«РЕБЕНОК И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
материал на тему

Смирнова Наталья Павловна

 

Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека.

Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел  первые опыты, связанные с  влиянием средств массовой информации на поведение человека.

 

Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, которое оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему.

 

(Материал может быть использован на родительских собраниях) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdobu_2_smi_vystuplenie.docx24.48 КБ
Файл mdobu_2_smi.pptx996.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Выступление

на методическом объединении

социальных педагогов

«РЕБЕНОК И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Смирнова Наталья Павловна

социальный педагог, воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада  №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального      образования Новокубанский район

г.Новокубанск

12 февраля 2015г

Социальный педагог МДОБУ № 2 Смирнова Наталья Павловна

Слайд № 1

«Ребенок и средства массовой информации».

Уважаемые коллеги!

Проблема, которую мы разбираем на сегодняшний день достаточно серьезная, важная. Разговор будет о влиянии средств массовой информации на детей.

Слайд № 2

Как вы видите существует много определений

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – это каналы оперативного распространения информации среди широких масс населения.

Слайд № 3

СМИ, или средства массовой информации, - это каналы распространения (радио, телевидение, газеты и т. д.), по которым люди узнают новости. Средства массовой информации - это своеобразное окно в мир, они доносят информацию о событиях в разных странах до каждого дома. Средства массовой могут быть печатными (газеты, журналы и книги), эфирными (радио, телевидение) и электронными (например, Интернет). Их информировать, но и развлекать публику, а также рекламировать товары и услуги.

Для детей доступно телевидение

Слайд № 4

В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Телевизор есть в каждом доме, и практически все люди смотрят его, дети же не являются исключением. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, стремятся всеми возможными способами развивать ребенка. А телевизор это очень удобно – приносит удовольствие ребенку, а так же расширяет кругозор. Но часто родители забывают, что телевизор не всегда несет в себе только положительные аспекты. Ведь сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствует повышению агрессивности зрителя и в первую очередь, детей.

Слайд № 5

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному пониманию личности. Одна из таких самых распространенных концепций принадлежит американскому психологу, представителю эго-психологии Э. Эриксону.

Он доказал, что излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

Слайд № 6

В последнее время чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей.

С одной стороны скованность и недоразвитие речи.

С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстративность.

 Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Эти дети обожают боевики

Слайд № 7

Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения,  в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста.

Слайд № 8

Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека.

Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел  первые опыты, связанные с  влиянием средств массовой информации на поведение человека.

Слайд № 9

Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, которое оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему.

Также негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание.

Для справки. Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрусталика глаза, и  до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора.

Слайд № 10

Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизора забирает время, снижает  развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие.

Поэтому существуют нормы просмотра.

Слайд № 11

Несколько Советов  по ограничению просмотра телевидения.

  1. Обязательно просматривать все телепередачи.
  2. Во время совместного просмотра телепередачи давать оценочный комментарий.
  3. Лучше смотреть фильмы воспитывающего содержания.
  4. Прививать чувство брезгливости к передачам содержащие вульгарщину.
  5. Запретить просмотр передач, транслирующих насилие, боль, убийства.
  6. В воспитании ребенка  установить четкую систему запретов и разрешений.
  7. Приобщайте  ребенка к чтению книг, возрождайте традиционное семейное чтение.

Слайд № 12

Как же можно ограничить время, проводимое ребенком у телевизора?

1. Если вы смотрите телевизор постоянно, то, что можно требовать от ребенка.

2. Телевизор не должен быть на легкодоступном месте.

3. Составьте вместе с ребенком список предполагаемых занятий на день.

4. Не покупайте больше одного телевизора.

5. Если вы не любите находиться в тишине, лучше включите радио, музыку или аудио-книги.

6. Избегайте пользоваться телевизором в качестве поощрения или наказания.

Слайд № 13

Дошкольный   возраст   -   период   наиболее   интенсивного   становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода «стрелялками», яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать из высокого дома, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью.

Так же детям доступны компьютер и Интернет

Слайд № 14

Не менее опасным для детей может быть и Интернет. Многие исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Дети наталкиваются на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию, что может привести к депресиям и самоубийству.

Слайд № 15

Если общество хочет уберечь детей от игровой зависимости - оно должно в первую очередь влиять на родителей, ведь семья играет защитную роль, которая дает возможность незрелой личности сформуваться и стать на ноги. Чтобы уберечь детей от компьютерной зависимости и игромании, специалисты советуют родителям регламентировать свободное время ребенка и не разрешать много времени проводить возле компьютера или телевизора, смотреть за тем какими компьютерными играми увлекается ребенок.

Слайд № 16

Как мы видем в Статье 14 Федерального Закона говорится, что «Органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, ….».

Однако это положение Федерального закона не является ограничением свободы массовой информации в смысле ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не налагает на средства массовой информации каких-либо обязательств или ограничений. Кроме того, этот Федеральный закон не устанавливает механизмов реализации прав детей на защиту и охрану от вредной для них информации, что делает положения этой статьи чисто декларативными.

