Августовская конференция 2022 года
материал

Матвиевская Ирина Геннадьевна

Представлен материал по теме;  «Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский сад «Солнышко» - обособленное структурное подразделение МОУ «Ульканская СОШ №2» «Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования». Выполнила: Матвиевская Ирина Геннадьевна Учитель-логопед ДОО «Солнышко»

Слайд 3

Федеральными государственными образовательными стандартами к основным видам детей с ОВЗ относят следующие: Дети с нарушением слуха (тугоухость). Дети с нарушением зрения. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития. Дети с расстройствами аутистического спектра. Дети с умственной отсталостью.

Слайд 4

С истемное недоразвитие речи средней степени при задержке психического развития .

Слайд 5

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при легкой умственной отсталости. В первом периоде обучения дается общее представление о звуке, развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Способность узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса, так же различать речевые и неречевые звуки. Во втором периоде велась работа над развитием слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховая память. Учились отличать интонационные средства выразительности в чужой речи. Распределяли предметы и игрушки, названия которых включают дифференцируемые звуки. В третьем периоде обучения в играх и упражнениях закреплялись полученные умения и навыки.

Слайд 6

Взаимосвязь со специалистами и родителями. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре развивали чувства ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, что способствует автоматизации звуков при разучивании песен, речевок , закрепляет лексико-грамматические навыки средствами специальных занятий. Родители проявляли интерес и оказывали посильную помощь в коррекции речи детей. Немаловажным является проявление ответственности за посещение ребенком логопедических занятий и осуществление контроля за выполнением домашних заданий логопеда. Специалисты оказывали педагогическую и специализированную помощь на протяжении всего периода обучения. Использовались разные формы работы, такие как: родительские собрания, консультации, информационные стенды, папки-передвижки (логопедические уголки), открытые и совместные занятия для родителей. Эффективной зарекомендовала себя профилактическая работа с родителями по запросам с их стороны. Это наиболее действенный диалог по решению единых задач в плане создания условия и реализации специализированных программ с учетом индивидуального развития на каждом возрастном этапе.



Предварительный просмотр:

Август – 2022 Матвиевская И.Г.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с опытом моей деятельности «Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования».

И небольшим эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова Далай Ламы: «Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия».  

Для раскрытия теоретических аспектов развивающей работы логопеда с детьми, имеющим ограниченные возможности здоровья важно определить сущность ОВЗ. В специальной психологии и коррекционной педагогике термин дети с ограниченными возможностями здоровья появился сравнительно недавно.  Давайте, уважаемые коллеги, попытаемся сформулировать общее понятие «дети ОВЗ». (Дать возможность участникам высказаться). 

Согласна с вашими высказываниями. Синонимами данного понятия в разных литературных источниках выступают следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети», «аномальные дети», т.е. это  все лица от 0 до 18 лет имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Федеральными государственными образовательными стандартами к основным видам детей с ОВЗ относят следующие:

  1. Дети с нарушением слуха (тугоухость).
  2. Дети с нарушением зрения.
  3. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  5. Дети с задержкой психического развития.
  6. Дети с расстройствами аутистического спектра.
  7. Дети с умственной отсталостью.

Таким образом, при всех видах ОВЗ психический статус детей может  определятся как нормативный, задержанный или нарушенный.

Рассмотрим две группы детей с которыми мне пришлось встретиться на практике – это системное недоразвитие речи тяжелой степени при легкой умственной отсталости(синдром Дауна) и системное недоразвитие речи средней степени при задержке психического развития. Дети с ЗПР отличаются   от детей с легкой УО большей живостью психики, большей инициативностью, самостоятельностью в играх, яркостью эмоций, большим их влиянием на интеллектуальную деятельность, стремлением показать себя с лучшей стороны и благоприятным прогнозом коррекции.

Устранение и сглаживания системного недоразвития речи у детей с ОВЗ при ЗПР и ЛУО проводится преимущественно логопедом, при активном участии других педагогов ДОО и родителей. Были составлены АООП, соответствующие определенному типу ОВЗ, они ориентируются на рекомендации логопеда. Воспитатели и специалисты прошли курсы по данной категории детей. Были разработаны индивидуальные маршруты развития детей, где каждый выполняет свою работу в процессе реализации АООП.

        И так, ЗПР рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся все случаи замедленного психического развития так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы, но не достигающей умственной отсталости. Содержание логопедической работы включает направления над развитием всех компонентов языковой системы и тесной связи с психологом. Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и, в то же время, дифференцированный характер.

