Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка
статья (старшая группа)

Хромых Ирина Петровна

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 619

Калининского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ
по теме:

«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка».

Воспитатель: Хромых И.П.

2019 г.

                                                      «Игра  есть свободная деятельность дитяти…

 В ней формируются все стороны души человеческой,

 его ум, его сердце, его воля».

 К.Д. Ушинский.

 

 Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта. Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. В настоящее время выявлены, классифицированы и оценены с воспитательной точки зрения еще не все игры, сложившиеся в практике  воспитания, игры народные, а также разработанные учеными в нашей стране и за рубежом. Они таят в себе неиспользованные резервы всестороннего воспитания детей. Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальное), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно- ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.). Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развивать замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка. Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. На начальном этапе в этих играх ребенок с помощью взрослого усваивает особенности предметов- игрушек (ознакомительные игры), способы действий с ними (отобразительные игры), а затем ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры) и, наконец, их трудовые и общественные отношения (ролевые игры). В сюжетных играх широко используются игрушки сюжетно-образные (куклы, животные и др.) и технические (транспорт, строительные материалы и др.). Познавательные игры на первом году жизни детей направлены на самостоятельное обследование игрушек, узнавание их физических свойств, на реализацию возможности различным образом действовать с ними. По мере взросления детей познавательные игры должны занимать все большее место в игровой практике. Однако возможности этих игр, к  которым относятся также различные конструктивные игры, игры, направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала и др., пока еще недостаточно изучены. Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-этического воспитания дошкольников. К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры- развлечения. Подвижные игры, как уже отмечалось, способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными. Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные игры. Игры-развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально- положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т.д. В работе дошкольных учреждений большое место занимают  дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.


Литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

 2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.

3. «Игра дошкольника» / Под редакцией Абрамян Л.А. – М. « Просвещение», 1989г.

 4. «Игра дошкольника» / Под редакцией Новоселовой С.А. – М. «Просвещение», 1989г.

 5. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» / Под редакцией Васильевой М. А. – М. «Просвещение», 1986г.

6. Скляренко Т. «Игра является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка» / Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игра как средство всестороннего воспитания личности детей".

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного и социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пр...

«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка»

Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника,   С.Л. Рубинштейн писал:  « Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональ...

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"

Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...

Статья:Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Дидактическая игра является одним из основных средств  всестороннего развития развития личности дошкольника. Разнообразие дидактических игр дает возможность педагогу воздействовать на развитие ли...

Сообщение по теме «Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка»

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка....

Дидактическая игра - как средство всестороннего воспитания личности ребенка с нарушениями в развитии

laquo;Дидактическая игра – средство всестороннего воспитания личности ребенка.Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.»...