Обобщение опыта работы на районном методическом объединении «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
учебно-методический материал

Васильева Оксана Павловна

Материалы выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей :

доклад и презентация к докладу на тему "Использование ИТК в работе музыкального руководителя"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационно -коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя Подготовила м узыкальный руководитель МОУ Детский сад № 257 Тракторозаводского района Васильева Оксана Павловна

Слайд 2

« Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин . Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»

Слайд 3

Актуальность : Информатика и информационные технологии (ИКТ) занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет – такова реальность сегодняшнего дня.

Слайд 4

ЦЕЛЬ : Создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни .

Слайд 5

ЗАДАЧИ: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Слайд 6

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Слайд 7

Преимущества компьютера перед традиционными формами воспитания и обучения дошкольников: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Слайд 8

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности; компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению; использование развивающих компьютерных программ; использование мультимедийных презентаций.

Слайд 10

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Слайд 11

Преимущества использования мультимедийных презентаций: Информационная емкость ; Компактность; Доступность; Наглядность и эмоциональная привлекательность; Мобильность; Многофункциональность .

Слайд 12

Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Слайд 13

Использование презентаций по видам музыкальной деятельности: Восприятие музыки:

Слайд 14

Музыкально-ритмические движения: Пение:

Слайд 15

Музыкально-дидактические игры: Игра на детских музыкальных инструментах:

Слайд 16

Использование анимационного фона

Слайд 17

Проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя: Нет компьютера в домашнем пользовании педагога. Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ. Недостаточная компьютерная грамотность педагога. Недостаточное программное обеспечение. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях. Бесплановость, случайность применения ИКТ. Перегруженность занятия демонстрацией

Слайд 18

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов : Повышение эффективности процесса обучения. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ. Активизация познавательной деятельности детей. Создание единой информационной среды. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Слайд 19

Презентация подготовлена музыкальным руководителем МОУ детский сад № 257 Тракторозаводского района Волгограда Васильевой О.П. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  

В РАБОТЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ»

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

 Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

 «Образование для Новой  Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

         В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса   информатизации  всех  сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

     

        Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

     

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

     

      Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

     

        Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

       

        Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации  обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

       

       Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

       

         По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее

  широкому раскрытию их творческих способностей, активизации

  познавательной деятельности;

- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к

  обучению;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

     

     Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя:

- Источник (учебной, музыкальной) информации.

- Наглядное пособие.

- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

- Средство подготовки выступлений.

      Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить  ряд задач:

- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через

  слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким  

  образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею

  индивидуализации обучения детей.

- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд  

  музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику

  звучания музыкальных инструментов и т.д.

- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития

  творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в

  целом.

Возможности применения ИКТ  в музыкальном воспитании дошкольников.

      Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .

     

      Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

     

      Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

     

     Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.). Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;

Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;

Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер; 

Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

     

         Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

     

         Используя возможности программы Power Point  я разрабатываю и использую презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д.

Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре.

     

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

     

      Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения.

     

      Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

     

       С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

   

       Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

     

      Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

   

         Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится моя страничка. В этой теме я создала темы наиболее интересные для родителей это: консультации для родителей, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.

Проблемы использования ИКТ

     Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

- Нет компьютера в домашнем пользовании педагога.

- Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ.

- Недостаточная компьютерная грамотность педагога.

- Недостаточное программное обеспечение.

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

- Бесплановость, случайность применения ИКТ.

- Перегруженность занятия демонстрацией.

     

           На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.

Вывод

      Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом  которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

   

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

- Повышение эффективности процесса обучения.

- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов  

  ДОУ.

- Активизация познавательной деятельности детей.

- Создание единой информационной среды.

- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством

  использования информационно-коммуникативных технологий.

     

         Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит,  воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно,  только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Литература:

Интернет-ресурсы:

1.Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных  

   технологий на уроках музыки в начальной школе.

2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Доклад  подготовила

музыкальный  руководитель

 МОУ Детский  сад № 257

Тракторозаводского  района Волгограда

Васильева  Оксана  Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему «Взаимное обогащение профессионального опыта»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ19.04.2018г. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального ...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Дидактическая игра « Гусеничка» (для детей 2–3 лет) ( из опыта работы на районном методическом объединении

Дидактические пособия, сделанные своими руками, нацелены на развитие мелкой моторики рук....