Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Крымова Ирина Юрьевна

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Пчелка»

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

 

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. По выражению Ф. А. Сохиной «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи, не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». 

Современные технологии речевого развития:

  • здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности), пескотерапия,
  • мнемотехника
  •   технологии проектной деятельности
  •  технология ТРИЗ
  •   технологии исследовательской деятельности
  •   информационно-коммуникационные    технологии;
  •  личностно-ориентированные технологии
  •   игровые технологии
  •    синквейн технология 

Здоровьесберегающие технологии:

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи, обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой

Пальчиковая гимнастика. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.

Сказкотерапия создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи

Литотерапия (камешки «Марблс»)

  • Это полифункциональное пособие (наборы стеклянных камешков разного цвета)
  • развития связной речи, закреплении предложно-падежных конструкций;
  • обогащения словаря детей;
  • развития пространственной ориентировки;
  • автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Технологии ТРИЗ

применяют метод работы с серией картинок - этот метод основан на освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии картинок

Технология проектной деятельности

Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Мнемотехника

Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

   Мнемотаблицы могут использоваться при                обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов

Информационно-коммуникативные технологии

  • Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).
  •  Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
  •  Компьютерные игры (обучающие).

Игровые технологии

Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.

          Сюжетно-ролевые игры - это разыгрывание сказок и рассказов. В их текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.                      

         В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе которого лежит его личный опыт. Как правило, в ней отражаются события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их передать своим сверстникам. Это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры.

         Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть образовательной деятельности и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель. Он создаёт игровую ситуацию и может быть как ведущим, так и участником игры. Дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

  •  «Восстанови последовательность картинок по памяти».
  • «Смешай картинки с другими и отбери среди нескольких только те, которые относятся к данной схеме».
  • «Определи место «выпавшей» картинки среди других».
  • «Найди лишнюю картинку».
  • «Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста».
  • «Распутай два события (детям предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы)».

«Играй- не зевай! Нужную картинку поднимай».

Коллаж

  • представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.
  • данный прием эффективен в работе по развитию монологической речи. Использования коллажа в процессе развития связной речи позволяет развивать навык составления описательного рассказа, установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть: фотографии, картинки из журналов, разноцветная бумага, ткань, фольга, растения, краски, различные детали. Коллаж создается путем наклеивания на бумагу или холст различных деталей, объединенных одной тематикой.

Кейс-технология

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Наиболее доступны в работе с детьми кейс- фото и кейс иллюстрации - это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

 

Синквейн - технология

Синквейн происходит от французского слова - «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:

 – Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).

– Речевые способности (развитие связной речи - как составление рассказа из опыта, развитие словаря).

 – Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания). 

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. 

Примеры синквейна:

        Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!

                                                                       Ель
                                                                Душистая, чудесная.
                                                                Растет, веселит, радует.
                                                                Я люблю зимнюю ель.
                                                                Зима, новый год, детство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...

Консультация для воспитателей: «Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:«Использование мнемотехники при развитии связной речи у детейдошкольного возраста»Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение вобщей си...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов. «LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так и совершенствует свою речь, учась мыслить»Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясна...