рабочая программа музыкального руководителя для подготовительной школе группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Луценко Надежда Павловна

рабочая программа музыкального руководителя для подготовительной школе группы по пограмме музыкальног воспитания "Ладушки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Педсоветом МБДОУ

Детский сад № 13 «Вишенка»

Протокол

от  _____________№__________

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 13 «Вишенка»

Приказ от ________№ __________

________/ Н. А. Жерновкова/

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию

(Музыка) для подготовительной группы

Музыкального руководителя

Луценко Надежды Павловны

гог Выкса

Содержание  

  1. Целевой раздел образовательной программы
  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно – правовая база
  3. Цель и задачи программы
  4. Концептуальные подходы Программы и принципы
  5. Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
  6. Планируемый результат
  7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

      2. Содержательный раздел образовательной программы

          2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное  применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

          2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

         2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в                соответствии с направлениями развития ребенка

        2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы

        2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

       3. Организационный раздел

       3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

      3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы

        3.3 Планирование музыкальной деятельности  

       Список литературы, интернет - ресурсов.

   

 

     

1. Целевой раздел образовательной программы

Поясн

  1. ительная записка

Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во - первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинаю! творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения.

1.2 Нормативно – правовая база

Программа составлена для организации работы по музыкальному образованию с детьми всех возрастных групп. Рабочая программа разработана на основе :

  • Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
  •  Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  утвержденный 15.05.2013;
  • Приказ  Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
  •  Приказ  Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
  •  Устав ДОО;
  • Образовательная программа ДОО.

Рабочая программа основана на   образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой , И. Новоскольцевой.

При разработке Программы учитывались:

  1. личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
  2. необходимость практической направленности образовательного процесса;
  3. интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.

Срок реализации данной программы – 1 год.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

5. Развивать коммуникативные способности.

6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

  1. Концептуальные подходы Программы и принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

 6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.

  1. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
  • в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
  • организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
  • воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
  • воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
  • задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
  1. Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
  2. Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
  • решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
  • объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
  • ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
  • ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
  • решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
  1. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
  2. Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
  3. Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
  4. Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

  1. Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.

 Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Подготовительный к школе возраст

    У детей 6-7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. В музыкально-ритмических движениях ребенок уже способен посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность. размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. В игре на детских музыкальных инструментах дети совершенствуют свои навыки в процессе игры в оркестре, развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения.

Контингент воспитанников

группы

возрастной состав

количество воспитанников

Подготовительная к школе

от 6 до 7 лет

21

1.6 Планируемый результат

При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Подготовительный к школе возраст

К концу года дети могут:

  • Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
  • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
  • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях -интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

           Мониторинг педагогической деятельности проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

           Результаты мониторинга педагогической деятельности используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

   Мониторинг педагогической деятельности проводится 2 раза в год (в январе  и в мае). В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение; 2 слушание; 3 чувство ритма; 4 пение.

1. Движение:

а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

 б) проявляет творчество;

в) выполняет движения эмоционально;

 г) ориентируется в пространстве;

д) выражает желание выступать самостоятельно.

2. Чувство ритма:

а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;

в) умеет держать ритм в двухголосии.

3. Слушание музыки:

а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;

б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

в) различает двухчастную форму;

г) различает трехчастную форму;

д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

 е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;

ж) проявляет желание музицировать.

4. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) способен инсценировать песню;

в) проявляет желание солировать;

г) узнает песни по любому фрагменту;

 д) имеет любимые песни.

2. Содержательный раздел образовательной программы

2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

Направления развития

Формы реализации программы

Задачи

Приветствие

РОД, досуги.

воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки.

музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.

Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.

Музыкально – ритмические движения

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров

научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения

Развитие чувства ритма

Музицирование

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров

Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух.

Пальчиковая гимнастика

РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра.

Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Слушание

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы,

знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской.

Распевание Пение

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков

Пляски, игры, хороводы

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения.

 танцы  решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:

Виды РОД.

Характеристика.

1. Индивидуальная

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю

2. Фронтальная

Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.

3.Типовая (или традиционная)

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД  может варьироваться.

4. Доминантная

Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

5. Тематическая

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

         

2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

Музыкально-ритмические движения

 Задачи:

1. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки.

2. Совершенствовать движения рук.

 3. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.

4. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми.

5. Ориентироваться в пространстве.

6. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги.

7. Придумывать свои движения под музыку.

 8. Выполнять маховые и круговые движения руками.

9. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами.

10. Выполнять разнообразные поскоки.

11. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.

12. Выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

Развитие чувства ритма. Музицирование

Задачи:

1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.

2. Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.

3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.

4. Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.

 5. Уметь играть двухголосье.

 6. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы.

7. Ритмично играть на палочках.

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

1. Развитие и укрепление мелкой моторики.

2. Развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения.

3. Развитие звуковысотного слуха и голоса.

4. Развитие чувства ритма.

5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.

Слушание музыки

Задачи:

1. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Мусоргского.

2. Знакомить с творчеством зарубежных композиторов.

3. Учить определять форму и характер музыкального произведения.

4. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления.

5. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями. 6. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения.

Распевание, пение

 Задачи:

1. Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.

2. Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.).

3. Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен).

4. Петь согласованно и выразительно.

5. Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.

6. Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.).

Пляски, игры, хороводы

 Задачи:

1. Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.

2. Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.

3. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.

4. Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.

5. Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.

6. Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).

7. Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.

 8. Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения.

Танцевальные фантазии

Этот вид деятельности включен в программу подготовительной группы. Детская танцевальная фантазия - двигательная импровизация под любую музыку. Формирование и развитие танцевального творчества развивает у детей эмоциональную отзывчивость, умение согласовывать свои действия с действиями других детей, умение ориентироваться в пространстве, различать музыкальные части произведения, фразы, соотносить свои движения с динамическими оттенками. Свободные танцевальные импровизации под музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие

2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы

Образовательная деятельность с некоторыми детьми осуществляется по АОПДО (адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 13 «Вишенка») для детей:

- с тяжелыми нарушениями речи (см. АОПДО ТНР)

Разработана на основе ФГОС (приказ № 1155 от 17.12.13 года) на основе заключения ТПМПк. В соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) осуществляется образовательная деятельность, мониторинг индивидуального развития детей.

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается ИОМ вструктуре развернутой ИОТР включающей вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии и процессуальные (организационный аспект) её осуществления. Всё это осуществляется воспитателями совместно с другими специалистами.

Образовательная область, программа

На основе чего разработана рабочая программа

Ф.И.О. педагога, специалиста

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальное развитие

АООП ТНР стр 47

Программа коррекционной развивающей работы стр 61

Луценко Надежда Павловна – музыкальный руководитель

2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        

Цель:

 - создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи:

 - совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
 -  обогащать музыкально-художественной способности родителей, через  приобщение к музыкальному искусству.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

Месяц

Тема

Формы организации

Сентябрь

«Музыкальное воспитание дошкольников»

Анкетирование

Октябрь

«Поведение на празднике»

буклеты - памятки

Ноябрь

 

День матери

 

«Влияние музыки на психику ребенка»

Концерт

Консультации  

Декабрь  

 «Если вас пригласили

  на утренник»

новогодние праздники

 

Оформление  наглядно-педагогической

  рекомендации

праздник

Январь

«Использование

   мультимедийных презентаций и музыкально – дидактических игр в музыкальном

   развитии ребенка.» по всем возрастам

Семинар-практикум

Март

«Моя мама лучше всех»

Праздник

Апрель

«Музыкальное воспитание в семье»

1 апреля «День смеха» конкурс «Вот так чудо - шляпа»

Рекомендации на информационном стенде

Изготовление шляп

Май

 «День победы»

«Выпускной»

Праздник

Праздник

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а также системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.

Формы взаимодействия с воспитателями.

Коллективные:

 - семинары;

 - семинары – практикумы;

- участие в работе педагогического советов;

 - ролевая игра;

 - отчет о работе;

- викторина

Индивидуальные:

 - обучение практическим умениям;

  - рекомендации;

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой

Педагогический совет

Сентябрь

Картотека дидактических игр

В течении года

«Мой музыкальный уголок в группе»

Рекомендации по пополнению ППРС

Сентябрь

«Осенины» - сценарии праздников

Обсуждение сценария

Рекомендации

Октябрь

«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД»

Семинар - практикум

Ноябрь

Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям

Обсуждение

Рекомендации

декабрь  

«Новый год у ворот»

Праздник

Декабрь

«Проектирование пространства среды в групповых помещений»

Рекомендации

Январь

«Бравые солдаты»

Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям

Тематические занятия и развлечение

Консультации

Февраль

8 марта «Кафе Радость моя»

Праздники  

Март

1 апреля «День смеха»

Конкурс «Вот так чудо - шляпа»

Развлечение

подг группа

Апрель

Индивидуальные консультации в подготовке выпускного, обучение практическим умениям

Консультация

Май

Отчет за учебный год

Педагогический совет

Май

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.

Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро - пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.

Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а также вести активную деятельность.

Материальное оснащение музыкального зала

Детские музыкальные инструменты (озвученные)

1.

Бубны

5 шт.

2.

Трещотка

2 шт.

3.

Дудочки

1 шт.

4.

Маракасы

12 шт.

5.

Деревянные ложки

40 шт.

6.

Погремушки

20 шт.

7.

Колокольчики

9 шт.

8 .

Металлофоны

24 шт.

9.

Барабан

1 шт.

10.

Музыкальный треугольник

8 шт.

11.

Маленькие колокольчики

20 шт.

12.

Тамбурин

5 шт.

Детские инструменты (не озвученные)

1.

Балалайка бесструнная

5 шт.

2.

Гитары бутафорские

2 шт.

3.

Гармошка

4 шт.

Учебно-наглядный материал

1.

Портреты русских композиторов классиков

10

2.

Портреты зарубежных композиторов

4

3.

Карточки с изображением музыкальных инструментов

14 шт.

4.

Мольберт

1 шт.

5.

Ширма для кукольного театра

1 шт.

6.

Фланелиграф

1 шт.

Пособия, игрушки, атрибуты

1.

Дом-декорация

1 шт.

2.

  Куклы  для кукольного театра

10 шт.

3.

Султанчики

22шт.

5.

Цветные ленты

12 шт.

6.

Искусственные цветы

10 шт.

7.

Куклы и мягкие игрушки

10 шт.

8.

Шапочки-маски

10 шт.

9.

Цветные платочки

26 шт.

Учебный аудио и видео комплект

1.

CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений.

14 шт.

Дидактические игры и пособия:

Раздел

Материал  

 -музыкально-слуховые представления

Дидактические пособия

1. «лесенка»

2. «»

3. «Учёный кузнечик»

4. «Музыкальные лесенки»

- ладовое чувство

1. «Грустно-весело»

2. «Выполни задание»

3. «Слушаем внимательно»

- чувство ритма

1. «Ритмическое эхо»

2. «Весёлый поезд»

3. «Выполни задание» ритмические картинки и ноты

4. «Наше путешествие

5. «Гусеница»

- тембровая окраска

1. «Музыкальные загадки»

2 «кого встретил колобок»

- динамика

1 «море»

2 «кто самый внимательный»

- восприятие музыка

1 «музыкальная викторина» иллюстрации

Вальс игрушек – Ефимовой

Пёстрый колпачок – Струве (портрет)

Две плаксы – Гнесиной

Марш Гусей – Канэда

В пещере горного короля – Григ (портрет)

Марш Черномора – Глинки (портрет)

Полёт шмеля – Римский – Корсаков (портрет)

Болтунья – Волкова

Жаворонок – Глинки

Лунный свет – Дебюси (портрет)

Пудель и птичка – Лемарка

Сонный котёнок – Берлина

Танец Дикарей  - Нака

Три подружки – Кабалевский (портрет)

У камелька – Чайковский (портрет)

У моей России – Струве

Цирковые лошадки – Красева (портрет)

Чебурашка – Шаинский

(портрет)

«Три кита»

«Слушаем внимательно»

Танцевальная атрибутика

Платочки для танцев

Осенние листочки

Искусственные цветы

Ленточки

Не озвученные инструменты

Гармонь, клавиатура,

Гитара, скрипка.

Музыкальные инструменты

Металлофон

Ксилофон

Маракасы

Деревянные ложки

Треугольники

Бубенцы

Румба

Барабаны

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и  воспитания  по  реализации обязательной части Программы

И. Каплунова

И.Новоскольцева

«Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота» 2010

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Праздник каждый день .Подготовительная группа.  СПб. Изд-во «Композитор» 2007

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Аудиоприложение к конспектам «Подготовительная  группа» (3 CD диска)

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Дополнительный материал подготовительная группа (1 CD диск)

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Музыка и чудеса

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Хи-хи-ха да ха-ха-ха выпуск 1,2

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Цирк, Цирк, Цирк.

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Пойду туда, не знаю куда

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Зимние забавы

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Зимние фантазии

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Ах карнавал 1,2 выпуск

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Карнавал сказок 1,2 выпуск

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Карнавал игрушек

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Топ-топ-каблучок 1,2 выпуск

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Как у наших у ворот

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Игры, сюрпризы, аттракционы

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Левой - правой

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Праздник шаров

И. Каплунова

И.Новоскольцева

Необыкновенные путешествия

3.3 Планирование музыкальной деятельности      

Образовательная деятельность планируется в следующих видах документации:

- перспективное планирование Приложение № 1

- календарное планирование Приложение № 2

- циклограмма работы музыкального руководителя Приложение № 3

- циклограмма праздников в ДОУ Приложение № 4

- циклограмма досугов в ДОУ Приложение № 5

- журнал взаимодействие с воспитателями Приложение № 6

Список литературы

  • Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С.Петербург.: Реноме, 2015
  • Праздник каждый день. Подготовительная группа.  СПб. Изд-во «Композитор» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва

Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...

Рабочая программа музыкального руководителя. Подготовительная к школе группа.

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2018-2019 учебный год.  предназначена для детей 6-7 лет и расчитана на один год обучения....

Рабочая программа музыкального руководителя подготовительная к школе группа

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Музыкальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)Настоящая Рабочая программа разраб...

рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...

рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...