ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
статья

Лупанова Светлана Николаевна

Статья посвящена оному из самых динамично развивающихся виду дошкольного образования – робототехнике и конструированию. Продемонстрирован способ поэтапного ведения процесса обучения. Раскрыта значимость этого вида занятий, а также озвучены проблемы, мешающие массовому появлению робототехнических занятий в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robototehnika_v_obuchenii_doshkolnikov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

С.Н. Лупанова

воспитатель, первая категория, МДОУ детский сад №65, г. Ярославль, Российская Федерация

Ключевые слова: робототехника в ДОУ, конструирование, дошкольное образование, подготовка к школе.

Аннотация. Статья посвящена оному из самых динамично развивающихся виду дошкольного образования – робототехнике и конструированию. Продемонстрирован способ поэтапного ведения процесса обучения. Раскрыта значимость этого вида занятий, а также озвучены проблемы, мешающие массовому появлению робототехнических занятий в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений.

TECHNICAL DESIGN AND ROBOTICS AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE ABILITIES OF A CHILD

S.N. Lupanova

educator, first category, MDOU kindergarten No. 65, Yaroslavl, Russian Federation

Key words: robotics in preschool educational institutions, design, preschool education, preparation for school.

Annotation. The article is devoted to one of the most dynamically developing types of preschool education - robotics and design. Demonstrated a method of step-by-step teaching process. The significance of this type of activity is revealed, and the problems that prevent the massive appearance of robotic classes in educational programs of preschool educational institutions are voiced.

Робототехника в настоящее время – одна из постоянно развивающихся областей промышленности. Человек уже не может представить жизнь в современном мире без роботизированных машин и автоматических аппаратов, запрограммированных инженерами на создание комфортной и удобной среды обитания, облегчение труда, выполнение операций, которые не может сделать сам человек.

Образование в области робототехники дает возможность уже в раннем возрасте выявить предрасположенность и интерес ребенка к техническим наукам. Поддержание этого интереса и его развитие – основная цель занятий робототехникой с детьми дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок любит экспериментировать, творить и создавать. Психологам и педагогам давно стало понятно, что творческие технические занятия детей улучшают пространственное мышление и способствуют освоению точных наук, таких как математика, физика, химия, геометрия в школьной программе.

Так как реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития, именно использование обучения робототехнике и конструированию в детском саду получает большое развитие последние несколько лет.

Введение занятий по робототехнике в образовательную сферу благоприятно сказывается на разностороннем развитии дошкольников. Робототехника дает возможность, благодаря своей образовательной и игровой направленности, сгладить или вовсе убрать стрессовые ситуации у ребенка при переходе от игры к учебе, делая это процесс более интересным, увлекательным, а главное, эффективным.

Робототехническая деятельность в ДОУ решает несколько задач, предназначенных для выработки у дошкольника полезных жизненных навыков. Познавательная задача - развивать интерес к робототехнике, информатике, физике; образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретать первый опыт при решении конструкторских задач по механике; развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формировать внимание, оперативную память, воображение, мышление; воспитательная задача: воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

Приемы робототехники очень похожи на приемы по конструированию:

1. Конструирование по образцу. Данный этап можно начинать проводить с возраста 3-х лет. Самые первые 1-2 занятия обязательно должны быть ознакомительными. На них педагог знакомит детей с конструктором, основными видами деталей, их отличиями и способами их соединения. На следующих занятиях ребенок должен научиться собирать простые конструкции, повторяя действия по сборке за педагогом. Сначала необходимо рассмотреть готовую модель, выделить ее основные комплектующие, параллельно проговаривая с детьми названия деталей. Затем совместно с детьми выбрать необходимые детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Педагог все действия по сборке должен сопровождать разъяснениями, комментариями и ответами на возникающие вопросы детей. В процессе создания своих первых работ ребенок оттачивает навыки обращения с деталями конструктора, т.е. развивает мелкую моторику, что в свою очередь непременно положительно скажется и на речевом развитии. Для занятий с детьми младшего дошкольного возраста многие производители предлагают конструкторы с более крупными деталями, которые по своему функционалу соответствуют линейкам для более старших возрастов.

2. Конструирование по модели. К этому этапу можно переходить, когда дети уже будут свободно ориентироваться в разнообразии деталей конструктора и способах их монтажа. В образовательном процессе конструктор, со стандартным размером деталей, постепенно вытесняет конструктор, состоящий из больших элементов. На этом этапе дошкольникам дается готовая конструкция, которую они должны научится воссоздавать сами. Педагог корректирует и помогает в случае необходимости. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление, так как многие части модели скрыты. Ребенок должен научиться самостоятельно определять, какие детали ему понадобятся для создания обозначенной конструкции. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить разные способы сборки одного и того же объекта. Задача этого этапа -  научить ребенка самостоятельно продумывать процесс сборки, т.е. создавать алгоритм своих действий для получения желаемого результата.

3. Конструирование по заданным условиям. На данном этапе педагог озвучивает сам или коллективно с группой воспитанников выбирают объект для создания. Перед каждым ребенком, или группой из 2-3 детей, если занятие предполагает коллективное творчество, ставится задача по созданию определенного объекта, обладающего заранее оговоренными характеристиками и свойствами. В результате работы будет создано несколько моделей отличных друг от друга, т.к. фантазия и воображение у всех детей разное. По итогам конструирования детям предлагается презентовать свою работу, описать ее, выделить ее положительные свойства. В процессе занятий, на этом этапе, происходит активное развитие воображения, фантазии и творческого потенциала ребенка, а также вырабатывается умение работать в коллективе, и умение в словесной форме выражать свой мысли. При этом юные конструкторы уже могут начинать сравнивать свои модели с другими, находить плюсы и минусы в определенных конструкциях, перенимать понравившиеся им решения других детей и пытаться их использовать в своих следующих постройках. Для этого педагог должен выделить какой-нибудь акцент на каждой конструкции. В процессе игры с построенными моделями можно предлагать изменить или усовершенствовать что-либо в готовой работе, придать ей какие-либо новые функции или возможности, таким образом в игровой манере педагог стимулирует группу воспитанников к общению над коллективными задачами.

4. Конструирование по простым чертежам и наглядным схемам. Этот этап является одним из самых сложных. Задача педагога научить детей читать схемы сборки и чертежи по сборке. Для этого потребуется больше усидчивости и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого, т.к. именно на этом этапе может возникнуть явное расслоение среди детей по способности усваивать материал. Поэтому постепенное усложнение схем должно происходить у каждого ребенка в отдельности. На первых занятиях на этом этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно проиллюстрированы в картинках. При помощи схем у детей формируется умение не только механически соединять детали конструктора, но и выбирать правильную очередность своих действий.

5. Конструирование по замыслу. Данный этап можно назвать итоговым в начальном дошкольном конструировании. Это этап свободного творчества – дети сначала описывают модель, которую хотят создавать, и только после этого приступают к конструированию. Дошкольники самостоятельно определяют опытным путем, как отразится на постройке изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания на прочность и устойчивость, оценивают ее двигательные и динамические характеристики и возможности, в случае создания подвижных моделей, проводят презентации, сочиняют сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, в которых используют свои модели. Педагог проверяет соответствие изделия описанию. На завершающей стадии этого этапа ребенок должен научиться самостоятельно создавать простейшие схемы, по которым остальные дети смогли бы создать такую же модель.

6. Создание алгоритмов и программ для «оживления» своих моделей. К этому этапу переходят в старшей или подготовительной группах, соответствующим возрасту воспитанников 6-7 лет. Обойтись здесь без специализированных робототехнических конструкторов, в состав которых входит и доступное для ребенка программное обеспечение, невозможно. Ребенок осваивает основы простейшего алгоритмического программирования на базе специальных визуальных редакторов. Так же возникает необходимость для педагога в прохождении обучающих курсов для овладения в полной мере программным обеспечением конкретного производителя.

Конечно же на каждом этапе не нужно забывать про игровой аспект обучения. Все занятия педагог должен завершать игрой. Положительным моментом будет если модели, создаваемые детьми на занятиях, будут использоваться определенное время в обычной жизни групп ДОУ, например, в оформлении уголка с поделками, в тематических выставках, в театрализованных и кукольных постановках.

Нельзя не упомянуть и воспитательный момент, сопровождающий занятия по робототехнике на каждом этапе. В ходе каждого занятия воспитатель должен обращать внимание детей на аккуратность в процессе постройки моделей и в игре с ними, а по завершению занятия к самостоятельному приведению в порядок своего рабочего места и к уборке деталей конструктора в специальные контейнеры, которые должны храниться в определенном месте.

На занятиях в дошкольных организациях по робототехнике применяют следующие педагогические технологии: проектной деятельности, ТРИЗ, исследовательской деятельности, игровой деятельности и информационно-коммуникационной.

