Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Филькина Светлана Евгеньевна

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Образовательные задачи:

 - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы через различные предметы и вещества;

 - формировать умение  приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

 - Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие задачи:

  - развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения договариваться.

 - воспитывать аккуратность в работе.

Материал и оборудование: магниты,  чашки с крупой, скрепки, подносы с набором предметов из разного материала (пластик, резина, картон, металл, дерево), пластиковые стаканы с водой,  инд. халаты, шапочки, таз с водой, удочки, цифровая  лаборатория «Наураша», презентация.

Ход занятия

  1. Орг. момент    - Слайд 1

Дети заходят в группу, встают полукругом.

- Ребята, посмотрит, как много гостей к нам пришло, поздороваемся с ними.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу)

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» - скажем мы вместе.

«Доброе утро!» - нашим гостям

«Доброго утра,  желаем мы нам».

1.2. Сюрпризный момент.

 - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
Дети: - Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)     - Слайд 2

 - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что-то нам принес. Он говорит, что нашел этот предмет в лаборатории профессора Чудакова.  (щелчок).              А чтобы узнать, что это, отгадайте загадку.

  Бывает маленьким, большим,

   Железо очень дружит с ним,

   С ним и незрячий непременно

   Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей ……

Вот перед нами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Слайд 3

2. Введение в тему

- Что такое магнит? (рассуждения детей)

- Посмотрите вокруг себя, вы где-нибудь видите магниты?     (на магнитной доске).

- Ребята, а Нолик ничего не знает о секретах магнита и хочет, чтобы мы ему в этом помогли. Сможем помочь?

 - Для этого нам необходимо перейти в нашу Лабораторию.  – Слайд 4

 - Вы знаете, кто работает в лаборатории? (ученые, профессоры, лаборанты)

 - Чем они занимаются?  (ставят опыты, проводят эксперименты, исследуют)

  - Ребята, я  предлагаю вам  сегодня стать настоящими учеными  и раскрыть для Нолика некоторые секреты магнита. Хотите?

- Чтобы пройти в лабораторию, нам нужна спецодежда. Какую одежду носят ученые-исследователи?  (Халаты, защитные очки, маски и шапочки).

 - Подходите, пожалуйста,  надевайте.  Дети надевают халаты и шапочки.

- теперь можно пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

 - Чтобы начать работу, вспомним правила поведения в Лаборатории, а помогут нам в этом символы:

- Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как настоящим ученым сделать определенные выводы.

3. Практическая часть.

- Перед вами магнит, потрогайте его. Какой магнит на ощупь?   (Твердый, холодный, имеет вес)

 - Как вы думаете, из чего он сделан?

 - Магнит сделан из сплава нескольких металлов.

 - А какое свойство магнита вам уже знакомо?   (магнит притягивает металлические предметы)

- Например, какие металлические предметы может притянуть магнит?    (Дети перечисляют: гвозди, скрепки, отвертку, и т.д.)

  - Так как магнит притягивает металлические предметы, значит, он обладает силой, магнитной силой?

- Чтобы увидеть  магнит  ли у вас в руках обратимся к цифровой лаборатории «Наураша». Посмотрим, обладает ли ваш  магнит магнитной силой. Используем датчик «Магнитное поле».

 -  Что мы будем делать?  (Надо приложить датчик «Магнитного поля» к магниту и посмотреть действует ли магнитная сила). Дети по очереди проверяют свои магниты.

 - Какой вывод мы сделаем?

Вывод:  магнит обладает магнитной силой.

 - Как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы из других материалов: картона, дерева, пластмассы, ткани, резины и др.? (Ответы детей)

- У вас в контейнерах есть предметы, сделанные из разного материала. Можем мы проверить, притягивает ли магнит эти предметы? Как?  (Нужно магнит поднести к деревянному, …,  предмету).

- Давайте для Нолика это покажем экспериментальным путем, и результат отметим в таблице.  Если магнитная сила действует на материал, поставим знак «+», если не действует – знак «-».    Слайд 5

- Сделаем вывод:  магнит притягивает металлические предметы и не притягивает предметы из других материалов.

