картотека игр на прогулке по теме «ОСЕНЬ»
картотека (младшая, средняя группа) на тему

Максимова Евгения Владимировна

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки и в этом нам поможет игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_progulke_osen.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на прогулке по теме «ОСЕНЬ».

Цели:

  • Формировать умение использовать полученные знания в играх;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Приучать делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • Развивать память, внимание, речь детей,
  • Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • Расширять кругозор детей;
  • Развивать творческую фантазию и воображение;
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • Совершенствовать навыки двигательной активности.

Игра на прогулке. «Дождь идет»

На земле чертится круг — домик. Ведущий разделяет детей на две команды. Первая начинает резвиться, прыгать по площадке. При словах ведущего: «Дождь идет, бегите в дом!» — ребята сразу же должны бежать в домик, а те дети, которые изображают дождь, пытаются в это время их поймать. Те, кто успел спрятаться в круге, считаются спасенными до тех пор, пока не останется один ребенок. Он и считается выигравшим.

«Дождь-барабанщик»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать представления об осени по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Ход беседы

Чем отличается летний дождик от дождя осеннего? Да, летом дождики теплые. Капли у дождя крупные. А осенний дождь холодный, частый, льет, как из мелкого ситечка. После осеннего холодного дождя от теплой еще земли поднимается густой туман. Осенний дождь дает рост лесным грибам. Под осенним дождем нельзя гулять без зонта.

Кто из вас знает загадки о дожде, грозе, непогоде?

Какой воздух после дождя? Почему?

Как ведут себя птицы после дождя? (Кричат, радуются.)

А кто еще радуется дождю? Конечно, дети. Но хорошо, если теплая летняя погода. Осенней дождь не такой ласковый. С каждым днем он все холодней и мельче. Идет осенний дождь доли и протяжно. А небо уже не голубое, а грязно-серое.

 «Мы шагаем по тропинке»

Цель прогулки

Формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память

Ход беседы

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над Землей, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.

Скажите, что вы увидели, пролетая над Землей? (Ответы детей.) Посмотрите, вот как выглядит наша планета из космоса. (Показать глобус либо иллюстрацию земного шара.) Круглая, голубая и зеленая-зеленая. Предлагаю порассуждать, почему именно эти два цвета хорошо видны даже из космоса. (Ответы детей.) На Земле много воды и растений. Они помогают людям жить и развиваться. А какие деревья знаете вы? (Ответы детей.)

Педагог протягивает детям букет листьев.

Рассмотрите эти листья. Попробуйте определить, с какого дерева или кустарника каждый из них. Предположите и расскажите, каким бы мир был без деревьев? Чего бы просто не существовало? Что сделано из дерева? Как человек должен относиться к деревьям? Закройте глаза и вспомните, кто из вас обижал деревья, но больше никогда этого не повторит.

Не допускайте, чтобы дети рассказывали негативное друг о друге.

А кто со взрослыми сажал деревья? Какими инструментами пользуются при посадке?

Игра на прогулке. «Карлики и великаны»

Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрок, которые остались в игре.

«Художница Осень»

Цель прогулки

Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшен дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Воспитывать любовь к природе. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Ход беседы

Представьте, что вы все - художники и пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? О ней? Коричневой?

Дети могут предложить самый неожиданный вариант: например, синие листья. Поддержите: «Это лис в воде». Или желтая вода — это солнце в воде отражается!

А какого цвета будет одежда Осени? Почему? Какой головной убор носит Осень? Из чего сделан? (В наряде Осени могут быть листья, овощи, фрукты, грибы. Если дети предложат украсить Осень цветами, уточните осенние цветы.) Дети, у Весны тоже наряд из цветов. Но похожи ли наряды Осени и Весны? Вспомните стихи об осени. (Можно провести конкурс чтецов). А загадки про осень вы знаете? А какой характер у Осени? Осень бывает солнечная и ласкова добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать и разбрасывать все вокруг себя. Капризная и непостоянная Осень. Но она очень щедрая и любит дарить подарки фрукты, ягоды, грибы, орехи, овощи, вересковый мед. И конечно, Осень очень красивая. А что бы вы подарили Осени?

Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными.

 «Бабье лето»

Цель прогулки

Формировать правильное представление об окружающем мире. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать желание беречь природу родного края.

Ход беседы

С 14 сентября по славянским традициям начинается бабье лето. В теплые края улетают последние птицы. Даже воробьи прячутся на несколько дней. Уползают змеи, находя укромные уголки для зимней спячки. В бабье лето сверкает последняя гроза.