Таким образом, мы показали, что введение специальных занятий по робототехнике в образовательный процесс в современном ДОУ – базовый этап в знакомстве дошкольников с техническим творчеством, которое помогает развивать внимание, усидчивость, конструктивное мышление, мелкую моторику, конструкторские навыки, речевые способности, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, и т.д., которые обязательно пригодятся ему уже в школьном обучении.

Какие проблемы внедрения робототехники в ДОУ могут возникнуть? Для развития робототехники и конструирования в ДОУ должны быть созданы соответствующие материально-технические условия. Простое на первый взгляд, освоение конструктора и его использование должно быть процессом, основанным на целевых методических разработках, а не спонтанным. Поэтому обязательным условием процесса внедрения занятий по робототехнике является наличие у воспитателя-педагога четкой выработанной стратегии по использованию робототехнических конструкторов в образовательном процессе. Для воплощения этого в реальность должны создаваться специальные методические пособия, разрабатываться программы для унификации процесса обучения робототехнике в дошкольных учреждениях. Не смотря на всю значимость и актуальность данного вопроса процесс обучения робототехнике оставлен на откуп энтузиастам, которые разрабатывают планы занятий, изобретают методические пособия, продумывают полностью весь план занятий исключительно в пределах заведения, где они реализуют свои идеи. Единых готовых разработанных программ на федеральном уровне не существует, и это сильно осложняет работу педагога. При наличии все большого количества источников по развитию робототехники в дошкольных учреждениях и их разнообразии, отсутствует единая система оценки полученных умений и знаний.

Нельзя не затронуть и материальный аспект данной темы. Для эффективной организации занятий по конструированию необходимо создать соответствующие условия, обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. Наборы конструкторов по робототехнике весьма высоки по стоимости, и для обустройства нескольких рабочих мест требуются определенные средства и возможности, которыми, зачастую, ДОУ не располагают. Уже на первых занятиях педагогу становится понятно, как предпочтительнее каждому ребенку преподнести детали конструктора — в специальном кейсе, обычном ящичке для игрушек или россыпью. У детей должна быть возможность свободного перемещения в пределах помещения где проходит обучение, для беспрепятственного общения их между собой, а не быть ограниченным рамками стола. Чтобы правильно работать с конструктором на занятиях, он должен тактильно и визуально привыкнуть к разнообразию форм и расцветок элементов конструктора. Для этого требуется выделение специальных площадей на территории детского сада, мест для хранения конструкторов для каждого этапа процесса обучения и много других организационных вопросов. Следующая проблема – подготовка квалифицированных кадров, прошедших обучение по соответствующей программе. Педагогу очень проблематично самостоятельно освоить все многообразие предлагаемых на рынке вариантов обучающих робототехнике конструкторов и программ. Без централизованной подготовки педагогического состава под конкретную задачу, уровень развития в обучении робототехнике и конструированию в дошкольных учреждениях останется на весьма посредственном уровне.

Робототехника в детском саду – не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Так же робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. При выборе конструктора для детей надо видеть, что он входит в линейку других конструкторов, то есть получить возможность последовательной работы, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, он несет полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании моделей из его деталей. Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоническим и полноценным развитием ребенка.

Литература

1. Айрапетян, Л.М. Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Робототехника в детском саду» для детей 5-7 лет // МАДОУ Детский сад №83 Общеразвивающего вида. г. Одинцово. 2018.

2. Заболоцкая, В.В., Николаев, Н.В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2017. №4.- С. 1308-1311.

3. Лашкова, Л.Л., Шанц Е.А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7.

4. Орехова, О.Н. Внедрение робототехники в образовательный процесс как один из способов развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. №11.

5. Прокофьев, А.С. Робототехника в детском саду// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №14.- С. 36

6. Ханова, Т. Г., Сунеева, И. В. Развивающий потенциал конструирования и робототехники в дошкольном образовании // Государственный Советник, 2018. №2.- С. 59-63.

7. Цыганков, К. Робототехника в детском саду // Stem блог, Техника и технологии. 17.01.2019.

SLupanova@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как средство развития творческих способностей ребенка»

АннотацияРодители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать,  насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принест...

«Конструирование и моделирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательном процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Мастер класс для педагогов на тему: «Техническое конструирование, как средство развития творческих способностей ребенка»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, освоение опыта работы по конструированию, как средства развития творческих способностей ребенка....

«LEGO конструирование и робототехника в процессе развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные пере...

«Техническое конструирование, как средство развития творческих способностей ребенка»

Тема заседания ГМО «Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника в образовательном процессе ДОУ»          Те...

Консультация «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Оригами (в переводе с яп. «сложенная бумага») – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов....