоционального самовыражения, порой не контролируемого ребенком. Гуление и агуканье встречается у детей примерно до 1,5 лет, до того времени, когда они начинают произносить первые слова.

Появление сознательной речи у малыша знаменует переход к вербальному (словесному) типу музыкального интонирования. Но, не имея опыта довербального (бессловесного) музыкального языка, ребенок не может овладеть вербальным музыкальным языком. В системе музыкального мышления и пения все тесно взаимосвязано, образуется и формируется одно из другого, параллельно с ростом детского организма и общим его развитием.

Большое значение в освоении музыкального интонирования и развитии творческого мышления имеет возраст от 1 года до 4 лет (первое детство). В этом возрасте ребенок начинает произносить слова, понимать их значение. На смену довербальной вокализации приходит вербальное музыкальное интонирование. Если прислушаться к тому, что маленькие дети произносят, то можно услышать, как певучи многие произносимые ими слова. Они так мелодичны, что легко поддаются нотной расшифровке.

Часто маленькие дети, сидя в кроватке, коляске, играя в игрушки, мурлычут себе под нос какие-то придуманные ими причудливые мелодии, возникшие в их сознании как бы сами собой. Таких музыкальных импровизаций можно услышать очень много. Это могут быть простые, многократно повторяющиеся короткие мотивы, исполняющиеся на один из слогов или слово:

Подобные импровизационные вокализирования, запрограммированы природой; они как бы продолжают довербальную вокализацию с ее агуканьем и гулением, мелодизированным лепетом. Такое не осознанное пение продолжает развивать голос ребенка, его слух, память, творческое мышление, но уже на более высоком музыкальном уровне. Если мы посмотрим на структуру этих импровизационных по-певок и мелодий, то увидим, как по своим звуковысотным и ритмическим параметрам они уже приобретают упорядоченную форму, стройность и осмысленность музыкального изложения.

Параллельно с импровизационным музыкальным интонированием маленькие дети активно стараются воспроизводить, повторять голосом услышанные ими песни. Больше всего музыкальных впечатлений они получают в общении с родителями. Чаще от мамы и бабушки дети воспринимают первую фольклорную информацию, первые песни, которые ребенок слышит, — это колыбельные. А в возрасте от 1 года до 4 лет — потешки (например «Ладушки», «Сорока») и прибаутки.

Напевы прибауток очень просты, состоят обычно из нескольких многократно повторяющихся тонов. Основное назначение этих песен — развеселить, рассмешить ребенка, занять его внимание. Наиболее популярные из них — это «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Жил у бабушки козел», «Гори-гори жарко, приедет Захарка» и др. Слушая их, дети легко запоминают мотив песни и часто стараются его повторить.

Вся фольклорная информация, которую получают ребята от взрослых в детстве: колыбельные песни, пестущки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, — важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не проходят мимо его слуха и запоминаются.

Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, — наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.

Очень важно, чтобы детям с самого раннего возраста не только исполняли народные песни, но и обучали их самих фольклорному интонированию, используя для этого самые простые, легкие для запоминания песенки. Это заложило бы наиболее прочный фундамент для будущего освоения детьми традиционного песенного фольклора.

Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают малышей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии.

Примерно с четырехлетнего возраста ребята начинают выходить из- под опеки родителей. Они общаются со сверстниками, участвуют в играх, перенимают друг от друга и особенно от детей постарше различные песни и припевки. Так формируется свой собственный репертуар музыкальных произведений, а с ним и новый тип музыкального интонирования. Именно на второе детство приходится приобретение игрового опыта, осмысление своих творческих способностей.

Чаще всего для взрослых остается тайной мир детского творчества, ведь оно проявляется лишь в детской среде, в общении с природой, в играх. Нам мало знаком необычно богатый и обширный фольклорный репертуар детей, состоящий из считалок и дразнилок, закличек и приговорок, календарных песен и прибауток.

Если специально «войти» в детский быт, то можно увидеть необыкновенное искусство, творчество, связанное с окружающим детей миром:

         с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и старинным обрядом, с временами года и явлениями природы. И все это охватывает детская поэзия, все это воспевают звонкие голоса. Еще только отойдут февральские морозы, а дети уже призывают весну:

C:\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

                                     Из-за        мо-        ря   ле-  ти-  те,   вес-  ну            крас-  ну ю     не-   си-   те        

Жаворонушки-перепёлушки,

Из-за моря летите,

Весну красную несите.