Есть такие народные приметы:

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если в дни молодого «бабьего лета» появится радуга — будет затяжная и теплая осень. Почему эту пору называют «бабьим летом»? Это выражение связывают с тем периодом жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали. В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали соли огурцы и следовали обычаю с началом этого периода мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посидеки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделье.
Игра на прогулке. «Жмурки на месте»

Водящий закрывает глаза, или ему их завязывают. Его ставят на середину площадки. Остальные выбирают себе места у деревьев, скамеек, пеньков и т. п. Затем «жмурка» отправляете на поиски. Играющие стараются не попасться, но они не могут покидать свое место. Можно только приседать, нагибаться, залезать наверх того, с чем рядом стоишь, но при этом хотя бы кончиком ноги или руки касаться того предмета, у которого выбрано место. Водящий должен коснуться игрока и узнать его.

«О простом воробушке»

Цель прогулки

Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.

Ход беседы (текст — Т. Нуждина)

В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую шуструю птичку - воробья. Если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут, городски воробьи, а в деревнях - деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведение!'
Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное.

Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.

Это очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» — кричали крестьяне, когда видели, что воробьи уничтожают посевы. Так его и зовут с тех пор.

Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека - под крышей дома или сэра в дупле дерева. Воробей — плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое - скворечник или гнездо ласточки. А выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Игра на прогулке. «Два вола»

На участников надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом оба стараются дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.

«Птицы готовы к отлету»

Цель прогулки

Знакомить детей с особенностями жизни птиц. Помочь испытать радость от того, что, делясь хлебными крошками, можно спасти птиц от гибели. Воспитывать бережное отношение к природе и к ее особенностям.

Ход беседы

О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы это определили? Как в старины люди называли сентябрь за его хмурое небо? («Хмурень».) Почему птицы улетают в дальние страны? А почему птиц называют перелетными? А каких перелетных птиц вы можете назвать
(Ответы детей.) Я покажу вам картинки. Какие птицы вам знакомы?

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Улетают журавли,

Крики слышно до земли.

Дети, скажите, а когда приходится расставаться с друзьями, то какое бывает при этом на строение? Почему так происходит?

Игра на прогулке. «Перелет птиц»

По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по всей площадке, подняв руки («крылья») в стороны. По сигналу «Буря!» птицы скрываются на «деревьях» (бегут к скамейкам, пенечкам, любым возвышениям на площадке и взбираются на них). По сигналу «Буря прекратилась!» дети

спускаются и игра возобновляется.

«Разыгрался ветер»

Цель прогулки

Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам. Расширять, представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление.

Ход беседы

Взрослый читает детям стихотворение о ветре, помещенное в разделе «Художественное слово».

О чем это стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении? Что он дела; Перечислите, пожалуйста, его действия. А можно сказать, что он танцевал с осинкой? Как моно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)

А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, проказником. А еще можно сказать, чего он непоседа, баловник.

Что еще любит кружить ветер кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.

Ветер умеет не только играть и проказничать, он еще и отличный работник. Ветер кружит ветряные мельницы, давая возможность молоть муку и вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырасту многие растения, ведь это он рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!

Игра на прогулке. «Ловкий дворник»

Инвентарь: веник, мел, «листья» - бумажки и т. п. (Можно взять скомканные газеты.) Чертится круг - это место «дворника». «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу 
ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор.

«Дворник» выигрывает, если по истечении минуты в кругу становится чисто.

Игра на прогулке. «Домик у дерева»

С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерев без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим, и игра продолжается.

Игра на прогулке. «Белка и орешки» (автор игры Г. Лаптева)

Дети-орешки ходят по кругу, держась за руки. В центре — белка. Дети произносят слова:

Собирала белка в спешке

Летом лучшие орешки.

А орешки залежались

И под осень разбежались.

Белка, белка, не зевай,

Ты орешки собирай!

После слов орешки убегают, белка их догоняет.

Правила: не выбегать за границы территории, не толкаться, не хватать за воротник, шарфик Пойманный выходит из игры.

«Грибы»

Цель прогулки

Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человек;

Материалы

Кукла-перчатка Ежик.

Ход беседы

К нам в гости сегодня пришел лесной житель. Кто он, отгадайте.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Правильно, это еж. А чем любит еж полакомиться? (Ответы детей.) Оказывается, что он собирает яблоки и грибы, но сам их не ест. Ежик ищет в них червячков и личинок. Это его любимо лакомство. А что еще вы знаете про ежа?

Еж. Здравствуйте, ребята! Мне приятно услышать о себе так много хорошего. Спасибо вам

А вы любите грибы?

