Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пархоменко Ирина Анатольевна

Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и здоровье. Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения способствует развитию у дошкольников всех познавательных процессов, а это в свою очередь способствует избежать трудностей обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии у детей дошкольного возраста

Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и здоровье. Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения способствует развитию у дошкольников всех познавательных процессов, а это в свою очередь способствует избежать трудностей обучения в школе.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Вышеизложенное обусловило выбор темы опыта работы: «Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии у дошкольников»

Цель моей работы:  изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста, методами кинезиологии.

Задачи:

  • Подобрать литературу и интернет источники по данной теме.
  • Повысить свой уровень знаний путем изучения необходимой литературы, интернет ресурсов, посещения курсов повышения квалификации, просмотр вебинаров на заданную тему.
  • Проанализировать понятия: «межполушарное взаимодействие», «кинезиология»
  • Рассмотреть влияние развития межполушарного взаимодействия на активизацию мыслительной деятельности у детей.
  • Подобрать методы и методики исследования развития межполушарного взаимодействия, проанализировать констатирующий эксперимент.
  • Подбор кинезиологических упражнений, игр для развития межполушарного взаимодействия для детей дошкольного возраста.
  • Определить цель, задачи, пути и средства развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у детей дошкольного возраста.
  • Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования, сформулировать выводы.

В связи с поставленной целью и задачами мной была выдвинута гипотеза: развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии способствует повысить уровень интеллекта и даст возможность развивать индивидуально – личностные особенности ребенка. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса: детей, родителей и воспитателей.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений с использованием кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми всеми участниками педагогического процесса: воспитателями, узкими специалистами, родителями.

Что же такое «межполушарное взаимодействие» и «кинезиология»?

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.

Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Выделяют три основных типа организации мозга:

• Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.

• Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

• Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности. Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье.

Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга) необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левого полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто мы видим, что родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Работа по формированию межполушарных связей с применением кинезиологических упражнений  включает в себя:

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Ориентировка в пространстве и собственном теле.
  • Ориентировка на листе бумаги.
  • Работа по обогащению словаря и формированию темпоритмической стороны речи.
  • Глазодвигательная гимнастика.

Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия применялись методики: «Сделай как я» (вариант пробы Хеда, модификация), ритмы, проба Озерецкого Н.И. (модификация). По результатам диагностики выявлено, что у большинства детей низкий уровень развития межполушарного взаимодействия (71,4%), высокий уровень не был выявлен.

По результатам анкетирования родителей по данному вопросу выявлено, что большая часть родителей слышали про межполушарное взаимодействие и кинезиологию, но что это такое не знают, соответственно не знают, как можно применять это с детьми. Также родители затруднялись ответить, на что влияют кинезиологические упражнения и для чего развивать межполушарное взаимодействие.

Для формирования межполушарного взаимодействия с применением кинезиологии проводилась работа в течение трех лет, с привлечением всех участников образовательного процесса.

В работе с детьми были составлены картотеки кинезиологических упражнений по разным возрастам.

С детьми проводились  развивающие занятия. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Первая часть - приветствие. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Чаще всего применяю такие приветствия - как:

-Мы вначале будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А потом мы повернемся

И друг другу засмеемся (дети выполняют движения).

Для приветствия использовались разные способы, но обязательно с движениями. Основная часть занятия включает в себя игры и упражнения которые перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия. Конечно, учащиеся меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

2. Дыхательные упражнения (кинезиология). Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика (кинезиология). Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).

Третья часть – заключительная – прощание. Основная цель - закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Можно использовать игры: «Пирамида любви», «Обнималки».

Игра «Пирамида любви» - дошкольники все по одному кулачку складывают пирамиду на руку педагогу - образуется пирамида. Можно использовать девиз группы.

Игра «Обнималки» - дети обнимаются в паре с кем хотят, потом 2-3 раза меняются с другими и тоже обнимаются.

Кинезиологические упражнения включались в физминутки при проведении НОД, а также использовались в совместной деятельности и режимных моментах. Кинезиологические упражнения проводились при проведении пальчиковой гимнастики утром, при пробуждении после сон часа, при проведении прогулок, при индивидуальной и групповой коррекционной работе, а также в других режимных моментах и при проведении занятий.

Для более успешного формирования межполушарного взаимодействия формирую картотеку дидактических игр, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой деятельности, а так же в самостоятельной деятельности детей например:  «Рисуем двумя руками», «Пальчики играют», «Волшебные лабиринты» и другие игры. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, развивают познавательно речевые способности.

В работе с родителями используются следующие формы работы:

анкетирование, практикумы, информационные стенды, дни открытых дверей, организация мини библиотек, родительские собрания, праздники, совместные досуговые вечера, участие родителей вместе с детьми в конкурсах, выставках на темы: «Пальчики играют – ум развивают», «Кинезиология в развитии ребенка», «Развитие мелкой моторики у детей», «Применение психогимнастики для релаксации и снятия стресса», «Применение кинезиологических упражнений для развития межполушарных взаимодействий» и др.

На сегодняшний день подобран консультационный материал по развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников, который выставляется в родительском уголке и периодически обновляется. Разработаны буклеты для родителей по данной теме.

После поведения данной работы проведена повторная диагностика.

У детей повысился уровень развития межполушарного взаимодействия. Дети стали внимательнее, активнее на занятиях.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми можно отметить, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и на весь организм в целом.

Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей.

Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствием обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Также увеличился процент родителей с формированными представлениями о развитии межполушарного взаимодействия через кинезиологию.

Список использованной литературы:

1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное

Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская,

Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).

3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский

проспект. - 2005. - 192с.

4. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд.: -

М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -

М.: Аркти, 2003. – 156 с.

6. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М.: АмритаРусь,2009.- 96с.

7. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение

обучения», «Сфера», Москва 2003г

8. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для

восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное

пособие – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Учебно-методическое пособие.Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста.

Учебно - методическое пособие. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста....

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...