Программа Дополнительного образования "Ступеньки к школе" для детей старшей группы 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Игнашова Светлана Николаевна

Рабочая программа "Ступенька к школе" ориентирована на детей старшего  дошкольного возраста и составлена на основе программы "Ломоносовская школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_k_shkole_ignashova_s.n._1.docx77.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

№12-ГС-13-556/18

«»_ 201г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР С.А.Кучина

« »   2019г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦДОД

Протокол от

Руководитель                                          

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности                           «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

Возраст обучающихся: 5-6лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество учебных часов в год: 34

Автор-составитель программы:  

Игнашова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

г.Сургут,

2019 г.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Ф.К.Салманова

Название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступеньки к школе»

Направленность программы

Социально-педагогическая

Уровень программы

Общекультурный (ознакомительный)

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Игнашова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования

Год разработки

2019

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Информация о наличии рецензии

-

Цель

Создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе

Задачи

1 модуля:      

•        развивать математические представления о числах и цифрах;

•        формировать умение устного счета в пределах 10 с опорой на числовую прямую в прямом и обратном порядке.

•        развивать мыслительные операции посредством сравнения свойств предметов.

•        учить обобщать и распределять предметы по выбранному свойству, конкретизировать, классифицировать, и проводить аналогию.

•        развивать мелкую моторику пальцев рук посредством печатания цифр, и рисование геометрических фигур.

2 модуля:

•        познакомить с гласными и согласными звуками, развивать мелкую моторику пальцев рук посредством написания печатных букв.

•        развивать фонематический слух и фонематическое восприятие при ознакомлении со звонкими, глухими, мягкими и твердыми звуками.

•        учить образовывать при помощи пройденных звуков слоги и простые слова.

3 модуля:

•        расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях природы и человеке.

•        развивать мыслительные операции, умение классифицировать проводить аналогии посредством сравнения явлений и объектов окружающего мира, учить делать выводы.

•        развивать познавательные способности, воображение и восприятие.

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы 1 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны знать:

-числа и цифры в пределах 10

-прямой и обратный счет в пределах 10

Должны уметь:

-ориентироваться на листе бумаги

-ориентироваться на числовой прямой

-совершать простые арифметические действия в пределах 10.

-обобщать и распределять предметы по выбранному свойству, конкретизировать, классифицировать, и проводить аналогию.

-правильно держать карандаш при печатании цифр и рисовании геометрических фигур.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны знать:

-гласные и согласные звуки

Должны уметь:

-образовывать слоги и простые слова

-правильно держать карандаш при печатании букв.

-ориентироваться в характеристиках звуков и обозначать их определенным цветом.

Ожидаемые результаты освоения программы 3 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны иметь представления:

-об игрушках и учебных вещах;

-мебели и посуде;

-одежде и обуви;

-головных уборах и аксессуарах;

-о пище и напитках;

-об электроприборах и инструментах;

-о музыкальных инструментах;

-о профессиях людей и орудиях труда;

-о воздушном, наземном и водном транспорте;

-о строении человека;

-о сезонных изменениях в природе;

Должны уметь:

-классифицировать объекты в группы, проводить аналогии и делать выводы.

Срок реализации

1 год

Количество часов в неделю/ год

1 ч. /34 ч.

Возраст обучающихся

5-6 лет

Формы занятий

Комбинированные занятия (беседа, работа с наглядностью, инструктаж, практические задания)

Методическое обеспечение

наглядно-дидактический материал;

- информационно-справочная литература;

- наглядные пособия (рисунки, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий, таблицы схемы, и т.д.);

- диагностический инструментарий.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Созданы условия для реализации программы, оснащена материально-техническая база. Имеется в наличии:

  • дидактические игры;
  • наглядные пособия;
  • технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, акустическая система, принтер), мультимедийное оборудование.

I.        Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

                                           1.1.Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступеньки к школе» имеет социально-педагогическую направленность, и ориентирована на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей будущих школьников.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Актуальность и целесообразность:разработкой образовательной программы «Ступеньки к школе» послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительные особенности программы: программа «Ступеньки к школе» разработана на основе программы «Ломоносовская школа» и включает в себя годовой курс обучающих занятий для детей 5-6 лет по основным направлениям дошкольного образования.

Главная отличительная особенность заключается в том, чтов процессе образовательной деятельности воспитанник приобретет необходимые знания в области математики и обучения грамоте, подготовит руку к письму,расширит представления об окружающем мире.Создание комфортной среды общения, развитие способностей, познавательного потенциала каждого ребенка и его самореализации, включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также является отличительной составляющей данной образовательной программы.

