Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»
методическая разработка

Платонова Людмила Юрьевна

знакомство с инструментами и фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx18.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора»

                                                                                Музыкальный руководитель

                                                                                                        МБОУ Д/С №1

                                                                                                        Платонова Л.Ю.

                                         Бугуруслан 2015 г.

Цель: Приобщение участников образовательных отношений к культуре русского народа, формирования у них интереса к русскому фольклору, а также создания дополнительных условий для развития и социализации воспитанников.
Задачи: 
1. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
2. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
3.Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
4.Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Отбирая фольклорный репертуар для работы с детьми, мы опираемся на следующие принципы:
1. Художественная ценность.
2. Доступность по эмоционально-образному содержанию.
3.Доступность для воспроизведению детьми.
Народная музыка должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познавательно и эмоционально.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности:
- восприятия и исполнительства;
- игр;
- музыкально-образовательной деятельности.

    Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа дошкольного образования включает в себя региональный компонент. Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь в его содержании - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы и т.д.).
С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью.
 Народная музыка создавалась не только для слушания, она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.
Календарный фольклор.

 В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки,  и т.д., а также собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. Этот раздел фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.
Потешный фольклор. 

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была,  связана с определённым кругом игр.
Игры делятся  на три основные группы:
драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель-победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки.
Если проанализировать фольклор, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные.
В нашем дошкольном учреждении приобщение воспитанников к детскому фольклору осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, через праздники и развлечения.
Используемые в работе с детьми заклички, игровые напевы, колыбельные песни, построенные на многократном повторе секундовых, терцовых и квартовых интервалов, подготавливают детей к использованию более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство. Также это укрепляет физическое здоровье -лёгкие и голосовой аппарат, т.к. большинство закличек, дразнилок поётся полным голосом, на грудном резонировании, как можно громче.
 Большой интерес вызывают игры, которые являются ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Многие народные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придаёт ритмическую слаженность. В играх, сопровождаемых напевом, перед детьми ставятся несколько задач: ходить или бегать, следить за ходом игры, да ещё при этом петь. Вот здесь-то и вырабатываются ловкость и смекалка, артистические качества, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. Появляется азартное настроение, что даёт полную свободу мышцам, в т.ч. и голосовому аппарату. Звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Попевки в игре могут сопровождаться движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать детей чувства ритма.
Таким образом, можно сделать вывод, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкальности детей.
   

  Работу по успешной реализации задач по развитию музыкальности у дошкольников посредством фольклора было бы трудно осуществить без взаимодействия специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Также большое значение играет предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. Дети знакомятся с народно-прикладным искусством, с вышивкой; с дымковской, городецкой, хохломской росписью; с народными инструментами, костюмами.

Фольклорные праздники.
Особенно ценными для музыкального развития детей являются фольклорные праздники, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные в непосредственно образовательной деятельности, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.
Традиционно в детском саду стало проведение таких фольклорных праздников, как: "Осень", "Рождество", "Масленица", "Троица".
Праздники - это не только своеобразный итог проведённой с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники -возможность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятельности без лишних физических и психологических нагрузок.

 

Платонова Л.Ю. музыкальный руководитель МБОУ «Д/С №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Доклад на городском методическом объединении: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора». 2020 год

       Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по – другому, многое открываем заново и переоцениваем. Нам приходится заново учиться...

Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"

Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной прог...

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...

Практико-ориентированная консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством техники «друдлы»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значен...