Конспект открытого занятия по музыке для подготовительной группы "В поисках пропавших нот"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бодина Алла Николаевна

Конспект открытого занятия по музыке для подготовительной группы "В поисках пропавших нот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_poiskah_propavshih_not.docx30.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Конспект открытого занятия по музыке.

Тема: «В поисках пропавших нот»

Составила: музыкальный руководитель Бодина А. Н.

г. Курск

2021 г.

Тип занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных понятиях, музыкальных инструментах.

Речевое развитие: Расширение активного словаря дошкольников.

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в играх.

Художественно – эстетическое: Развитие у детей чувства прекрасного посредством воздействия музыки.

Возрастная группа: Подготовительная.

 Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.                                                                          

Задачи:

Образовательные задачи:

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

 - Совершенствовать певческие умения и навыки:                                                правильность звукообразования; красоту  звуковедения ;            

 точность, внятность, ясность певческой дикции;                                 правильность дыхания,  точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля;                                                                                                                                                                  

-Продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.

Развивающие задачи:

-    Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

-     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

-     Развивать координацию, переключаемость движений.

-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и  исполнение произведения в ансамбле;

-развитие музыкального, тембрового, ладового слуха.                                                                                                                                                

  Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.                                                                                  Развивать макро- и микро-моторику.                                                                                                    

Воспитательные задачи:

-    Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

- Воспитывать любовь к музыке.                                                                                                                                          

Оборудование: Музыкальная аппаратура, ноутбук, фонограммы произведений, фортепиано, мультимедиа- проектор, детские и шумовые музыкальные инструменты: (трещотки-вертушки, трещотки пластинчатые, деревянные коробочки, треугольники, гофрированная бумага, металлофоны, ксилофоны, бубенцы, маракасы, колокольчики, треугольники, бубны). Искусственная ёлка, сундучок, карта, конверт, шапочки с названиями нот, семь нот из картона, мольберт, маленькие ноты по количеству детей.

Предварительная работа:

-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенности звучания.

-разучивание музыкального приветствия,

- разучивание текста валеологической распевки «Доброе утро»

-обучение детей игре на детских  музыкальных инструментах.

-разучивание текста к игре «Найди свое место в домике»

-разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»

Ход музыкального занятия

Дети входят в зал под «Марш солдатиков и кукол», становятся к стульчикам.

Музыкальный руководитель: (поёт) Здравствуйте, ребята! (1,2,3,4,5)

Дети: (поют) Здравствуйте! (5-3-1)

Муз. рук. Ребята, я очень рада вас видеть, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

Дети. Здравствуйте, гости. (5-3-3-5-3)

Гости. Здравствуйте. (5-3-1)

Муз. рук. Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой песенки – распевки.

Валеологическая  песенка – распевка с оздоровительным массажем.

«Доброе утро»

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны

И сегодня весь день будет веселее. /Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки /Движения по тексту

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки сильнее, сильнее /Движения по тексту

Ножками потопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем/вращают мочки ушей вперед, назад.

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

Муз. рук. Ребята, сегодня наше занятие необычное. Дело в том, что я получила интересное видеосообщение от принцессы музыкальной страны - Домисольки, а так же какую-то карту в придачу.  Что же Домисолька хочет нам сообщить? Давайте посмотрим, и вы всё узнаете сами.

Дети смотрят презентацию на экране.

Звучит запись голоса Домисольки.

Домисолька. «Здравствуйте, ребята! В моей волшебной музыкальной стране случилась беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все ноты и теперь в нашем королевстве перестала звучать музыка, наступила тишина. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Помогите нам найти волшебные нотки! Ведь мы так любим музыку!  В помощь я послала вам карту с подсказками, в надежде, что она вам поможет! До встречи, ребята!

Муз. рук. Ребята, что за ноты исчезли из страны музыки? Давайте вспомним, как они называются?

«Семь лишь нот всего на свете, хоть любого ты спроси!

Их, конечно, знают дети?»

Дети хором отвечают: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!»

Муз. рук.: Ну что, поможем принцессе Домисольке найти волшебные нотки? (Ответ детей)

Муз. рук: Но для начала вам нужно подкрепиться, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету за правой щекой/ Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой/Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой/ Дети открывают широко рот

Конфеткой угостились/ Дети облизываются

Вот и подкрепились/ Гладят животики

Муз. рук. Теперь вы готовы, подходите, рассмотрим с вами карту Домисольки. Вот первая подсказка. Ноты «До» и «Ре» спрятаны в сундучке. Где же находится сундучок? Внимательно посмотрите. (Смотрят вправо, влево, находят сундучок, достают из него ноты).