Адресат программы: обучающиеся дошкольного возраста – 5-6 лет. Наполняемость учебной группы -10 человек.

Особенности психофизического развития детей 5-6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год. Общее количество учебных занятий в год – 34 ч., количество часов в неделю –1 ч., количество учебных недель – 34. Занятия проводятся с учетом индивидуальных способностей детей.

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса.

Составляющие программы:

- образовательный блок (теоретическая и практическая часть);

- воспитательный блок (воспитательные мероприятия).

Практическая значимость программы

Освоение программы дает возможность обучающимся получить основные необходимые знания в области математики и обучения грамоте, подготовить руку к письму, расширить представления об окружающем мире, и поможет применить полученные знания при обучении в школе.

Ценностные ориентиры для данного года обучения

-формирование психологических условий общения и сотрудничества;

-развитие ценностно-смысловой сферы личности;

-развитие умения учиться;

-развитие самостоятельности и инициативы.

Основополагающими принципами реализации данной программы являются:

  • непрерывности развития ребенка;
  • общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
  • развития познавательно-творческих способностей у детей;
  • развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
  • развития и укрепления здоровья личности;
  • развития духовно-нравственных убеждений личности;
  • развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.

Режим занятий

Общее количество учебных занятий в год – 34 ч. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, продолжительность занятия –25 минут, количество часов в неделю - 1 ч.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе.

Программа состоит из трех модулей:

1 модуль: Считаю и решаю.

2 модуль: Хочу читать и писать.

3 модуль: Изучаю мир вокруг.

Задачи 1 модуля

•        развивать математические представления о числах и цифрах;

•        формировать умение устного счета в пределах 10 с опорой на числовую прямую в прямом и обратном порядке.

•        развивать мыслительные операции посредством сравнения свойств предметов.

•        учить обобщать и распределять предметы по выбранному свойству, конкретизировать, классифицировать, и проводить аналогию.

•        развивать мелкую моторику пальцев рук посредством печатания цифр, и рисование геометрических фигур.

Задачи 2 модуля:

•        познакомить с гласными и согласными звуками, развивать мелкую моторику пальцев рук посредством написания печатных букв.

•        развивать фонематический слух и фонематическое восприятие при ознакомлении со звонкими, глухими, мягкими и твердыми звуками.

•        учить образовывать при помощи пройденных звуков слоги и простые слова.

Задачи 3 модуля:

•        расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях природы и человеке.

•        развивать мыслительные операции, умение классифицировать проводить аналогии посредством сравнения явлений и объектов окружающего мира, учить делать выводы.

•развивать познавательные способности, воображение и восприятие.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Раздел

           Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория и Практика

   «Считаю и решаю»-12

I

Числа и цифры. Числовая прямая

4

4

Тестовые игровые

II

Арифметические задачи

4

4

задания

III

Ориентировка на листе бумаги

4

4

IV

Печатаю цифры и рисую

геометрические фигуры

д/з

д/з

Бланки с игровыми заданиями

«Хочу читать и писать»-12

I

Гласные звуки

2

3

Тестовые игровые задания

II

Согласные звуки

2

3

III

Составляю слоги

4

3

IV

Читаю простые слова

4

3

V

Печатаем буквы и рисуем элементы

д/з

д/з

Бланки с игровыми заданиями

«Изучаю мир вокруг»-10

I

Я - человек!

1

1

Тестовые игровые задания

II

Азбука профессий

2

2

III

Рукотворный мир

3

3

IV

Четыре краски года

2

2

V

Нерукотворный мир

2

2

Всего:

34

34

Учебно-тематический план

п/п

Разделы и названия тем

Количество часов

Всего

Теория и Практика

«Считаю и решаю»

I раздел

Числа и цифры. Числовая прямая

4

4

1.1

Вспомним числа и цифры

1

1

1.2

Числовая прямая

1

1

1.3

Действие сложения

1

1

1.4

Действия вычитания

1

1

II

Арифметические задачи

4

4

2.1

Составление и решение арифметической задачи на сложение

2

2

2.2

Составление и решение арифметической задачи на вычитание

1

1

2.3

Тренинг по решению арифметических задач

1

1

III

Ориентировка на листе бумаги

4

4

3.1

Что такое клеточка?

Вверх, вниз, влево вправо, центр

2

2

3.2

Путешествие клеточки

1

1

3.3

Графические диктанты по клеточкам

1

1

IV

Печатаем цифры и рисуем геометрические фигуры

Д/З

4.1

Печатаю цифры 1-5

4.2

Печатаю цифры 5-10

4.3

Считаем и рисуем геометрические фигуры

I

Гласные звуки

2

2

1.1

Страна азбука

0.5

0.5

1.2

Жители красной страны

0.5

0.5

1.3

Найди нужный звук в слове

1

1

II

Согласные звуки

2

2

2.1

Жители синей страны

0.5

0.5

2.2

Найди нужный звук в слове

0.5

0.5

2.3

Звонкие согласные

0.5

0.5

2.4

Глухие согласные

0.5

0.5

III

Составляем слоги

4

4

3.1

Приглашение в гости гласных звуков

2

2

3.2

Приглашение в гости согласных звуков

2

2

IV

Читаю простые слова

4

4

4.1

Составляем слоги

2

2

4.2

Читаем простые слова

2

2

V

Пишем печатные буква и рисуем элементы и узоры

Д/З

5.1

Пишем печатные гласные звуки

5.2

Пишем печатные согласные звуки

5.3

Пишем слоги

5.4

Рисую узоры и элементы

«Изучаем мир вокруг»

I

Я - человек!

1

1

1.1

Какие мы?

0.5

0.5

1.2

Как устроен человек?

0.5

0.5

II

Азбука профессий

2

2

2.1

Что такое профессии?

1

1

2.

Орудия труда человека

1

1

III

Рукотворный мир

3

3

3.1

Мебель и посуда

0.5

0.5

3.2

Одежда и обувь

0.5

0.5

3.3

Головные уборы и аксессуары

0.5

0.5

3.4

Пища и напитки

0.5

0.5

3.5

Электроприборы и инструменты

0.5

0.5

3.6

Транспорт

0.5

0.5

IV

Четыре краски года

2

2

4.1

Осень

0.5

0.5

4.2

Зима

0.5

0.5

4.3

Весна

0.5

0.5

4.4

Зима

0.5

0.5

V

Нерукотворный мир

2

2

5.1

Чудеса природы

0.5

0.5

5.2

Живая природа

0.5

0.5

5.3

Неживая природа.

0.5

0.5

5.4

Бережём природу!

0.5

0.5

Всего:

34

34

Цели и содержание тематических модулей

Цель и содержание 1 модуля

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Содержание: развитие первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Цель и содержание 2 модуля

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Содержание: звуко-слоговой анализ слов, с выделением в слове нужного звука.

Цель и содержание 3 модуля

Цель: ознакомление с миром природы

Содержание: ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представ­лений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

1.4. Планируемые результаты

1 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны знать:

-числа и цифры в пределах 10;

-прямой и обратный счет в пределах 10.

Должны уметь:

-ориентироваться на листе бумаги;

-ориентироваться на числовой прямой;

-совершать простые арифметические действия в пределах 10;

-обобщать и распределять предметы по выбранному свойству, конкретизировать, классифицировать, и проводить аналогию;

-правильно держать карандаш при печатании цифр и рисовании геометрических фигур.

2 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны знать:

-гласные и согласные звуки.

Должны уметь:

-образовывать слоги и простые слова;

-правильно держать карандаш при печатании букв;

-ориентироваться в характеристиках звуков и обозначать их определенным цветом.

3 модуля

К концу учебного года дети 5-6 лет должны иметь представления:

-об игрушках и учебных вещах;

-мебели и посуде;

-одежде и обуви;

-головных уборах и аксессуарах;

-о пище и напитках;

-об электроприборах и инструментах;

-о музыкальных инструментах;

-о профессиях людей и орудиях труда;

-о воздушном, наземном и водном транспорте;

-о строении человека;

-о сезонных изменениях в природе;

Должны уметь:

-классифицировать объекты в группы, проводить аналогии и делать выводы.

II.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Ступеньки к школе»

Первый год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

01.09-

31.12.

17 недель

17

09.01-

31.05.

17 недель

17

34

34

Сроки организации промежуточного контроля

Формы контроля

Третья неделя декабря

Третья неделя мая

Открытое занятие/декабрь Открытое занятие-квест/май

2.2.Условия реализации программы

Административный

Программа  «Ступеньки к школе» разработана с учетом основных законодательных документов в сфере дополнительного образования детей:

•Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.

•Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

 •Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.

 •Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

 •Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 •Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).

