Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема «Словарь вежливых слов»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

занятие "Словарь вежливых слов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Тема «Словарь вежливых слов»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0466/0003c16d-bbed872e/640/img10.jpg

Учитель-логопед: Москальчук Т.Ю.

Воспитатель: Емельянова А.Н.

Вид непосредственной образовательной деятельности:  интегрированная.

Интегрированные образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Формы деятельности:

Совместная деятельность взрослого и детей.

Цель:

Формирование представлений о вежливости, доброте. Закрепление культы общения и поведения. Поддержание желания участвовать в праздниках, используя умения и навыки приобретенные во время подготовки. Закрепление знаний детей о значении словвежливыйвежливость, активизация словаря. Развитие творческой самостоятельности, игрового поведения, коммуникативных навыков.

Задачи.

Обучающие: Познакомить с понятием «словарь», обобщить знания о значений словвежливыйвежливость, пополнить  словарный запас по данной теме. Формировать познавательный интерес. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения.

Развивающие: развивать интерес сценическому искусству, умение перевоплощаться, используя минимальные средства маски-шапочки и детали костюмов. Помочь детям освоить навыки владения театром- масок, развивать умение передавать через жесты, мимику, движения характер сценического образа. Тренировать в четком произношении согласных в конце слова, снимать сжатость, скованность.

Воспитательные: воспитывать нравственно-этические качества- культуру поведения и общения, доброжелательность. Воспитывать любовь к театрализованной деятельности.

Форма проведения: игра

Материалы и оборудование.

Презентация к занятию, печатные буквы (слово – СПАСИБО), Шапочки-маски, д.и «Обведи по точкам», ручки по количеству детей, клей.

Предварительная работа.

Беседа о вежливых словахвежливости, разучивание пословиц, стихотворений о добром слове. Беседа по содержанию стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова». Рассматривание детских словарей. Распределение ролей, разыгрывание по ролям, упражнения на мимику, жесты, дикцию, этюды на развитие воображения, поэтапное разучивание сценки. Изготовление атрибутов (шапочки-маски).

Содержание организованной деятельности:

1 слайд – Название темы занятия.

Воспитатель:

- Дети, к нам пришли гости, что нужно сказать?

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- А сейчас поприветствуем всё что нас греет и радует!

Дети:

- Здравствуй, солнце!

  Здравствуй, небо!

  Здравствуй, земля!

  Здравствуйте, все мои друзья!

Воспитатель:

- Прежде чем продолжить занятие, давайте поприветствуем друг друга, скажем приятные слова.

2 слайд – письмо

Логопед:

- Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочтём и узнаем, кто же нам написал..

(читаем письмо)

«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Маша и медведь. Расскажите что такое ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Когда и в какой ситуации можно их использовать?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете вежливые слова? Назовите.

(ответ детей)

Логопед:

- Маша и её друзья отправили нам несколько заданий, которые мы должны помочь им выполнить. За каждое правильно выполненное задание дается буква. Если вы правильно всё выполните, то получится какое-то слово.

3 слайд – Ситуация – задача.

Воспитатель:

 «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?

Дети:

- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?

(выдаётся 1 буква)

Логопед:

- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку:

«По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве?- удивился тот.

- Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

- Какие это правила?

Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.

(выдаётся 2 буква)

4 слайд – Задание от волка.

Воспитатель:

Волк предлагает поиграть в игру «Не попади впросак».

Нам нужно отгадать загадки. Эти загадки особенные.

Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!».

Давайте попробуем?

Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку.

Кто из вас, проснувшись бодро,

"С добрым утром!" скажет твердо? ... "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?..........

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки? ... "Это Я, это Я, это все мои друзья!»

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место? ... "Это Я, это Я, это все мои друзья!"

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?..........

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает? ... "Это я, это Я, это все мои друзья!"

Воспитатель:

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

(выдаётся 3 буква)

5 слайд – Задание от зайца.

Логопед:

-Машенькин заяц отправил кричалку, но чтобы получить приз-букву, вы должны чётко проговаривать все слова и выполнять движение.

Маленький заяц по имени Лёлик            (показываются уши)

всех нас смеяться заставил до колик,     (держась за живот покачивания из стороны в                

                                                                     сторону)

прыгал за белкой,                                     (прыгать на месте)

за уткой скакал,                                        (прыгать на корточках)

лапкой он шишку как мячик толкал,   (рукой отталкивать от себя)

ах, как смешно его уши торчали,         (изображая уши махать ими по очереди)

мы хохотали души в нем нечая,           (круговыми движениями гладить живот)

но на опушке заметив лису,                 (подставив руку ко лбу смотреть в даль)

он помахал нам и скрылся в лесу ...    (помахать рукой и побежать на месте).

Логопед:

- Как вы думаете, ребята, что заяц нам прокричал, когда махал лапкой?

Вы отлично справились с заданием.

(выдается 4 буква)

6 слайд – Задание от белки.

Воспитатель:

-А вот и белка прибежала. Она говорит что вежливые слова бывают разные. И по её мнению они не важны и не нужны!

Думаю, что наши ребята и с этим заданием справятся!

И помогут понять белке важность вежливых слов!

Инсценировка «Спор вежливых слов»

 

Воспитатель:

- Жили – были вежливые слова: здравствуйте, добрый день, извините, спасибо, и многие другие.

Вот как-то раз говорят слова-приветствия:  

«Мы самые важные и нужные! Без нас никогда не начинается разговор. Встречаясь, сначала люди всегда здороваются».

«А вот и не правда, - возмутились слова-прощания, - без нас никто и никогда не смог бы красиво расстаться. Поэтому мы самые главные и нужные слова!»

Тут в спор вступили слова – благодарности:  «Без чего не обойтись, так это без нас, слов – благодарностей: *благодарю тебя, весьма признательны вам*

«Фу! Тоже мне важность какая! Подумаешь – благодарность! Мы – слова-извинения – самые вежливые! Вот послушайте: *извините, пожалуйста; прошу простить меня*

«А мы чем плохи? – возмутились слова – знакомства. – Именно с нас начинается любое знакомство!».

Тут заговорили слова-просьбы: «Будьте любезны, очень просим вас, пожалуйста, выслушайте нас – мы очень приятные, «волшебные слова»!

Но их перебили слова-приглашения: *разрешите пригласить вас; хочу пригласить и вас*.

«А мы, слова – одобрения, разве не нужны? Мы даём радость, хорошее настроение. Вот послушайте: *как ты хорошо сегодня выглядишь; вы очень внимательны ко мне*

«Согласитесь, ведь мы тоже важны,  - сказали слова-отказы, - отказывать тоже нужно уметь: *мне очень жаль, но я не могу; с удовольствием, но в другой раз*

Спор продолжался бы очень долго, если бы не вмешался старый мудрый «Учебник вежливых слов»: «Что вы зря спорите» вы все, без исключения. Очень важны и нужны! Без вас не обойтись ни взрослому, ни ребёнку! Только секрет в том, что каждое вежливое слово нужно использовать по назначению, в нужный момент! Ведь не скажешь пожилому незнакомому человеку «привет», а на предложение друга поговорить – «досвидания!».

Вежливые слова поблагодарили мудрый учебник и с тех пор никогда не спорили.

Воспитатель:

-как вы думаете, дети, мы смогли доказать белке важность и необходимость вежливых слов?

(выдается 5 буква)

7 слайд – Задание от медведя.

Логопед:

Медведь предлагает выполнить нам ещё одно задание.

«Обведи по точкам», «Найди пару».

(работа за столами – дети обводят буквы, читают слова, находят им пару)

(выдается 6 буква)

8 слайд – Задание от ежа.

Воспитатель:

- Ёж прислал нам стишок «Рифма вежливых слов»

У каждого вежливого и воспитанного человека в разговоре всегда есть слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Ребята, я вам буду читать строчки стихотворения, а вы должны будете догадаться какое волшебное слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - ... Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит - ... Добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, - ... Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости

Говорим - ... Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят - ... До свидания.

Воспитатель:

- Молодцы, справились с заданием ежа!

(выдается 7 буква)

9 слайд – Все герои мультфильма Маша и медведь.

Логопед:

- А теперь нам надо собрать слово из букв.

Д.и «Собери слово»

Логопед:

- Какое слово получилось?

- В каких ситуациях мы его говорим?

(ответы детей)

Воспитатель:

-Ребята, давайте ещё раз, объясним  Маше, когда и где нужно использовать вежливые слова.

Дети читают стихотворение В. Кудлачева  «Важные слова»

 Слова

«До свидания!»,

«Спасибо», «простите»,

«Пожалуйста», «здравствуйте!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В детсадике,

Дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить!

Воспитатель:

Ребята, у вас было домашнее задание – каждый написал вежливое слово и обьяснил когда и где его надо использовать. Давайте соберём эти слова в книгу и создадим словарь вежливых слов.

Вы знаете, что такое словарь?

(ответы детей)

- Каждому из вас было дано домой задание – написать одно вежливое слово и объяснить его значение.

А теперь мы с вами соединим страницы  в одну книгу.  И у нас получится словарь вежливых слов.

Логопед:

Ребята, вы сказали, что словарь - это книга, из которой мы узнаем значение слов и их использование в определённых ситуациях. Вы дома изготовили страницу для нашего словаря. Скажите, страница – это уже книга?

Книга – это труд автора. Вы были автором каждый своей странице. А когда авторов много, то они называются соавторы( повторить) – вот и вы все называетесь соавторами, так как вы совместно создадите словарь вежливых слов.

Что нужно сделать, чтобы из страниц получилась книга?

(соеденить все страницы).

Книги печатаются в печатном цехе. Так как унас нет печатного цеха, у нас есть аппарат для создания небольших книжек-брошюр – брошюратор.

Мы сегодня с помощью него создадим словарь.

Что нам нужно для этого?

(показываем – обложка для нашего словаря, страницы, пружинка)

Изготовление словаря вежливых слов. (с показом и с помощью детей).

Посмотрите, какой интересный словарь у нас получился!

(рассматривание словаря)

Этот словарь мы отправим Маше и её друзьям. Пусть они учат их и используют в своей жизни.

(вкладываем в конверт)

Воспитатель:

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

(дети под музыку выходят из зала)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие? 2. «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала. - У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего. - Разве?- удивился тот. - Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре. - Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил. - Какие это правила?

Слайд 4

Кто из вас, проснувшись бодро, "С добрым утром!" скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться?.......... У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? ... Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место? ... Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго «спасибо»?... Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает? ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...

Организованная образовательная деятельности с детьми в группе компенсирующей направленности по экологии.

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в старшей группеТема: Тема: «Белые грибы»Цель: Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации; закрепить знания...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Журавушка» Тема: «Весёлая скакалочка»

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе.Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной активности «Веселая скакалочка»Задачи:- создать условия дл...