АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта старшего воспитателя 2018
материал

Криушенкова  Екатерина Викторовна

Представление педагогического опыта

старшего воспитателя

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

старшего воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад

 комбинированного вида» Криушенковой Е.В.

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Забота о здоровье подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Именно в дошкольном возрасте дети учатся внимательно относиться к своему здоровью, осваивают гигиенические навыки, начинают интересоваться различными видами спорта. Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с реализацией ФГОС ДО, согласно которому,  содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области), в т. ч. физическое развитие.

ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно - психическое и физическое, добавляется новое понятие «эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.

Так же важным отличием ФГОС ДО является  сокращение образовательных областей до пяти. В связи с этим, вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». В ФГОС ДО задачи образовательной области решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни. В Стандарте не акцентируется внимание на мотивационной составляющей, а именно на «формировании у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

В соответствии с ФГОС ДО  в приоритете активность самого ребенка.  Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований: создать физкультурно-игровую среду, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности, при  планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий, владеть мотивами активизации самостоятельной деятельности детей.

Согласно положениям  Стандарта педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуется принцип субъект-субъектных отношений. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания и т.п.,  посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый. Для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы.

Важным положением, на котором стоит остановиться, являются результаты освоения образовательной программы дошкольного образования. В ФГОС ДО они представлены не как цели, а как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания. Умения, способности, ценности, а только возможные, вероятные результаты.

В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей т.е не определены во времени. Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов. Согласно ФГОС ДО среди целевых ориентиров в сфере физического развития отмечается: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». Важно отметить, что в Стандарте, к сожалению, не делается акцент на владении ребенком основными культурно-гигиеническими навыками, на сформированной потребности в двигательной активности, умении соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Анализируя основные положения ФГОС ДО, касающиеся реализации содержания образовательной области «Физическое развитие», я пришла к выводу о необходимости

повышения эффективности образовательного процесса и сделать его целостным в рамках физического развития детей.

Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего детства, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств: выносливости, гибкости, ловкости, силы, а так же выработке гигиенических навыков.

Каждое ДОУ имеет свой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы, определяет формы физической культуры с учетом особенностей своих воспитанников. От того насколько грамотно построена данная работа в ДОУ, зависит ее конечный результат.

Имея представление о достижениях, затруднениях, возможностях каждого из педагогов стараюсь планировать разнообразные формы работы с педагогами, а так же организую методическую поддержку в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Одной из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения в процессе физического развития детей является ознакомление с нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384),
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
  • Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.

Еще одной формой повышения профессионализма педагогов в данном направлении является самообразование. Воспитателям предлагается перечень тем самообразования физкультурно-оздоровительной направленности, однако учитывается индивидуальный опыт и желание самих педагогов.

С педагогами детского сада проводится целенаправленная работа по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно-оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах-практикумах по вопросам здоровья, педагоги знакомятся с современным педагогическим и медицинским опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями. Педагогический совет на тему здоровьесбережения регулярно включается в годовой план работы ДОУ. Так же часто организуются  деловые игры и тренинги соответствующей тематики.  Открытые просмотры и взаимопосещения, помогают педагогам освоить методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками. Регулярно проводится консультирование на соответствующие темы. Эти формы работы остаются наиболее эффективным способом повышения квалификации педагогов.

С целью оказания помощи начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности, в том числе в вопросах методики физического воспитания, в ДОУ создана «Школа молодого педагога. Заседания проходят один раз в месяц в соответствии с планом. К работе привлекаются опытные, творческие воспитатели. На занятиях рассматриваются теоретические и практические вопросы, используются разнообразные педагогические ситуации, «мозговой штурм» и т.п. Все это позволяет уточнить и восполнить знания воспитателей по конкретной теме.

Особое внимание в ДОУ уделяется оснащению методического кабинета по данной теме. Для того, чтобы педагоги знакомились с понятиями физического развития, был составлен словарик физкультурных понятий. В помощь педагогам оформлен каталог методической литературы физкультурной и оздоровительной направленности. Так же регулярно обновляются и дополняются картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастик, общеразвивающих упражнений, валеологических бесед и игр и т.п.  Оформлены картотеки стихов, поговорок, загадок о спорте и физическом развитии. В помощь воспитателям разработаны памятки: «Организация подвижных игр», «Организация физкультурных досугов» и т.д.

Важным условием полноценного физического развития детей дошкольного возраста является формирование соответствующей предметно-развивающей среды. С учетом этого в ДОУ имеется спортивный зал со всем необходимым в том числе и нестандартным оборудованием.  Во всех группах ДОУ организованны центры физического развития.  С целью побуждения педагогов к творческой деятельности по их оснащению, регулярно организуются смотры конкурсы уголка физического развития и нестандартного физкультурного оборудования.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации данных мероприятий так же используются музыкально-ритмические композиции, музыкально-подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, -  все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении мероприятий. Наряду с физкультурными праздниками в ДОУ широко используются физкультурные досуги, которые  не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу. В процессе праздников и развлечении с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях.

 Старший воспитатель должен регулярно проводить анализ созданных в учреждении условий с целью   оценки их соответствия поставленным задачам. Для этого регулярно проводится тематический контроль. Цель контроля заключается в оценке работы учреждения по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

  • Оценить условия пребывания детей в ДОУ по критерию «Физическое развитие».
  • Определить эффективность работы педагогов по созданию ценности здоровья.
  • Проанализировать уровень знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.
  • Анализ планов воспитательно-образовательной деятельности.

По результатам контроля намечаются направления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях ДОУ.

При планировании работы с педагогами особое внимание уделяю физкультурно-оздоровительным мероприятиям, участниками которых являются сами педагоги. Это могут быть товарищеские встречи на спортивной площадке детского сада, эстафеты, игры. Цель таких мероприятий - оздоровление, сплочение и активный отдых педагогов.

Еще одним важным аспектом работы детского сада в этом направлении, является социальное партнерство детского сада и семьи, которое может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям, созданным в нашем ДОУ относятся:

  • Создание доброжелательной атмосферы в общении педагогов, специалистов и родителей ДОУ.
  • Включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников.
  • Повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции воспитателей и специалистов (консультации, беседы, совместные развлечения и праздники, стенды, памятки, сайт ДОУ и др.)
  • Реализация совместных проектов, участие в круглых столах, семинарах-практикумах и т.д.

Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний в области физической культуры и здоровья, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства «родители – дети – педагоги».

Таким образом, организованная в ДОУ методическая поддержка способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах физического развития дошкольников, являются активными участниками методических объединений; занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.

Необходимо отметить, что основные цели данной работы с педагогами, проводимой в детском саду, - снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, подготовка к школе. Учитывая, что снизилась заболеваемость воспитанников, дети стали более выносливыми, активными, 40 % выпускников посещают спортивные секции, можно сделать вывод об эффективности и результативности проводимой в ДОУ физкультурно-оздоровительной работы.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  2. Ж. Справочник старшего воспитателя, №12, 2014.
  3. Ж. Справочник старшего воспитателя, №2, 2011.
  4. Ж. Справочник старшего воспитателя, №1, 2011.
  5. Ж. Справочник старшего воспитателя, №4, 2013
  6. Теория и методика физической культуры дошкольников/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева// СПб.: «Детство-пресс», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...