Организационно-педагогический

Для реализации программы в полном объёме и качественной подготовки обучающихся учитывается

  • Форма организации занятий (фронтальная, групповая и индивидуальная)
  • Форма проведения занятий (беседа, рассказ, практическая работа)
  • Режим занятий (2 занятия в неделю по 25 минут)
  • Количество часов (34 часа в год, 1 час в неделю)
  • Методы и приёмы (информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический)
  • Работа с родителями (консультации, беседы по запросу, родительские собрания)

Помещение

Учебный кабинет с хорошим освещением.

Программно-методический

Наличие утвержденной программы, методические разработки педагога по программе (тестовые задания для мониторинга и контроля). Мониторинг. Специальная литература.

Материально-технический

Наличие компьютера, проектора, экрана. Расходные материалы (бумага формата А4, принтер и краска для принтера)

2.3.  Формы аттестации

Для определения результативности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Ступеньки к школе» применяются педагогическое наблюдения и мониторинг.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Время проведения

Цели проведения

Форма контроля

Вводный контроль

В начале учебного года, при поступлении

Уточнить начальные и теоретические знания и практические умения обучающихся перед началом учебного года.

мониторинг, беседа, тестовые игровые задания.

Текущий контроль

В течении всего учебного года.

Выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательно-образовательного процесса.

тестирование;                    защита проектов;

Промежуточный контроль

В конце первого полугодия

Проверить теоретические знания и практические умения по итогам реализации первого

этапа реализации дополнительной общеобразовательной программы обучения.

тестовые игровые задания,

Итоговый контроль

В конце второго полугодия

Проверить теоретические знания и практические умения по итогам реализации второго

этапа реализации дополнительной общеобразовательной программы обучения.

тестовые игровые задания/мониторинг

Итоговая аттестация

В конце учебного года

Установить уровень подготовки воспитанников по итогам реализации полного курса дополнительной общеобразовательной программы.

Отрытое занятие/мониторинг

Форма контроля освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью тестовых игровых заданий по методике Ломоносовской школы «Готов ли я к школе?»

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Ступеньки к школе» – открытое занятие-квест (май), для родителей (законных представителей).

2.4.Оценочные материалы

Для достижения планируемых результатов освоения программы обучающимися педагог предполагает использовать тестовые материалы после каждой пройденной темы.

2.5.Методические материалы

При реализации образовательной программы применяются, словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка:

  • введение игрового персонажа,
  • подвижные игры,
  • моделирование,
  • занимательные упражнения,
  • графические,
  • фонематические,
  • грамматические игры,
  • игры на развитие внимания, памяти.

используется разнообразный дидактический материал:

  •  подвижная азбука
  • наборное полотно и числовая прямая
  •  карточки со звуками
  • карточки с цифрами
  • индивидуальные наборы звуков,) и цифр, фишки для обозначения звуков (цветное изображение)
  • предметные картинки для составления предложений;
  • сюжетные картинки для составления рассказов;
  • тетради в клетку;
  • мнемотаблицы;
  • рабочие листы- прописи букв, цифр.

Формы организации образовательного процесса

  • Традиционное занятие
  • Практические занятия
  • Презентации
  • Репродуктивные и домашние задания
  • Фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся

Формы организации деятельности детей на занятии:

  • Занятия познавательного цикла
  • Продуктивная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Детско-родительские проекты
  • Образовательный квест (итог)

Список литературы

Для педагога:

  1. Л.Е Журовой, Н.В ДуроваУчебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методике  Д.Б Эльконина, Г.Москва «Школьная книга» 2017
  2. Л.Г Петерсон Методические рекомендации по практическому курсу математике для дошкольников. Издательство Ювента г. Москва 2014 год.
  3. В.А Егупова  Изучаю мир вокруг  для детей 5-6 лет. Издательство «Эксмо», г. Москва 2007 год.
  4. Е.Н Ватажук  Полный курс подготовки к школе по системе Ломоносовской школы Издательство «Эксмо», г. Москва 2018 год.
  5. Н.В Володина,В.А Егупова Годовой курс обучающих занятий 5-6 лет Издательство «Эксмо», г. Москва 2018 год.
  6. С.В Пятак «Готов ли я к школе» Мониторинг для  детей 5-7 лет  по системе Ломоносовской школы Издательство «Эксмо», г. Москва 2017 год.

Для воспитанников:

  1. Н.В Володина Развиваю графические навыки 4-5 лет, 5-6 лет. Издательство «Эксмо», г. Москва 2017 год.
  2. В.А Егупова Хочу читать 5-6 лет. Издательство «Эксмо», г. Москва 2018 год.
  3. С.В Пятак  Читаю слова и предложения Издательство «Эксмо», г. Москва 2018 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования  «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"

В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...