Характеристика социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Гульназ Медведева

Характеристика социально-коммуникативного развития

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к 4-м годам и остаётся наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей (особенно тех, кто посещает детский сад) сверстник играет более значимую роль, чем взрослый и занимает всё большее место в их жизни.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети начинают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях:

1) уровень ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей: врач - больной, продавец - покупатель, мама - дочка и пр.);

2) уровень реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого.

Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика социально-коммуникативного развития

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к 4-м годам и остаётся наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей (особенно тех, кто посещает детский сад) сверстник играет более значимую роль, чем взрослый и занимает всё большее место в их жизни.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети начинают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях:

1) уровень ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей: врач - больной, продавец - покупатель, мама - дочка и пр.);

2) уровень реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого.

Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров.

В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в различной ситуации.

Классификация факторов социализации ребенка-дошкольника:

1)Социальные факторы:

- макрофакторы: страна, общество, государство;

- мезофакторы: демографические условия; этнос, национальность; миграционные процессы; принадлежность к соц. группе, классу, субкультуре; информационная среда (СМИ).

- микрофакторы: семья, институты воспитания, группы сверстников.

2)Природные факторы: ландшафт, климат, географ. среда, экология.

3)Культурные факторы:

- этническая (народная) культура: фольклор, материнский фольклор, материальная и духовная деятельность, переходящая из поколения в поколение.

- традиции, обычаи: многовековой опыт и мудрость народа, игры, способ бытия и воспроизводства,

- детская субкультура: детское собирательство, детск. игра, детск. фольклор, словотворчество.

Методы психолого-педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Методы психолого-педагогической диагностики (общие): Метод беседы; Метод изучения результатов деятельности; Метод наблюдения; Метод эксперимента; Метод тестов.

Целью наблюдения за игровой деятельностью детей является определение уровня и характера развития коммуникативных навыков и умений у детей в системе взаимоотношений «ребенок-ребенок».

Классификация уровней взаимоотношений детей дошкольного возраста. Данных уровней можно придерживаться при оценке результатов наблюдения за детьми.

К 1 уровню отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко 2 уровню отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К 3 уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т.д. К 4 уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх, склонные к конфликтам.

Методика “Рисунок семьи” (Автор методики: Л.Корман)

Цель данной методики - выявить представление ребёнка о семье и о своём положении в ней.

Методика “Отношение ребёнка к взрослым”

Используемый материал: листья бумаги различного цвета, краски.

Методика предназначена для детей 4-7лет. Рисование на тему “Мой воспитатель”.

До начала рисования ребёнку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, чёрный) и предлагают назвать, какой цвет из предложенных больше всего нравится, и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на тему «Мой воспитатель».

Все полученные в процессе диагностики результаты оцениваются по следующим критериям и уровням социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Высокий уровень: установка на партнерство в общении, проявление инициативы и самостоятельности в установлении коммуникативного контакта, готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера, стремление разрешать конфликты, совместное обсуждение проблем, их решение и разрешение противоречий; самостоятельность и свобода выбора субъекта общения, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя

Средний уровень: ситуативная направленность на собеседника, неустойчивость внимания, частая подмена слов мимикой и жестами; возникновение потребности в общении только в результате побуждения к диалогу со стороны взрослого или сверстника, стремление избежать конфликта, неуверенность в себе, позиция «ведомого» в общении.

Низкий уровень: отсутствие интереса к собеседнику, несвязное, отрывистое высказывание, или отказ от общения; неадекватная ситуации лексика, низкий уровень эмпатии, высокая конфликтность.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙВСИВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Формы работы с родителями делятся на традиционные и нетрадиционные.

По социально-коммуникативному  развитию дошкольников:

Традиционные–Коллективные, массовые:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми  дома», «Игра как средство воспитания», «Защита прав и достоинства  ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,

3. Собрания-консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе»

 4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитание ребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;

5. Тематические выставки: «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица»

6. Информационные бюллетени, памятки, листовки на темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка оптимиста»

7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»;

8. Анкетирование, «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»

9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он? Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.

Традиционные–Индивидуальные:

1. Педагогические беседы с родителями: «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» (кризис 3-лет);

2. Консультации, исходя из запросов родителей: «С кем и как дружит мой ребенок»;

3.Педагогические поручения;

Традиционные–Наглядно-информационные:

1. Видео/аудиофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов;

2. Фотографии, выставки детских работ, стенды;

Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.

Классификация нетрадиционных форм:

1.Познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста). Формы проведения: семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, собрание-выставка).

2.Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).Формы проведения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

3.Информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности). Формы проведения: социологические опросы.

4.Наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.). Формы проведения: организация дней открытых дверей, выпуск газет.

Совместные мероприятия педагогов и родителей: Родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, встреча с администрацией, школа для родителей.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....