Муз. рук. А вот и нотки «До» и «Ре». Ребята, чтобы ноты зазвучали, нужно выполнить музыкальное задание. Сейчас я его вам прочитаю.

Задание № 1. Угадайте музыкальный инструмент по звучанию.

Муз. рук. Перед вами находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Возьмите любую карточку и приготовьтесь слушать внимательно музыку. Голос какого инструмента прозвучит – карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх.

На экране после ответа детей появляется прозвучавший музыкальный инструмент. Дети садятся на стульчики.

Игра «Угадай звук музыкального инструмента»

№1 – звук скрипки  

№2 – звук арфы

№3 – звук трубы

№4 – звук фортепиано  

№5 – звук флейты

№6 – Звучит весь оркестр – все дети поднимают карточки

Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей) Ребята, как вы думаете, как называется этот оркестр? Ответ (Симфонический)

Муз. рук. Молодцы, вы справились с заданием. (Дети относят карточки). Посмотрим в нашу карту, куда же злая волшебница Пауза спрятала остальные нотки? (Дети смотрят в карту). Видите, еще 2 нотки «Ми» и «Фа» спрятаны под елочкой далеко в лесу. Поедем в лес искать нотки? Тогда давайте сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, в котором будет подсказка, на чем можно отправиться в зимний лес. Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

Слушание музыкального произведения Г. Свиридова «Зимняя дорога» из повести А.С. Пушкина «Метель»

Муз. рук. Ребята, вам понравилось муз произведение? Кто скажет название? Какой композитор его сочинил? Его исполнял один музыкант или оркестр? А какой? Какая по характеру музыка? Какой темп, динамика? (Ответы детей).

Муз. рук. Так на чем мы с вами поедем в лес? Правильно, на лошадке! Предлагаю вам сейчас озвучить сказку "Едем, едем на лошадке".  Мы будем петь слова сказки и озвучивать ее на музыкальных инструментах. (Дети берут музыкальные инструменты, садятся. На экране показывают муз инструменты)

Озвучивание Сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке"

Дети медленно идут по кругу и поют слова сказки.

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.

 Скок-скок-скок (2раза)

(Муз. рук. и один ребенок играют на ксилофонах (коробочке) скачками, изображая топот копыт.

Санки скрипят / (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)

Бубенчики звенят / (Другой ребенок играет на бубенцах)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.

Скок-скок-скок (2раза)

Ветер шумит /(предлагается ребенку сыграть на маракасе)

Дятел стучит/ (равномерные удары по деревянной коробочке или на ложках)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Холод, стужа / (ребенок играет на треугольнике – таинственно 5 раз)

Снег пушистый кружит, кружит/ (ребенок изображает снег на бубне круговыми движениями)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Белка на ветке орешки грызёт / (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)

Рыжая лисичка зайца стережет / (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу или пакет)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали,

С горки у-ух! /(ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)

В ямку -бух! /(ребенок ударяет один раз по пластиковой коробочке)

Приехали!

Муз. рук. Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу возле елки, вам не кажется, что она очень похожа на елку из нашей карты. Может именно под ней спрятаны волшебные нотки? (Находят) Вот и нотки «Ми» и «Фа». Прочитаем, задание, которое нужно выполнить, чтобы их расколдовать. (Читает задание на карте)

Задание № 2. Исполнить музыкальное произведение в оркестре.

Муз. рук. Довольно сложное задание. Попробуете его выполнить?

Но сначала я хочу загадать вам одну загадку:

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……(дирижер)

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Дирижер и оркестр»

(Ставят 6 стульчиков в линию, назначает ребенка дирижером)

Чтоб оркестром нам сыграть, инструменты нужно взять

Инструменты выбирайте, дружно по местам вставайте!

Музицирование на муз. инструментах «Дирижер и оркестр»

Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Две подгруппы сидят на стульях, другие 2 стоят позади них. Звучит музыка, дирижер – ребенок руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам. Затем, выбирается другой дирижер.

(Дирижер надевает шляпу и берет дирижерскую палочку)

Муз. рук. Молодцы, отлично справились с заданием. Посмотрим в нашу карту.

Видите, ноты «Соль» и «Ля» спрятаны где - то в сугробе. Давайте вместе поищем его. (Ищут, находят нотки. Читают задание на карте.)

Задание №3. Помогите ноткам найти свое место в домике.