Дети. Да!

Еж. А какие съедобные грибы растут в лесах вашей местности? А под какими они прячутся деревьями? Я хочу вам открыть один важный лесной секрет: знайте, что грибы не могут жить без деревьев и у некоторых даже названия созвучны. Вот посмотрите, это что за дерево? А какой под ним гриб? Под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растет.

Игра на прогулке. «У кого больше?»

По всему игровому полю разбросаны разные предметы (кегли, кубики, мячики, игрушки) Дети бегают, стараясь не задевать предметы и не натыкаться друг на друга. По сигналу ведущей «Собирай!» начинают быстро собирать предметы. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее число предметов.

Осенние прогулки. «Унылая пора»

Цель прогулки

Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам. Расширять, представления детей о природных явлениях осенью, об их значении в жизни наше планеты. Развивать речь, мышление.

Ход беседы

Почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите.

Предлагаю вам стать экспертами - людьми, которые внимательно изучают какой – ни будь предмет, все хорошо обдумывают и делают выводы.

Создадим две группы. Одна группа будет доказывать, что осень — это грустная пора, а вторая, что — веселая. Вот два кувшинчика, в них мы будем класть камешки в доказательство каждого утверждения, а потом посмотрим, в каком кувшинчике их больше.

-Педагог следит за тем, чтобы камешков было поровну. Во время игры педагог может использовать знание детей о микрорайоне.

-Возможные аргументы: грустная пора: не пускают гулять, холодные и частые дожди, не просыхающие лужи, сильный и холодный ветер, грязь и слякоть, улетают птицы и т. д.; веселая пора: красивые пейзажи; можно увидеть и услышать, как летит журавлиный клин; много красивых цветов; много вкусных дары осени; можно подбрасывать вверх листья; можно пойти в гости к другу и там поиграть и т. д.

-Педагог вместе с детьми делает вывод: осень - это прекрасное время года, незабываемая пора, переполненная звуками, запахами и яркими красками. Осень любят и взрослые и дети. Осени бы всем очень хватало.

Игра на прогулке. «Собери шишки»

Каждому игроку дают в руки корзину и завязывают глаза. На игровой площадке раскладывают кубики или настоящие шишки. По сигналу в течение минуты игроки на ощупь ищут шишки кладут их в свои корзинки.

Победит тот, кто сумеет собрать больше всех шишек.

«Золотая осень»

Цель прогулки

Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Учить видеть и ценить неповторимость пейзажей родного края. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход беседы

Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь — какой по счету месяц в году? А какой он по счету среди осенних месяцев?

Сейчас наступила самая красивая осенняя пора — золотая осень. Посмотрите вокруг, как все изменилось. Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках? Как они преобразились? Вот березка. Опишите ее. А какой стоит клен? Какой у него наряд? Посмотрите на дуб, коснулась л
его осень? А что вы скажете о ели? Какая она осенью?

Если собрать букет осенних листьев и поставить его в комнате, то кусочек золотой осени будет жить рядом с вами немного дольше.

А еще из опавшей листвы можно делать красивые аппликации.

Целесообразно показать детям несколько видов аппликаций, разных по степени сложности.

Игра на прогулке. «Поезд»

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идет от станции Дубовой к Березовой, Рябиновой, Ольховой и т. д.

Ведущий открывает билетную кассу и продает детям билеты - разные листья деревьев. Поезд прибывает на Березовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят — а поезд отправляется на другие станции. На обратном пути поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях. Для этого дети должны показать обратный билет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект осенней прогулки на тему: "Осень расписная!"

Коспект прогулки, фотоматериал к конспекту и самоанализ....

Методическая разработка прогулки на тему: Осень в городе

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ    с детьми 1младшей группы (2 -3 года ) «ОСЕНЬ В ГОРОДЕ»...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексической теме "Осень"

Собрала небольньшую картотеку пальчиковых игр по лексической теме "Осенье", можно использовать на занятиях и в режимных моментах....

Картотека наблюдений на прогулке старшая группа осень

Картотека наблюдений на прогулке на первую и вторую половину дня...

Конспект открытой сюрпризной прогулки на тему : "Осень"

Конспект сюрпризной показательной прогулки на тему: "Осень"...

Игра-занятие на прогулке на тему "Осенние деревья" для детей младшей группы

Наблюдение за осенними деревьями на прогулкеЦель: познакомить детей со временем года – осень. Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — &quo...

Конспект занятия на прогулке по теме "Осень"

Формирование знаний детей младшего возраста о времени года "Осень"...