        Т.о., учитывая методологию по организации логопедической работы, я осуществляла и осуществляю деятельность с учетом следующих факторов.

1.      Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

2.      Взаимосвязь логопедической работы с программой по обучению грамоте, Работа по коррекции речи у школьников с ЗПР должна проводиться в тесной взаимосвязи логопеда, учителя, психолога.

3.      Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).

4.      Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

5.      Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей).

6.      Максимальное использование при коррекции дефектов речи у школьников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР.

Оценка качества развивающей работы с ЗПР при выпуске в школу определяется логопедом в соответствии с тремя достигнутыми уровнями речевого развития, выпущен: со значительным улучшением, с улучшениями, с незначительным улучшением.

Содержание развивающей логопедической деятельности при легкой умственной отсталостью в зависимости от структуры первичного дефекта, в моем случае это синдром Дауна, содержит облегченный уровень сложности по всем направлениям работы. На индивидуальных логопедических занятиях у УО детей формируется понятие о звуке, как о речевой единице.

В первом периоде обучения дается общее представление о звуке, развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Способность узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса, так же различать речевые и неречевые звуки.

Во втором периоде велась работа над развитием слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховая память. Учились отличать интонационные средства выразительности в чужой речи. Распределяли предметы и игрушки, названия которых включают дифференцируемые звуки.

В третьем периоде обучения в играх и упражнениях закреплялись полученные умения и навыки.

С ребенком проводились фронтальные занятия  по развитию фонетико-фонематических компонентов речи. Выучили 10 звуков, заглавную печатную букву, как символ звука для конкретизации абстрактного понятия «звук» (буква – это домик в котором живет звук). Для конкретизации образа буквы использовались традиционные приемы: палочками, пуговками, косточками и другими материалами. На каждый звук отводилось по 6 занятий, т.е., один звук изучался две недели.

Развитие словаря и грамматического строя речи происходило как на индивидуальных (в процессе коррекции звукопроизношения) занятиях на лексическом материале изучаемых звуков, так и на специальных занятиях по развитию лексико-грамматических компонентов и связной речи.

На втором году обучения познакомились с 15-ю заглавными печатными буквами для формирования элементарных навыков письма и чтения. Дальнейшая работа ведется в школе.

Оценка качества развивающей работы с ЛУО при выпуске в школу также определяется логопедом в соответствии с тремя уровнями речевого развития как при ЗПР.

Ну и, как вы понимаете, что «один в поле –не воин», работа велась в тесной взаимосвязи со специалистами, где каждый выполнял свои профессиональные обязанности и проявлял уровень мастерства в процессе реализации АООП.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре развивали чувства ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, что способствует автоматизации звуков при разучивании песен, речевок, закрепляет лексико-грамматические навыки средствами специальных занятий.

Родители проявляли интерес и оказывали посильную помощь в коррекции речи детей. Немаловажным является проявление ответственности за посещение ребенком логопедических занятий и осуществление контроля за выполнением домашних заданий логопеда. Специалисты оказывали педагогическую и специализированную помощь на протяжении всего периода обучения. Использовались разные формы работы, такие как: родительские собрания, консультации, информационные стенды,  папки-передвижки (логопедические уголки), открытые и совместные занятия для родителей. Эффективной зарекомендовала себя  профилактическая работа с родителями по запросам с их стороны. Это наиболее действенный диалог по решению единых задач в плане создания условия и реализации специализированных программ с учетом индивидуального развития на каждом возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической августовской конференции

Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи....

Доклад к августовской учительской конференции 2017 года.

Тема доклада "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорного жанра"....

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ .Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 6 апреля 2022 года

Публикация Халиуллиной Елены Борисовны , от 30.03.2022г, с.56-63Развитие познавательной активности старшего дошкольника , любознательности, любви и уважения родного края посредством изучения малой и б...

Статья в сборнике научно-практической конференции 13 апреля 2022 года в Минске Беларусь. "Наука 21 века:актуальные вопросы, инновации и векторы развития"

Статья называется "Мультипликация средство как средство всестороннего художественног- эстетического развития личности ребенка  развития в условиях разновозрастной группы" В с татье опис...

Материалы региональной (с международным участием) научно-практической конференции 3 ноября 2022 года.

РАЗВИТИЕ КОНКУРСОМ. ПРАКТИКА РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ. Работа посвящена элементам развития в детском саду. За основу развития взято конкурсное движение, позволяющее организовать данный процесс не то...