Слайд № 17

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению.

Слайд № 18

Подводя итог, можно сказать, что для того чтобы противодействовать отрицательному влиянию на детей СМИ нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ребенок и средства массовой информации». Подготовила социальный педагог , воспитатель МДОБУ № 2 Смирнова Наталья Павловна г.Новокубанск 2016 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Слайд 2

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. (Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999). СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"). Под массовой информацией законодатель понимает: "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".(Энциклопедия юриста. 2005.)

Слайд 3

3) Информационные агентства. СМИ: печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты; 2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф;

Слайд 4

Телевизор

Слайд 5

Целостное формирование личности. Э. Эриксон выделил восемь кризисов формирования человека. По данным его исследований, самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка. В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки. И в этот период, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а телевидение создает образ окружающего мира. Излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно. Э. Эриксон психолог

Слайд 6

Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы , невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором Искаженное поведение детей скованность и недоразвитие речи сильная агрессивность и излишняя демонстративность

Слайд 7

Исследования доказали, что 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста

Слайд 8

В исследованиях участвовали дети от 3 до 6 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек негативно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10–20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии. Известный канадский психолог Альберт Бандура вместе со своими коллегами провел первые опыты, связанные с влиянием средств массовой информации на поведение человека. Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и видеоиграх, к формированию у детей агрессивного поведения?

Слайд 9

Влияние средств массовой информации на ребенка: На физическое здоровье Иммунная система Зрительный аппарат На работу сердца и мозга Ослабляет внимание

Слайд 10

- Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует; -здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин; -5-6 летние дети 30 мин.; -младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Слайд 11

Советы по ограничению просмотра телевидения, с целью предостережения негативного влияния на психику детей. Обязательно просматривать все телепередачи –мультики, фильмы, которые смотрит ребенок. 2. Во время совместного просмотра телепередачи давать оценочный комментарий. 3. Рекомендовать детям смотреть фильмы, достойного, высоконравственного, воспитывающего содержания. 4. Прививать чувство брезгливости, презрения к передачам, рекламирующим низменные инстинкты, передачи, содержащие вульгарщину . 5. Запретить просмотр передач, транслирующих насилие, боль, убийства. 6. В воспитании ребенка установить четкую систему запретов и разрешений. 7. Приобщайте ребенка к чтению книг, возрождайте традиционное семейное чтение.

Слайд 12

Как же можно ограничить время, проводимое ребенком у телевизора? Подавайте собственный пример. Если вы смотрите телевизор постоянно, то, скорее всего, вы не сможете ограничить в этом и своего ребенка. Иначе, вы просто сделаете телевизор запретным плодом. 2. Если ваш телевизор стоит в легкодоступном месте, то появляется искушение включить его. Поэтому поставьте телевизор так, чтобы вам каждый раз приходилось передвигать его, чтобы посмотреть какую-либо программу. Вы будете удивлены, как мало передач окажутся достойными таких усилий. Также каждый раз отключайте кабель телевизора из сети и антенну. 3. Составьте вместе с ребенком список предполагаемых занятий на день, таких как рисование, лепка, прогулка, различного рода игры, подвижные и настольные, работа на приусадебном участке, ухаживание за цветами или домашними животными и т.д., чтобы вам не приходилось каждый раз ломать голову, чем бы заняться. Привлекайте ребенка к домашним делам, например, уборке или приготовлению пищи. 4. Не покупайте больше одного телевизора. 5. Если вы не любите находиться в тишине, лучше включите радио, музыку или аудио-книги . 6. Избегайте пользоваться телевизором в качестве поощрения или наказания.

Слайд 13

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно. Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода « стрелялками », яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать из высокого дома, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью.

Слайд 14

Исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Дети наталкиваются на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию , что может привести к депресиям и самоубийству. Влияние на детей интернета

Слайд 15

Если общество хочет уберечь детей от игровой зависимости - оно должно в первую очередь влиять на родителей, ведь семья играет защитную роль, которая дает возможность незрелой личности сформуваться и стать на ноги. Чтобы уберечь детей от компьютерной зависимости и игромании , специалисты советуют родителям регламентировать свободное время ребенка и не разрешать много времени проводить возле компьютера или телевизора, смотреть за тем какими компьютерными играми увлекается ребенок. Также важно регулировать контент мобильных телефонов, так как дети часто закачивают в свои мобильные телефоны аморальные или агрессивные картинки.

Слайд 16

Статья 14 Федерального Закона гласит: «Органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

Слайд 17

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими.

Слайд 18

Для того чтобы противодействовать отрицательному влиянию на детей СМИ нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. В частности по статистическим данным почти 76% родителей не интересуются тем, какие вебсайти посещают их дети. Впрочем, эксперты такие цифры объясняют не равнодушием родителей, а их неосведомленностью. Поэтому родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...

Дети и средства массовой информации.

Статья по духовно-нравственному развитию в ДОУ...

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

Дети и средства массовой информации

Какие серьезные и тревожные последствия в развитие ребенка влекут за собой СМИ...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...