Лютая зима пристоялась,

По полям-лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила,

Ручки-ножки познобила,

Белый снег натрясла,

Всё тепло унесла!

Приходит весна, и, если зарядят дожди, дети просят дождик не лить:

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду во Рязань!

Уж ты, Ваня-простота,

Отворяй-ка ворота:

Крючком, сучком,

Серебряным пятачком,

Новой ниточкой,

Под калиточкой!

Зовут на помощь радугу и солнце:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно вёдрышко!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Сядь на пенек,

Посвети весь денёк!

Летом ребята купаются в реке и если увидят улитку, то просят:

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепёшки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

                   Гуляя в лесу, ребята перекликаются с птицами, передразнивая их или подражая их голосам. Из орешника или ивняка вырезают дудочки и играют веселые наигрыши. Все в руках у ребят звучит: стебли трубочника и одуванчика, пленка бересты и стручок гороха и даже простая травинка, зажатая между двумя большими пальцами и прижатая к губам.

                 Все свободное время дети играют, это для них потребность и необходимость Через игру они познают общение и дружбу, развиваются физически и духовно. Играют ли в «У медведя во бору» или в «Горелки», в «Бояре» или в «Бабу Ягу», прыгают ли через веревочку или перекидывают мяч, — в каждой игре звучат свои музыкальные песенные припевы.

                    Необычны мелодии этих песен, интонируемых детьми. Складываются они из простейших интонаций, которые дети освоили еще в грудном возрасте, и мелодических интонаций песен, что им пели взрослые, — колыбельные, потешек, прибауток. Есть у них и еще одна особенность. Занимаясь изучением процессов запоминания и забывания, ученые предложили для тестирования памяти детей разных возрастов метод повторов ими бессмысленных звуков, позволяющий узнать возможности их музыкальной памяти. Обнаружено, что дети лучше всего запоминают ряд звуков, который не превышает пяти тонов. Мелодию, состоящую из пяти звуков разной высоты, почти каждому удавалось запомнить с первого прослушивания. А если число звуков увеличивалось до семи и более, то время их запоминания значительно увеличивалось. Число «пять» являлось здесь производной отношения времени адаптации ко времени максимума ответа Значит ли, что мелодии, состоящие из пяти тонов, — это какой-то предел для запоминания по быстрому и однократному их предъявлению? Для наиболее музыкально одаренных детей это, конечно, не предел А для большинства — это традиционный «объем музыкальной памяти». И если посмотреть напевы колыбельных, потешек, прибауток, которые исполнялись взрослыми детям, и напевы песен детского фольклорного репертуара, то можно как раз увидеть, что все они, в основном, состоят из пяти тонов. Поэтому они так легко запоминаются и исполняются детьми.

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определить критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытия таланта; найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Уже с четырехлетнего возраста у детей начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже, в период полового созревания, они могут либо угасать, либо, наоборот, бурно развиваться. И наконец в период полного созревания, в 18— 20 лет, когда структура высших отделов головного мозга близка к завершению своего формирования, можно уже полностью оценить талант, одаренность.

                     Музыкальной одаренностью профессор Б. М. Теплов в статье «Психология индивидуальных различий» назвал «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Музыкальные способности ребенка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Признаками же музыкальности являются эмоционально-чувственное переживание музыки, тонкое восприятие ее. Теплов утверждал: «Музыкальные способности ребенка могут существовать только в развитии, то есть осуществляться только в процессе той или иной практической деятельности» Так, для овладения фольклорным интонированием и для успешной музыкальной исполнительской деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание навыками и умениями. Какую бы музыкальную одаренность ни имел ребенок, но, если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыкам, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

В практике отбора детей для обучения их народному пению педагогу важно оценивать ребенка не столько по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам к этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство

Наличие той или иной степени музыкальной одаренности у ребенка формирует у него музыкальное мышление. Музыкальное мышление — это духовное, чувственное восприятие и ощущение звуковой мелоинформации, ее оценка, проявление творческого отношения к ней, а также состояние памяти и выражение своего внутреннего музыкального мира в звуках. Уровень музыкального мышления у каждого ребенка может быть разным. В нем взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции.