Муз. рук. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое место в домике». Для этого вам нужно самим превратиться в нотки, относите  инструменты, надевайте шапочки и запоминайте название своей ноты.

(Поставить 7 стульчиков в ряд по количеству нот, шапочки с названиями нот). Дети кладут инструменты и надевают шапочки с нот.

Проводится игра «Найди свое место в домике»

Муз. рук. играет на пианино, дети ходят по кругу перед стульями и поют:

Мы по кругу идем, звонко песенку поем.

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си - Си-ля-соль-фа-ми-ре-до»

А как песенку допели нотки быстро в домик сели.

После слова «сели», дети-«нотки» бегут к стульчикам, садятся в последовательности расположения нот по порядку. Муз. рук. проверяет, правильно ли дети нашли свое место и говорит:

Вот пора уже опять ноткам выйти погулять.

Играет на пианино веселую музыку, дети делают поскоки врассыпную, парами, затем говорит:

Погуляли вы у дома, перепутались все снова. 

 Игра проводится еще раз с другими детьми.

Муз. рук. Молодцы, ребята. (Дети относят шапочки)

 Посмотрим последнее задание на карте. Видите, нота «Си» спрятана в конверте, а конверт находится у нас в детском саду. Возвращаемся назад? (Ответ детей) Тогда прилягте все на ковер и закройте глаза, и пусть волшебная музыка перенесет нас обратно.

Релаксация под музыку Г. Свиридова «Весна»

из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Муз. рук. Вот мы и на месте. Вставайте, ребята. Где же спрятан конверт с ноткой? (Дети ищут, находят). Прочитаем последнее задание.

Задание № 4. Сочините и угадайте мелодию.

Муз. рук. С этим заданием вы легко справитесь. У нас есть музыкальный домик, который нам в этом поможет.

Игра «Сочини и определи мелодию»

Муз. рук. вызывает двух детей: один (композитор) придумывает мелодию, играет ее на металлофоне (поступенно вверх, вниз, на одной ступени, или скачкообразно), а другой слушает и выстраивает ее на нотном стане. Затем все дети поют знакомую распевку, применяя «звучащие жесты»

1 распевка «Вот иду я вверх»

2 распевка «Андрей – воробей»

2 песенка «В траве сидел кузнечик»

Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы). Нотный стан

Муз. рук.  Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и наконец мы собрали все нотки. Давайте вернем их в домик. (Дети прикрепляют ноты на мольберт) Посмотрите, что получилось? (Ответы детей: песенка. Вы любите петь? (Ответы детей) Тогда давайте споем нашу любимую песню, готовы?

                        Дети исполняют песню А. Островского «До, ре, ми, фа, соль, ля, си.»

(После исполнении песни звучит волшебная музыка и на экране появляется Домисолька).

Просмотр видеоролика на кране.

Домисолька (запись): Дорогие ребята, вот вы и нашли все наши потерянные нотки. Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары волшебницы Паузы рассеялись, и в нашем королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам. До новых встреч, мои маленькие друзья. До свидания!

Муз. рук. Принцесса Домисолька, мы с ребятами рады были помочь тебе. Правда, ребята? (ответы)

Рефлексия.

Муз. рук. Подведение итогов. Проверка приобретенных знаний.

Вам понравилось наше занятие? А что вам больше всего понравилось? А что было самое трудное? Какие музыкальные понятия вы запомнили?

В память о музыкальной стране позвольте вручить вам небольшие подарки. Дети берут разноцветные нотки. Ну а сейчас настала пора прощаться.

Муз. рук. До свиданья, дети. (Поет .1-2-3-4-5)

Дети. До свидания. Поют (5-4-3-2-1)

Используемый методический материал.

1. Анисимова Г.А. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – Спб.,2008.

3. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон».— М.: Просвещение, 2004.

4. Костина Э.П. Хрестоматии к программе «Камертон».  – Н. Новгород, 2003.

5. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. – Ростов –на-Дону, 2007.

6. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983

7. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей  6 -7 лет. – М., 1988.

8. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа – Композитор, 2009 г.

9.  Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро вождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

10. О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

Открытое занятие по музыке в подготовительной группе «Краски Осени»

Активизировать у детей восприятие и понимание музыки. Развивать образное и ассоциативное мышление,  понимать, что музыка может изображать явления природы. Расширять знания о связи разных видов ис...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом»  в подготовительной группе «Буратино»...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»

Дети учатся  составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(точка, вопросительный знак, восклицательный знак). дети...