Педагогический проект для родителей и детей раннего дошкольного возраста «Материнская школа»
проект

Алексеева Лариса Николаевна

Педагогический проект для родителей и детей раннего дошкольного возраста «Материнская школа».Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку  - маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь - с мамой. Мама - это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чуство привязанности к семье - наша задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_materinskaya_shkola_alekseeva_l.n.docx207.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»

                               (МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)


Педагогический проект для родителей и детей раннего дошкольного возраста «Материнская школа»

img307.jpg

Подготовила

                               воспитатель:

                                                                             Алексеева Л.Н,

.

                

                                                        г. Пыть-Ях,

2021г.


Педагогический проект для родителей и детей раннего дошкольного возраста «Материнская школа»

Паспорт проекта

Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «От рождения до школы»   (под редакцией Н.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013)  и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Актуальность темы:

 Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку  - маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь - с мамой. Мама - это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому - наша задача.

      Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности очень важна, ведь семья- первый институт социализации и, поэтому, имеет решающее влияние на развитие личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.

          Название нашего проекта в честь книги  великого чешского педагога-просветителя Яна Амоса Коменского «Материнская школа»  -  это классика мировой педагогики - книга, написанная почти 400 лет назад.

Книга «Материнская школа» поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей. Великий педагог сравнивает детей с ангелами: «...у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов»

Ян Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук.

По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

- умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

-  опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

- почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

-  предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

-  говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

- справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

- благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

- трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

- молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

- терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

- деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

- изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

-  держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя.

Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Миссия проекта: Повышение педагогической культуры родителей.

Идея проекта: Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; закладываются исходные, жизненные позиции.  Однако часто в силу низкого образовательного уровня,  родители не владеют знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

 Проблема: Недостаточный уровень знаний и умений родителей в области

воспитания и обучения детей.

Неумение современных родителей правильно общаться с ребёнком.

Цель проекта: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья».

Задачи проекта: Углубление  знания детей о роли мамы в их жизни. Обогащение словаря  детей, развитие детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме.

Удовлетворение индивидуальных запросов родителей по вопросам воспитания и образования своего ребенка, повысить активность участия родителей в жизни группы. Знакомство родителей с возрастными особенностями развития детей раннего возраста. Оказание помощи семье в овладении различными умениями и необходимыми навыками по развитию и воспитанию детей. Способствование сплочению детско-родительских отношений.

Приобщение родителей  к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Вид проекта:  Информационный, практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

Срок реализации:  С сентября по май.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети, педагог-психолог.

Ожидаемые результаты: Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их  родителями. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка. Привлечь  родителей для участия в мероприятиях детского сада. Раскрыть творческие таланты детей и их родителей. Активизировать педагогический потенциал  родителей.

Новизна проекта: Наш проект основывается на  мудром опыте и рекомендациях  великого педагога Я.А. Коменского, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта:

Практические материалы данного проекта могут быть использованы для развития детей в детском саду и семье.

Поэтапный план реализации проекта:

1 этап – подготовительный (информативно - аналитический)

Задачи: Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Установить контакт  с  членами семьи.

2 этап – основной (практический)

Задачи: Разработать и апробировать систему методических мероприятий,для

родителей по вопросам воспитания детей.Пополнение копилки игр по сенсорному воспитанию.Пополнение библиотечного фонда группы.

3 этап – заключительный (контрольно - диагностический)

Задачи: Проанализировать эффективность работы с родителями.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши….100 ответов на родительские «почему?» - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001г.

Коменский Я.А. , «Материнская школа» - С сокращ., привод. по книге: Я.А.Коменский. Учитель учителей. Избранное, М.: Карапуз, 2008, 288 с. (сер. Педагогика детства). ISBN 978-5-8403-1480-7, с. 18-60

Интернет ресурсы, ссылка: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html

Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары – практикумы / авт. – сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014г.

Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС / авт. – сост. А.Я. Ветохина[и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014г.

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г.

Современные технологии обучения дошкольников / авт. – сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014г.

Программа «От рождения до школы»   (под редакциейН.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013)

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОО (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОО (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСТ,  изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:

- Воспитатели, педагог-психолог.

Системная паутинка проекта

Перспективный план работы  по проекту «Материнская школа»

          на 2016 - 2017 учебный год

Срок

Виды деятельности

Ответствен

ные

1

сентябрь  

  1. Круглый стол  «Организация режима дня и его значение для малышей».
  2. Анкетирование «Социально – педагогическая характеристика семьи».
  3. Экскурсия по группе для родителей.
  4. Консультация «Адаптация дошкольников к условиям детского сада».

      5. Консультация  «Учимся полезно играть с детьми».

Адаптационные занятия педагога – психолога. (1 мл. «А», 2 мл. «Б»).

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

2

октябрь

  1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
  2. Папка- передвижка «Что должен знать и уметь ребёнок от 2-х до 3-х лет»
  3. Консультация «Влияние развития движений пальцев у детей раннего возраста на развитие речи».

 - игры и упражнения.

 4. Выставка поделок из природного материала  « Дары осени»

  5. Подготовка к осеннему развлечению «Осень в гостях у ребят».

Адаптационные занятия педагога – психолога. (1 мл. «А», 2 мл. «Б»).

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

3

ноябрь

 1.  Изготовление родителями игр по сенсорному развитию, выставка «Игры своими руками».

2. Консультация «Сохранение и укрепление  здоровья детей» (обсуждение и распространение опыта семейного воспитания).

3. Круглый стол «Молодая мама».

4. .Беседа: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета».

5. Оформление семейных альбомов «Наша дружная семья».

6. Оформление плаката «Быть здоровыми хотим».

Адаптационные занятия педагога – психолога. (1 мл. «А», 2 мл. «Б»).

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б») родители, педагог - психолог

4

декабрь

1. Папка - передвижка «Почему ребенок капризничает?»

(Поведение характерное для  ребенка в период кризиса 3 лет).

2. Групповая консультация «Профилактика гриппа и ОРВ».

3.Украшение групповой комнаты к Новому году.

4. .Конкурс поделок «Зимние чудеса».

5. Игры у новогодней елки или «В гостях у Деда Мороза».

Адаптационные занятия педагога – психолога. (1 мл. «А», 2 мл. «Б»).

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

5

январь

 1. Родительское собрание  «Игрушка в жизни ребенка.Полезные и бесполезные игрушки».

(Обмен опытом игры в семье).

2. Консультация «Как полезно провести выходной день с ребенком».

3. Консультация «Во что можно поиграть с детьми».

4. Совместная работа родителей и детей в мастерской по ремонту книжек.

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

6

февраль

1. Оформление стенгазеты «Мой папа самый лучший»!

2. Мастер – класс «Как сделать подарок для папы».

3. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».

4. Мини – лекция «Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки».

5. Памятка для родителей «Развиваем пальчики – развиваем речь»

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

7

март

1.Фотовыставка «Наши мамы и бабули».

2. Буклеты «Материнские заповеди» - (советы наших мам о воспитании детей, обмен опытом).

3. Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.

4. Тематический праздник «Моя любимая мама».

5. Оформление плаката «Права ребенка»

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

8

апрель

1.Папка - передвижка «Материнская школа Я.А. Каменский советы великого педагога о воспитании детей с раннего возраста»

2.Оформление плаката «Безопасность жизнедеятельности ребенка».

3. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее».

4. День открытых дверей (как проходит день в детском саду, привлечь родителей к мероприятиям)

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

9

     май

1.Папка – передвижка «Правила дорожные детям знать положено».

2. Фотоколлаж «До чего же хороши наши детки – малыши».

3.Анкетирование и опросы с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. Педагог – психолог.

4. Папка-передвижка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Воспитатели,  (1 мл. «А»,   2 мл. «Б»)родители, педагог - психолог

В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у родителей повышения педагогической культуры, а также удовлетворения индивидуальных запросов родителей по вопросам воспитания и образования своего ребенка, значительно повысилась активность участия родителей в жизни группы.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует формированию  доверительных, партнёрских отношений между воспитателями, воспитанниками и их  родителями.   Можно отметить что значительно повысился  уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка, заметно активизировался  педагогический  потенциал  родителей. В процессе нашей  совместной работы  раскрылись  творческие таланты детей и их родителей.

Приложение №1

Консультация для родителей

«Адаптация ребенка 2-3 лет в детском саду»

Не редко бывает, что радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так.

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

         «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и    взрослыми людьми.

  • Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  • Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
  • Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
  • Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
  • Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
  • Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
  • Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
  • Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
  • Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.

Приложение №2

Консультация для родителей

 «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г. Доману, и Н. Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.

«Музыканты»

Я на скрипочке играю,

Тили-тили, тили-тили.

(левая рука - к плечу.Кистью правой руки имитируем игру на скрипке)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили, тили-тили.

(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

Трам-там-там

(Энергичные удары ладонями по столу)

В страхе зайки

Разбежались по кустам

(движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д.

Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

Приложение №3

Консультация для родителей

«Как провести выходной день с детьми»

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно

выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Приложение №4

Консультация для родителей

«Роль отца в воспитании ребенка».

«Папы разными бывают:

Тот молчит, а тот кричит,

Тот, бывает, напевает,

Тот у телека торчит,

Тот, бывает, обнимает

Теплотою сильных рук,

Тот, бывает, забывает,

Как детей его зовут».

О. Бундур

Отцовство – экзамен.

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы» /Н. Карамзин/

Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Давайте задумаемся

Почему папы в воспитании детей традиционно стоят на втором плане? Кто и когда решил, что роль отца в воспитании второстепенна? И в тоже время, когда речь идет о наказании, кто у нас первое и самое страшное орудие возмездия? Если роль мамы всем понятна, то роль папы часто неосознаваема, непонятна и, к огромному сожалению, часто сводится лишь к наказаниям в жизни маленького человечка. А между тем, ребенок так сильно нуждается в участии отца в его жизни, в его понимании, дружбе, заботе, защите, признании. Но таков уж устоявшийся в обществе стереотип. Современные социологические исследования показывают, что сегодня семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за воспитание ребенка. Но на деле, если сложить воедино время, которое в среднем отцы проводят вместе со своими детьми, получается менее одного месяца в год. Стоит задуматься?

Видимые преимущества.

Исследования показывают, что дети, чьи отцы принимают активное участие в формировании личности ребенка, реже испытывают грусть и негодование при разлуке с близкими, меньше нервничают при появлении нового человека, более уверены в себе и легче обучаются. И это только начало благотворного воздействия, которое оказывает на всю дальнейшую жизнь ребенка отец, который участвует в воспитании ребенка. По данным исследований, у таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше уровень умственного развития, они лучше включаются в социальное взаимодействие с другими людьми, психологически более устойчивы.

Малыши познают окружающий мир посредством прямого телесного контакта со своими родителями. Поэтому для него очень важно ощущать близость с отцом, еще одним человеком, кроме матери, которому он не безразличен, который тоже его любит. Папа может показаться ему совсем чужим человеком, когда он начнет воспринимать глазами и ушами, не познав его ранее через прикосновения рук и ощущения его дыхания. На самом деле это очень важная часть в воспитания ребенка, постарайтесь не пропустить его на начальном этапе.

Папа – это не мама.

Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Так что же специфично в его роли?

Мать – это прежде всего тот человек, который примет ребенка любым, пожалеет, успокоит. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. Предмет заботы отца - формирование целеустремленности, настойчивости, смелости, уверенности. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, формирование его положительной самооценки. Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не допустит бесконечной жалости, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что тут важнее? Ребенку крайне важно то и другое. Для нормального гармоничного развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимы обе стороны медали, одинаково важно как женское, так и мужское влияние.

Что может сделать папа?

1. С первых дней роль отца очень значима в физическом развитии и формировании основных двигательных навыков ребенка. Как правило, формы игры папы с детьми разительно отличаются от маминых подходов к развлечению малышей: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся «экстремальных» игр, могут подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т. д. Это отлично стимулирует физическую активность малышей.

2. Отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: это связывают это с тем, что папы, не используют «нянькин» язык, не выворачивают слова, не «сюсюкают». Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); общение с отцом расширяет кругозор малышей, способствует увеличению диапазона их интересов, развивает стремление к познавательно-исследовательской активности.

3. Роль отца незаменима для выстраивания конструктивных связей в системе «мама-малыш». В семье с гармонично построенными отношениями на определенной ступени отец способствует максимально безболезненному «отделению» ребенка от матери и дальнейшему соблюдению оптимальной дистанции. Ряд специалистов рекомендует именно отцам брать на себя инициативу в таких весомых с точки зрения социализации мероприятиях, как «переселение» малыша в отдельную кроватку, «знакомство» с садиком и т. д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок обретает чувство безопасности.

4. Адекватное восприятие ребенком социальной иерархии также формируется отцом. Он закладывает в ребенка такое понятие как авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как поощрение и наказание. Определяется это тем, что в отличие от матери, любовь которой по определению «безусловна», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования. Необходимо отметить, что в России немало семей, где в силу обстоятельств, требования к ребенку вынуждена предъявлять мама, тем самым возлагая на себя роль отца и лишая ребенка права на ту самую «безусловную» любовь. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто возьмет на себя традиционную материнскую роль. Ребенку необходимо чувствовать, что он ценен сам по себе, независимо от своих заслуг и достижений, в противном случае это грозит серьезными психологическими расстройствами.

5. Важна фигура отца, в том числе и в половой самоидентификации ребенка. Мальчики, глядя на папу, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. У девочек же общение с отцом способствует формированию женственности и идентификации себя в качестве представительниц прекрасного пола.

Не количество, а качество.

Папа очень много работает? Это вовсе не говорит о том, что малыш обязательно будет обделен отцовским вниманием. Ведь важно не количество, а качество общения ребенка и отца. Даже самый занятой папа сможет поцеловать малыша на ночь, поиграть с ним хоть пять минут. Дефицит живого общения можно компенсировать во время отпуска и в выходные. Такое общение может быть даже продуктивнее каждодневного. Ведь ребенок и отец успели соскучиться друг по другу: у них накапливается много новостей, возникает желание общаться, делиться впечатлениями.

Отец – это гид ребенка по миру. Если он не отмахивается от заданных вопросов, создает богатую окружающую среду, поддерживает ребенка в его начинаниях и показывает, как надо и не надо, – папа выполняет свою миссию.

Папа формирует в ребенке способность устанавливать причинно-следственные связи, папа умеет смотреть на вещи "по-другому" и использовать их нестандартным способом, расширяя таким образом границы сознания и восприятия ребенка, папа не боится умеренных стрессов, так как знает, что они закаляют, папа преподносит ребенку окружающий мир как большое развивающее игровое поле. Папа – большой ребенок, и в этом его самое весомое преимущество, в этом его изюминка. И отцам ни в коем случае нельзя «прятать» эти свои черты, а, напротив, нужно всячески их проявлять и культивировать, они – один из самых ценных подарков вашим детям.

           Приложение №5

Консультация для родителей

«Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.

Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных  навыков:

  • малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
  • слушаться взрослых, без обид и раздражений;
  • проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.

Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.

Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.

Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.

Ребенок 2-х лет:

Речевые достижения:

  1. В словарном запасе до 200-300 слов.
  2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
  3. Облегченные слова заменяет правильными.
  4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
  5. Может называть себя в третьем лице.
  6. Задает вопросы.
  7. Называет предметы на картинке.
  8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие:

  1. Эмоционально уравновешен в течение дня.
  2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.
  3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.

Приложение №6

Консультация для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника»

Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?

В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:

- правильное и качественное питание;

- занятия физкультурой, спортом;

- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;

- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.

Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако дети продолжают часто болеть.

Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года.

Очень важная часть здорового образа жизни – занятия спортом, активный образ жизни. Просто прекрасно, если ваш ребенок от природы подвижный, не ругайте его за неусидчивость. Переведите это свойство характера в положительное русло – запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Однако гораздо чаще современные дети страдают от недостатка физической активности. Последствия такого поведения настигнут ребенка уже во взрослой

жизни – избыточный вес, артериальная гипертония, атеросклероз. Список можно продолжать довольно долго, а истоки его лежат именно в детстве.

О решении этой проблемы как раз должны позаботиться родители. Приучать к физическим нагрузкам с самого рождения – вполне по силам любому родителю, даже если вы начнете просто с каждодневной зарядки. А когда ребенок пойдет в садик или в школу, эта задача частично ляжет и на воспитателей и учителей.

Также обратите внимание на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка моржевать или обливаться ледяной водой. Для начала гуляйте с ребенком на улице как можно чаще. Одевайте, не стесняя его движений (особенно в зимнее время, чтобы он смог свободно бегать.

Частью здорового образа жизни являются и прогулки перед сном. Ребенок будет лучше спать и получит заряд большей энергии.

Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. Если вы не можете удержаться от выяснения отношений, в крайнем случае, отправьте ребенка погулять во двор или в гости. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье - это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.

В современном обществе эмоциональные нагрузки велики даже для взрослого человека. Что уж говорить о маленьком ребенке? Количество информации, получаемое детьми в школе, по телевизору постоянно увеличивается. А ведь родителям к тому же хочется, чтобы ребенок еще и пел, и танцевал, и плавал или знал в совершенстве английский язык. Все это требует дополнительного времени, усилий. Не ждите от ребенка невозможного, остановитесь на одном-двух кружках и предоставьте ему самому выбирать занятия в своей будущей жизни.

Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, рассказывайте о себе, своей жизни, подавайте хороший пример. Не отделяйте здоровый образ жизни ребенка от здорового образа жизни взрослого, ведь только в здоровой семье воспитывается здоровый человек.

 Приложение №7

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше узнать особенности развития игровой деятельности вашего ребенка.

Анкета для родителей

Любимая игра моего ребенка – это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Дома он любит играть ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

С папой он играет в ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

С мамой он играет в ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

С дедушкой или бабушкой он ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше узнать особенности развития игровой деятельности вашего ребенка.

Анкета

«Значение игры в жизни ребенка».

1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С кем любит играть ваш ребенок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие у него есть любимые роли и игры? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли у вас дома уголок игр? _____________________________________

5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Часто ли вы говорите ребенку, что заняты, когда он просит вас поиграть с ним? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Понаблюдайте за играми своих детей. Во что и как они играют, какие стороны жизни отражают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Наглядная информация для родителей

_______________1_.png


Приложение №8

Консультация для родителей

«Материнская школа»  Ян Амос Коменский.

Советы великого педагога о воспитании детей с раннего возраста

      Великий чешский мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, историк, философ, педагог-новатор Ян Амос Коменский написал такие книги, как «Великая дидактика», «Материнская школа» и др., которые еще при его жизни получили распространение во всей Европе, использовались в Америке и странах Азии.

       Перечитывая книгу великого чешского педагога-просветителя Яна Коменского «Материнская школа», очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

         Книга «Материнская школа» поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей. Великий педагог сравнивает детей с ангелами: «...у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов»

Ян Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук.

По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

- умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

-  опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

- почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

-  предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

-  говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

- справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

- благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

- трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

- молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

- терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

- деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

- изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

-  держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя.

Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"

Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уро...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»

Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»...

Педагогический проект "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"

Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их за...

Педагогический проект «Веселые пальчики» для детей раннего дошкольного возраста

Пояснительная запискаУже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей воспр...

Технологическая карта проекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возраста Проект на тему «Профессия - Парикмахер»

Технологическая картапроекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возрастаПроект на тему «Профессия - Парикмахер»название проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образова...