Консультация на тему "Планирование музыкально-образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Наталья Юрьевна

План работы по музыкальной деятельности является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной деятельности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»  г. Пласта

----------------------------------------------------------------------------------------

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,

Веб-сайт:  http://ds10plast.ru

Планирование музыкально-образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста.

«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» В. Сухомлинский

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования.  С одной стороны – это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования  к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Музыкальный руководитель обязан:

  • Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
  • Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
  • Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к  результатам освоения программы.

Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) (примерной общеобразовательной программы, выбранной дошкольным учреждением, с учетом специфики национально-культурных, демографических и климатических условий)

В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законодательными актами Российской Федерации;
  • СанПиНом 2.4.1.3049-13;
  • Локальными актами ДОУ и прочими нормативно-правовыми актами, которые регламентируют образовательную деятельность.

Планирование музыкально – образовательного процесса детей является актуальной темой в педагогической науке. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкально – образовательный процесс  в детском саду должен осуществляться силами педагогического коллектива целенаправленно и углубленно. Процесс музыкального воспитания детей происходит не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному. Поэтому музыкальное развитие дошкольников происходит в процессе обучения определенным видам музыкально-практической деятельности в определенной последовательности. Педагогу необходимо ясно представлять источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, особенности формирования музыкальных умений и навыков, а также необходимый уровень.

Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания должна быть направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может решаться ни одна самая элементарная музыкально-творческая задача, стоящая перед ребенком.

Музыкально – образовательный процесс в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя. Эта работа ведется в двух направлениях.

Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований образовательной Программы по музыкальному воспитанию и развитию детей.

Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей средствами разных видов музыкальной деятельности. Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников решаются путем интеграции образовательной деятельности и демократизации педагогического процесса при совмещении всех видов искусств.

Главным является развитие у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с чем они встречаются сейчас и будут встречаться во взрослой жизни. Сейчас дошкольные учреждения работают не только по общим примерным государственным программам дошкольного образования, но и разрабатывают свою основную образовательную программу, где даны цели и задачи музыкального развития и воспитания дошкольников.

В документацию музыкального руководителя входят:

•Рабочая программа педагога-специалиста

•Перспективный план (по возрастам)

•Календарный план (по возрастам)

•Мониторинг музыкального развития детей (по возрастам)

• План праздников и развлечений на год

•План взаимодействия с воспитателями

 •План взаимодействия с родителями, социумом

•План взаимодействия с учителем-логопедом

•План по самообразованию

•Портфолио музыкального руководителя.

• Циклограмма рабочего времени.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями.  К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей в  ДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.

   Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает

видеть перспективу

-  равномерно работать в течение года

- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом

-  обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении подразумевает разработку системы предстоящей деятельности, процедуру формирования целей и задач деятельности. Кроме этого, перспективное планирование представляет собой динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами. Основная задача перспективного планирования – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу в данной деятельности.

Перспективное планирование –  это перспектива образовательной работы на более длительный  промежуток времени (1-3 месяца).

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно - образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей;

При планировании видов музыкальной деятельности уточняются и ихсоставные части. Например, в подготовительной группе планируется слушание музыки, могут быть отражены:

 упражнения на развитие способности музыкального восприятия;

 беседа – первоначальные сведения о музыке.

По пению:

 упражнения в развитии певческого голоса, слуха;

 отработка певческих навыков в процессе разучивания песен;

 подготовка к обучению нотной грамоте;

 песенное творчество.

По разделу музыкально-ритмические движения планируются:

 упражнения в элементах танца и выразительного движения;

 упражнения на формирование музыкально-ритмических навыков в

процессе разучивания танцев, хороводов;

 упражнения по созданию музыкально-игровых образов в процессе

разучивания музыкальных игр;

 музыкально-игровое и танцевальное творчество.

 В игре на детских музыкальных инструментах:

 слушание оркестра в исполнении взрослых;

 упражнения в технике игры (при ознакомлении с отдельными

инструментами) и обработка приёмов коллективной согласованной игры в

ходе разучивания песен, пьес.

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

· Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

· Разнообразные формы музыкальных вечеров  и развлечений.

· Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.

· Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

         Условиями успешного планирования работы с детьми являются:

- знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

-  знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе коллектива;

- хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

- тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей.

 Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны.

       Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном.

          Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

Рассмотрим календарное планирование :

Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)

Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одно - два занятия    в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры, праздники (подготовка или проведение). Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки. Форма записи - произвольная.

         В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.

         Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

            При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержаниевоспитательные задачиосновные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия.

         

   Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному  воспитанию.

Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

                  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»  г. Пласта

----------------------------------------------------------------------------------------

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,

Веб-сайт:  http://ds10plast.ru

    Планирование музыкального процесса с детьми разного дошкольного возраста.

                                                                                  Выполнила:

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                              МКДОУ д/с №10 г. Пласта

                                                                                      Сысоева Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Развивающие игры»

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста тема «Развивающие игры». Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у д...

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...

Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «День Победы»

Данный материал является методической разработкой, которая включает как теоретическое обоснование, так и практический материал....

Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....