Проект "Ложка-точеная, ручка-золоченая"
проект (старшая группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Образовательный, краткосрочный  проект  в старшей группе. Цель проекта: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русским фольклором. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Грязи детский сад №3 «Радуга»

Образовательный проект

«Ложка – точёная, ручка – золочёная»

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русским фольклором.

музыкальный руководитель:

Соколова Ирина Анатольевна

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка ………………………………………..3
  • Описание хода реализации…………………………………….4
  • Актуальность темы………………………………………....4
  • Проблема………………………………………………........6
  • Новизна проекта……………………………………………7
  • Цели и задачи……………………………………………….8
  • Механизм реализации проекта ……………………………….9
  •  Предварительная работа              ………………………9
  • Работа с воспитателями           …………………………10
  •  Роль родителей в организации проекта       …………10
  •   Продукт проектной деятельности        ………………10
  •  Предполагаемый результат       ………………………10
  • План реализации проекта          ……………………………………..11
  • Результат работы по проекту         ………………………………….14
  • Список использованных источников и литературы           ……...16
  • Приложения           ……………………………………………………..17
  • Изготовление           …………………………………………………..17
  • Конспект НОД в старшей группе «Путешествие деревянной ложки»         ………………………………………………………….23
  • Приемы игры
  • Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:  «Ложка – точёная, ручка – золочёная».

Участники проекта: воспитанники ДОУ (старшая группа ), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

«Музыкальная народная культура является

 тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

 из прошлого, сделает  лучшим будущее»

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов).

В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной  культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее  популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

      К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации.  Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

     Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

       Уже  в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что        включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

  • обогащение духовной культуры детей

                            через игру на русских народных

музыкальных инструментах;

  • привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и  передавать ритмический рисунок на музыкальных  инструментах;

  1. Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
  2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных   партий;
  3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
  4. Развивать желание играть на музыкальных

инструментах, слуховые представления,

чувство ритма, тембра, динамики, память,  

внимание и организованность;

  1. Расширять и обогащать знания детей (о

быте, ремесле, художественных промыслах,

традициях, праздниках и др.);

               6. Воспитывать желание детей играть на

музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

                                                   7. Воспитывать у детей гордость за свой

народ, формировать уважение к  традициям и обычаям страны, края.

Описание: C:\Users\dns\Documents\всё по ФГОС\pazly.jpgМЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1.        Подбор музыки и видеороликов  для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных ложек  в записи.

2.        Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».

3.        Подбор для рассматривания  с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;

4.        Подбор музыки для слушания  с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников .

5.        Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.

6.        Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.

7.        Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

8.        Подбор ложек, картинок, декораций для изготовления кукольно-ложечного театра.

Работа с воспитателями

  • Презентация проекта: представление на педагогическом совете;        
  • Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);
  • Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»

Продукт проектной деятельности

  • Дидактические игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения, рисунки детей  «Моя расписная ложка», кукольно-ложечный театр, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

Роль родителей в реализации проекта

  • Презентация проекта на  родительском собрании;
  • Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Кукольно-ложечный театр для взрослых и детей»;
  • Подбор пословиц, поговорок, приговорок, стихов о ложке для создания альбома «Ложка- точеная , ручка- золоченая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

"Ложечка точеная, ручка золоченая"

Презентация к интегрированному занятию "Ложечка точеная, ручка золоченая"...

Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.

Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...

Образовательная деятельность "Ложечка точеная, ручка золоченая"

Данная работа направлена на развитие творческой и исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста....