Музыкальное развитие и роль музыкального руководителя в ДОУ
статья

Шелудько Ольга Алексеевна

Музыкальное развитие и роль музыкального руководителя в ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкальное развитие и роль музыкального руководителя в дошкольном учреждении»

      Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания на этапе дошкольного детства, имея в виду, прежде всего, самый общий план психического развития ребенка, то это задача развития его эмоциональной сферы.

      Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций регуляции поведения. Известно, что гармония личности ребенка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта», как писал Л. С. Выготский. Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству как явлению эмоционально-образному по самой природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания «музыка – модель человеческих эмоций» (В. В. Меркушевский). Благодаря музыкальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но и познавательной и нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность.

       На занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от «которого расходятся пути по всем направлениям» (Гете). Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, - решающие в его музыкальном и культурном развитии.

       К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей системы музыкальных способностей, начал музыкального вкуса, создание условий широкой ориентировки в музыке, накоплении музыкальных впечатлений.

      Детство является периодом, наиболее благоприятным в отношении становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо.

      Музыкальный руководитель ведет все традиционные для детского сада виды музыкальной деятельности – слушание музыки, музыкальные движения, пение, оркестр, игру – драматизацию.

      Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет педагогу свои требования.

       Обучение детей слушанию музыки требует от него профессионального владения музыкальным инструментом для «живого» исполнения музыки и музыковедческих знаний, позволяющих анализировать её.

       Формирование  музыкально-ритмических навыков детей требует от педагога на только знания закономерностей музыкального и двигательного развития детей дошкольного возраста, но и умения владеть своим телом. Важно научить детей свободному, раскрепощенному исполнению естественных движений, поставить танцы, вдохновить на музыкально-творческие этюды.

       Пение – один из самых сложных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и формирование  певческих навыков. Музыкальному руководителю нужно владеть своим собственным певческим голосом, знать возрастные и индивидуальные вокальные возможности детей, методические приемы хоровой и индивидуальной работы. Индивидуальные и хоровые занятия, построенные в соответствии с природными голосами детей, позволят сохранить здоровье певческого аппарата детей, помогут научить их петь не форсировано,  легко, звонко. Этот раздел также предполагает работу над выразительностью исполняемых песен и попевок.

       Организация детского оркестра требует от музыкального руководителя умения научить детей играть на всех имеющихся детских музыкальных инструментах и объединить детей в ансамбли и оркестр.

      Музыкальная игра – драматизация – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых видов музыкальной деятельности. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером музыкального спектакля. Он должен уметь правильно построить мизансцены, выбрать исполнителей ролей, объединить в спектакли различные виды музыкальной деятельности.

      Работа с детьми во всех этих видах деятельности предполагает творческий подход педагога к содержанию и методам занятий, его собственное музыкальное и педагогическое творчество, без которого невозможно творчество детей.

       Наряду с собственной музыкальной деятельностью, музыкальный руководитель как педагог проводит с детьми на музыкальных занятиях большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Кроме того, музыкальный руководитель пишет сценарии, занимается дизайном зала, проводит многочисленные праздники, в структуре которых часто объединяются и другие виды искусства – изобразительное искусство, художественная литература, театр; ежедневно упражняется за инструментом для поддержания пианистической формы и овладения новым музыкальным репертуаром, а также проводит работу с воспитателями и родителями.

        Решая огромный объем задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель является уникальным, единственным в своем роде специалистом.

     

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей.

1 слайд. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетически...

Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя)

Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя). Сказки-шумелки....

"Роль музыкально - дидактических игр в музыкальном развитии детей" . Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Роль музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей"...

семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"

Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возник...

Консультация для педагогов "Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей"

В данной консультации раскрывается значение музыкально-дидактических игр для общего развития ребенка и методика освоения настольных музыкально-дидактических игр....