Раннее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создают талант, выдающуюся творческую личность. Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где малыша с первых дней его жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, ухаживали за ним, исполняя пестушки, играя — пели потешки, прибаутки, рассказывали сказки с напевами, вырастали наиболее музыкальные и творчески одаренные дети. В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных напевов. Им запоминался поэтический, образный язык народных песен. Это развивало музыкальные способности детей, подготавливало к исполнению более сложных произведений песенного фольклора.

Важным фактором в творческом развитии ребят являются их музыкальные впечатления, музыкальное общение. Дети слушают в исполнении взрослых народные песни и запоминают их; участвуют вместе со взрослыми в обрядах, праздничных гуляньях, хороводах и играх или наблюдают за ними со стороны, а также в некоторых случаях специально обучаются взрослыми манере и технике исполнения народных песен

РЕПЕРТУАР

                       Формирование репертуара — важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Через умело составленный репертуар детское хоровое исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру; репертуар также поможет успешно овладеть навыками многоголосного пения и пения без сопровождения.

Воспитание на материале подлинного народного песенного искусства дает детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики.

Каждый детский хоровой коллектив прежде всего интересен исполнением своего, местного народно-песенного репертуара. Поэтому основой репертуара детского хора, по возможности, должно быть то, что бытует именно в этой местности, что является наиболее типичным, характерным для нее. Богатство русской песни и заключается в многообразии местных вариантов. Ведь областная характерность народных песен обуславливается своеобразием местного уклада, природы, трудовой деятельности, языка.

Основа любого репертуара по обучению детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению обязательно должна состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям; легко воспринимаются типы интонирования, которыми исполняются эти произведения; структура мелодики детских песен, ее архитектоника, лучше всего развивает в естественной природной позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более сложных произведений уже взрослого фольклора.

Репертуар могут составлять старинные песни, бытующие в различных местных вариантах. В методических рекомендациях к сборнику «Народные песни Смоленской области» известный музыковед и педагог С. Пьянкова писала: «В нашей работе с народной песней мы ненавязчиво, но неустанно должны объяснять и самим участникам детского коллектива, и нашим слушателям, почему сейчас мы поем старинные песни. Старинная песня для нас частица высокой духовной культуры нашего народа, история всей его жизни, претворенная в изумительных по красоте музыкально-поэтических образах. Мы знакомимся с древнейшими исполнительскими традициями, в которых для нас столько нового, оригинального и яркого. Мы поем сами и думаем о том, что ведь это пели прадеды наши. Мы поем и невольно становимся свидетелями той далекой эпохи, и вместе с теми, кто слагал эти песни, печалимся и радуемся, учимся мудрости жизни».

                      Практика показала, что детям вполне доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. В репертуаре могут быть песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева, наиболее удобные: хороводные, игровые, плясовые, шуточные, календарные, дразнилки. Однако не следует считать, что для детского исполнения подходят только веселые, скорые произведения. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, напевные песни, отличающиеся мягким, задушевным характером, протяжные — с драматическим содержанием. Среди них лирические и медленные — свадебные. Источник репертуара следует искать прежде всего в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, танцем, пляской, шуткой, игрой. Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих произведениях фольклора, например в русских хороводных и свадебных песнях.

                     Несмотря на то, что многое из фольклорного наследия уходит, забывается, сохраняясь кое-где лишь в памяти старшего поколения, его значительная часть остается в бережно хранимых памятниках народного искусства, все шире входит в репертуар детских хоров, перенимающих народно-песенные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.

Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен  детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...

Обобщение опыта "Повышение интереса дошкольников к занятиям физической культурой в процессе интеграции образовательных областей"

В настоящее время большинство детей дошкольного возраста, страдает гиподинамией, пониженной подвижной и физической активностью. Современные дети, сейчас очень зависимы и увлечены компьютерным миром и ...

Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие и...

Обобщение опыта: «Новые формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в художественно – эстетическом воспитании детей»

Актуальность: обновление методов и форм работы с детьми по формированию целостного представления о музыкально – поэтическом творчестве является актуальной проблемой в развитии личности дошк...