Технологическая карта В.Драгунский "Тайное становится явным"
методическая разработка

Карпова Елизавета Сергеевна

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Тип урока: изучение нового  материала, работа с книгой.

Планируемые достижения:

Предметные: знать произведения В. Драгунского; характеризовать героев произведения; называть особенности юмористического произведения; восстанавливать текст на основе сюжетных картинок; составить план рассказа; решить проблему, поставленную на уроке.

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать книги на выставке; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения; составлять план и пересказывать текст по плану.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности; контролировать выполнение плана; оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: формирование и аргументация своего мнения; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; умение слушать и понимать речь других; умение убеждать и уступать.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей; становление мотивационной основы учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; формирование интереса к чтению, читательских компетенций.

Задачи: познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; учить работать с книгой; определять тему выставки книг; учить характеризовать героев произведения; учить определять особенности юмористического произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения; развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст; способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения; формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность; воспитывать честность.

Технологическая карта урока представлена в таблице И.1.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме В. Драгунский «Тайное становится явным»

Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1

2

3

4

1. Организа-ционный этап

Организует эмоциональный настрой на урок.

Психологическая гимнастика. Какое время года наступило?

Покажите, как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний  дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло.

Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней. Вот дождь прошел и вы улыбнулись.
Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Л: Мотивационная основа учебной деятельности.

П: Учебно-познавательный интерес к уроку. Формулирование познавательной цели.

К: Планирование учебного сотрудничества

Р: Волевая саморегуляция.

Продолжение таблицы И.1

1

2

3

4

2.

Речевая разминка

Организует процесс повторения.

-Прочитайте загадку скороговоркой.

-Прочитайте загадку выразительно.

-Скажите что это?

Читают загадку скороговоркой, а затем выразительно. Говорят отгадку.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот открыл я, сколько мог,-

Откусил большой кусок!

Он мне сладеньким казался-

Очень кислым оказался!

(Лимон)

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

П: Построение логической цепи рассуждений.

К: Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества

Р: Познавательная инициатива.

Продолжение таблицы И.1

1

2

3

4

3.

Мотива-ционно-ориентиро-вочный этап.

Создание мотивационной основы учебной деятельности.

1.Учебная задача.

Предлагает познакомится с выставкой книг. В. Драгунского: «Сверху, вниз, наискосок», «Денискины рассказы», «Друг детства», «Веселые рассказы», «Надо иметь чувство юмора», «Похититель собак», «Хитрый способ», «Заколдованная обувь», «Фантомас».

Учитель задает вопросы:

«Рассмотрите выставку книг .

Кто автор этих произведений?

Назовите произведения, которые вам уже знакомы, о чем они?

Можно ли  сказать, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими?»

2.Актуализация знаний.

Предлагает выполнить задание на с. 84 рабочей тетради.

(-Откройте рабочие тетради на с.84.

-Запишите список книг В. Драгунского в рабочую тетрадь)

Учитель задает вопрос: «Что вы знаете об этом писателе?»

Рассказывает о В. Драгунском: Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась  обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем  прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе  пропитание, сыграл несколько ролей в кино  и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский  был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.

Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре- руки вниз.

1.Ученики рассматривают выставку книг, называют знакомые произведения, вспоминают их сюжеты, доказывают, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими.

2.Составляют и записывают в тетрадь список книг В. Драгунского.

Слушают внимательно, пытаются пересказать.

Л: Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.

П: Хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях.

Восстанавливать последовательность событий.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать, группировать в соответствии с заданным условием

К: Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Отвечать на вопросы

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

4.

Создание проблем-ной ситуации

Создание проблемной ситуации.

Учитель предлагает поработать с  еще одним произведением В. Драгунского на с.159 учебника.

Просит прочитать название произведения.

Предлагает рассмотреть иллюстрации и описать их.

Задает вопросы: «Что вы заметили? Как вы думаете, о чем это произведение? Всегда ли тайное становится явным? Как автор попытается доказать, что тайное становится явным? Почему?

Читают название рассказа. Прогнозируют сюжет, героев по названию и иллюстрациям на с.159

Оценивают наличие необходимой информации для ответа на вопросы, выделяют пробелы.

Объясняют свое понимание выражения - тайное становится явным.

П: Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

К: Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Р: Сотрудничество с учителем. Ставить новые учебные задачи.

Продолжение таблицы И.1

1

2

3

4

5.

Поисковый этап

Обучение планированию деятельности

Учитель задает вопросы: «Что поможет нам решить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?»

Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.

В результате на доске могут быть записаны этапы:

1.Прочитать произведение, определить героев, их характеристика, последовательность событий, основную мысль.

2.Составить план произведения.

3.Выяснить всегда ли тайное становится явным?

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра.

К: Участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение.

Р: Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей

Проговаривание последовательности своих действий.

6.

Практи-ческий этап (реализа-ция плана)

Учитель организует следующую работу:

1.Первичное чтение произведения В. Драгунского «Тайное становится явным» (чтение детьми)

Чтение по частям, останавливаясь перед вопросом. Чтение вопроса, предположение, что будет дальше. Затем продолжение чтения.

Спрашивает: «От чьего лица ведется повествование?»

2. Работа над сюжетом и характером героев.

Задает вопросы: «Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу?   Любил ли он манную кашу? А что любите есть вы? Что очень не любите? Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь?

Предлагает обсудить, что делает этот рассказ юмористическим.

Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание детей, что нельзя обманывать. Все наши плохие поступки не остаются безнаказанными.

3.Работа в парах.

Предлагает выполнить задание на с.84 рабочей тетради и составить план рассказа, на основе смысловых частей.

Примерный план.

1.Дениска раздумывает над словами мамы.

2. Завтрак.

3.Предложение мамы.

4. Мучения с кашей избавление от нее.

5. Возмущенный милиционер.

6. Пострадавший дяденька.

7. Рассерженная мама.

8. Урок на всю жизнь.

Читают произведение, отвечают на вопросы,

прогнозируют, что будет дальше.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ.

Формулируют с помощью учителя основную мысль рассказа.

Зачитывают самые смешные фрагменты рассказа.

Рассматривают серию сюжетных картинок, восстанавливают последовательность событий, составляют план в парах.

П: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Определение основной информации, извлечение информации из прочитанных текстов;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

К: Уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать свой ответ.

Допускать возможное существование разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач

Р: Выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Продолжение таблицы И.1

1

2

3

4

7.

Рефлексия

Организует рефлексию в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.

Задает вопрос: «Всегда ли тайное становится явным?»

Все ли пункты плана  мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?

«Три лица»

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Отвечают на вопрос учителя.

Делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Р: Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....

Интерактивный кроссворд по произведениям В.Ю, Драгунского "Тайное становится явным"

Хорошо ли вы помните все подробности приключений, с которыми сталкивались герои рассказов этого замечательного писателя, покажет весёлая викторина. Данныйматериал  можно использовать  д...

Беседа о честности и правдивости на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Цель: дать детям понятия о честности и правдивости.Задачи:-формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;-развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих ...

План –конспект НОД Драгунский В. «Все тайное становится явным».

План –конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группеДрагунский В. «Все тайное становится явным»....

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».Тема: «Знакомство с расска...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект занятия в подготовительной группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского«Тайное становится явным»  Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Та...