"Мой успешный педагогический опыт"
материал

Абрамова Татьяна Валерьевна

Описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ritmoplastike.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя Рогнединского  

детского сада «Солнышко»

Абрамовой Татьяны Валерьевны на тему:

«Ритмопластика, как одна из здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

«Здоровый ребёнок – счастливые родители». Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоровым, жизнерадостным, не закомплексованным. В том, чтобы эти желания совпадали с действительностью, большое участие принимаем и мы, педагоги. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Усилия Дошкольного Образовательного Учреждения сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Актуальность опыта.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Актуальность использования проекта очевиднаРитмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного опыта.

Работая с детьми я пришла к выводу, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Вот почему передо мной возникла необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического. Данная проблема позволила определить тему исследования: «Ритмопластика как одна из здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель исследования:

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип постепенного повышения требований.

Принцип систематичности.

Принцип повторяемости материала.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

• показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

• словесный;

• игровой;

• разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

• иллюстративно-наглядный;

• анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Основными задачами, являются:

-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса»«усталая старушка»«бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др. Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Обучение детей проходит во вторую половину дня.

Я предполагаю, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

• будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

• будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

• будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

В  своей деятельности по данной теме использую программу "Ритмическая мозаика", разработанную А. И. Бурениной, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка»«Физическая культура»«Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках здоровьесберегающих технологий- ритмопластики, физическое и психологическое состояние детей значительно улучшается.

Инновационный метод- ритмопластика способствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях. Познавательная значимость ритмопластики проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование здоровьесберегающих технологий, как инновационного метода для развития детей дошкольного возраста.

Для работы по данной теме в группе создана предметно-пространственная среда для музыкально-ритмической деятельности. Также взаимодействую с семьями воспитанников. Родители оказывают помощь в наполняемости предметно-пространственной среды группы. Помогают в пошиве костюмов для танцев, театрализованной деятельности.

Мой опыт работы показывает следующий уровень развития детей:

- выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

- умение организовать игровое общение с другими детьми;

- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Я очень хочу, чтоб мои дети росли счастливыми и здоровыми. Поэтому позволю себе продолжить мысль Оскара Уайльда, который сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.» А я продолжаю эту мысль: А чтобы сделать детей счастливыми – надо сделать их здоровыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Сопровождение профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества»

Актуальность данной темы обусловлена, тем что современные условия развития образования побуждают всех сотрудников дошкольной организации к созданию условий, способствующих повышению качества образован...

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

"Мой успешный педагогический опыт"

https://yadi.sk/i/Z5i-RC3APpYERA презентация...

"Мой успешный педагогический опыт". Проект "Моя семья". Воспитатель года 2022

Пректная деятельность в детском саду. Проект на тему "Моя семья"...

Успешный педагогический опыт - аналитика

Представляю вашему внимаю свой аналитический отчёт. В котором раскрываю свои успешные методы работы и результаты....