 - Молодцы!

Опыт 1 «Притянет – не притянет»

 - Попрошу двух сотрудников мне помочь.
 - У меня две металлические монеты. Поднесем к ним магниты. Что произошло?

(Одна монета  притянулась, а другая - нет)

 - Почему?   (предположения детей)

Вывод: магнит притягивает не все металлические предметы      – Слайд 6

 - А чтобы вы это запомнили, посмотрим  видео совет от Симки.  -  Слайд 7

Слайд 8

4. Ознакомление с новым материалом. Магнитное поле.

- В  нашей лаборатории мы продолжим изучение следующих свойств магнита. Мы убедились, что магнит обладает магнитной силой и образует вокруг себя магнитное поле.

 - Ребята, как вы думаете, может ли магнитная сила действовать (проходить) через разные материалы и вещества, такие как: картон, ткань, дерево, резину, воду и др.? (Ответы детей)

Переключиться на НАУРАШУ

- Поможет нам это проверить  цифровая лаборатория «Наураша»

- Что нам для этого будет нужно? (магнит, разный материал, датчик).

- Как мы это можем проверить? (накрыть магнит каким-нибудь материалом и с помощью датчика «магнитное поле»  измерить магнитную силу).

- Предлагаю вам поработать в парах,  выбрать материал для исследования и сделать вывод.

- Дима, что вы выбрали? Из какого материала выбранный предмет? Что будем измерять?

(дети по очереди производят измерение магнитной силы через выбранный ими материал; озвучивают результат и формулируют вывод)

Вывод: магнитная сила проходит через многие материалы … (перечисляют, выставляем схемы на магнитную доску).

Физкультминутка

- Делать научные открытия, очень нелегко, поэтому  и у ученых бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем  отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

- Садитесь, пожалуйста.

 - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.
Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
- Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки?    Слайд 9
(Золушка)
- Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке?

- Как поможем? Что нам надо? (магнит)

 - Какое свойство магнита применим? (притягивать металлические предметы)

- Приступайте.

- Все справились? Все ли металлические предметы достали?

- Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы  легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

 - Я думаю, что теперь вы сможете помочь маме или папе, если они рассыпят булавки или гвозди.
- Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась и ей нужно поспешить на бал.   Слайд 9 (2)
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?                      Ответ: Буратино      Слайд 10
Опыт - игра №4 «Золотой ключик».

 - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ и другие металлические предметы)
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.  (С помощью магнита).

 - Ребята, посмотрите, на берегу лежат удочки, наверно их забыл Дуремар. Можем ли мы их использовать? Посмотрите,  что на конце удочки? - магнит.

 

Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:

 - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)

- Предлагаю взять 1 удочку на пару ученых (как вы сидели) и договориться, кто будет первый доставать ключик.
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).

- На дне озера много других предметов. Нужны они в озере? Они только загрязняют водоём. Давайте очистим озеро от ненужных предметов. (Остальные дети вылавливают оставшиеся предметы)

- Буратино говорит вам: «Спасибо за помощь»     Слайд 10(2)

 - Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: сила магнита действует даже в воде! (выставляем символ в схему)

Дети проходят на места.
- Молодцы. А пока мы помогали Буратино, Нолик приготовил вам задачку посложнее. Справитесь?         Слайд 11
- В ваши стаканчики с водой Нолик подбросил скрепки. Как  же теперь достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
- Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через пластмассу. (Выставляем символ на схему)
6. Рефлексия.

 - Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита. Обращаем внимание на схему.
- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Сила магнита действует через пластмассу, дерево, резину,картон и воду.)

- Где люди используют магниты? (ответы детей)       Слайд 12, 13

 - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный конструктор».
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: - До свидания!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv-va_magnita.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Конспект экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Сила магнитов"

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с понятием «магнит» и его свойствами.Развивать у детей умение приобрета...

Конспект режимного момента по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный мир магнитов»

Конспект режимного момента по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный мир магнитов»...

Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Длительность: краткосрочный.Участники:    - дети  старшей группы,...